Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
31.03.2021

Что такое цифровой этикет и как вести себя в сети: рассказали эксперты ЮФУ

31.03.2021

Вопросы цифрового этикета сегодня актуальны, пожалуй, даже больше, чем раньше, в связи с тем, что онлайн-коммуникация плотно вошла в нашу жизнь. Это связано, прежде всего с тем, что не все пользователи социальных сетей соблюдают этические нормы и правила поведения в онлайн-пространстве, а многие и не знают об их существовании.

Мы решили затронуть эту проблему в «Точке зрения ЮФУ» и спросили у наших экспертов, что из себя представляет цифровой этикет, и каких норм и правил необходимо придерживаться при общении в онлайн-пространстве.

Сегодня нашими экспертами выступили: культуролог и социолог.

О становлении и развитии цифрового этикета, правилах и нормах поведения в соцсети рассказала кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Дарья Гугуева.

«Понятие «цифровой этикет» неразрывно связано с информационным обществом, в котором мы сейчас живем, и берет свои истоки не только от понятия «этикет» в привычном нам понимании, но и от понятия «сетевой этикет», то есть правила поведения и общения в социальных сетях интернета. Цифровой этикет, исходит из более узкого понятия «сетевой этикет» или «Нетикет» и как самостоятельный феномен формируется в связи с переходом на Web 3.0 в 2007 году», - отметила Дарья Александровна.

По словам эксперта, опубликованного цифрового кодекса поведения нет, но есть общепринятые правила поведения, а также неприемлемое поведение, которое осуждается пользователями сети.

«Цифровой этикет включает в себя сразу три направления: общение в сети, практики использования гаджетов и самопрезентация пользователей в сети. Таким образом, мы можем говорить о том, что вежливый пользователь должен контролировать свое поведение в сети сразу по трем названным направлениям», - добавила Дарья Гугуева.

Как рассказала специалист, ученые постоянно проводят исследования поведения пользователей в сети и пишут статьи на эти темы, а для широкой публики блогеры несут в массы правила поведения в интернете, один из ярких примеров – Телеграмм-канал «Цифровой этикет», автор рекомендует пользователям все время задавать себе вопросы: не доставляю ли я кому-либо неудобство; не подвергаю ли я кого-нибудь опасности; не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!) и, согласно ответам на эти вопросы, выстраивать свою стратегию поведения в сети. Специалисты отмечают, что среди россиян разных поколений наблюдаются различные практики поведения в сети, так, для представителей более старшего поколения приемлемы телефонные звонки и минимальное использование голосовых сообщений в мессенджерах, для подростков – голосовые сообщения – норма общения, а для среднего поколения – возможность звонка по телефону должна быть вначале оговорена в сообщениях, и прямой звонок, без предупреждения может восприниматься как вторжение в личное пространство.

Дарья Гугуева дала несколько рекомендаций правил поведения в социальных сетях.

«Я считаю, что в первую очередь следует быть вежливым и дружелюбным, уважительно относиться к партнеру по переписке, в связи с этим не писать ночью; не использовать Caps Lock в тексте сообщения; если общение происходит в общем чате, например, в Zoom нужно быть особенно внимательным, так как можно по ошибке перепутать личный и общий чаты. Отдельно следует сказать об использовании смайликов и других эмодзи, если они допустимы в дружеском общении, то в деловой переписке – это табу. Еще один совет, соблюдать грамматику и пунктуацию, времена, когда в интернете использовался «Олбанский язык» ушли в прошлое, правильное написание текстов поможет верно донести ваши мысли до собеседника.  Перед отправкой письма по электронной почте или сообщения в мессенджере проверьте свой текст, автозамена часто вносит сумбур в тексты. Говоря об общении по телефону, помните о конфиденциальности, для того чтобы окружающие не стали невольными слушателями ваших разговоров, следует отойти от них минимум на три метра, что в закрытом помещении или в общественном транспорте сделать практически невозможно. Также помните, что существуют места, в которых телефоном пользоваться не принято – это больница, библиотека, театр, публичные мероприятия. Отдельно скажу о наушниках, которые в первую очередь предназначены для того, чтобы слушать музыку не мешая окружающим, а когда люди используют их для разговора по телефону, то часто повышают голос, в связи с тем, что наушники подавляют окружающие шумы, а повышенные тона привлекают к себе еще больше внимания окружающих и о конфиденциальности, о которой я говорила выше, не может быть и речи. Всегда следует помнить, что, находясь в социуме, мы должны жить по правилам «человеческого общежития», то есть, стараться причинять как можно меньше дискомфорта и неудобств окружающим нас людям», - отметила эксперт.

Заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики, кандидат философских наук, доцент Института философии и социально-политических наук Екатерина Липец рассказала о правилах делового этикета в онлайн-пространстве.

«Сегодня в крупных организациях и компаниях, где принят корпоративный устав, как правило, существуют шаблоны и инструкции, которые регламентируют общение по телефону. Нормы и правила поведения существенно не поменялись. Традиционные нормы общения, такие как приветствие, уважительное обращение, субординация и прочие, по-прежнему остаются актуальными», - подчеркнула Екатерина Юрьевна.

По словам эксперта, правила деловой переписки – это важный момент при общении с коллегами, партнерами и собеседниками. Необходимо разделять переписку по электронной почте и в социальных сетях или мессенджерах. Цифровой этикет переписки по электронной почте требует соблюдения вполне четких и понятных правил: обязательно приветствовать в начале письма; указывать тему сообщения; ставить подпись в конце письма; не допускать орфографических и пунктуационных ошибок, не сокращать слова; не отправлять рабочие письма в нерабочее время, но даже, если отправили, то должны понимать, что это не обязывает получателя отвечать сразу; приветствуется использование в переписке профессиональной лексики и в меньшем количестве разговорных оборотов, особенно, если они не уместны; желательно не присылать рабочие документы в мессенджерах, поскольку не всем удобно открывать их на мобильном устройстве или не установлены соответствующие программы.

«Что касается обращения на «вы» и «ты», то здесь существует несколько разных подходов. Первый, говорит нам, что с незнакомыми людьми в живом или цифровом общении необходимо обращаться к собеседнику на «Вы». Такой же формат принят в деловом мире. Другой подход дает право обращаться на «ты», если в организации или сетевых сообществах принята соответствующая субординация. Распространена также позиция, что общение на «ты» может быть только с разрешения старшего по возрасту или статусу. В большинстве случаев, в сетевом сообществе чаще всего используется общение на «ты».  Для социальных групп и корпоративных сообществ не допустимо использование ненормативной лексики и переход на личности в процессе общения», - пояснила Екатерина Липец

Также эксперт озвучила правила пользования сотовым телефоном во время деловых мероприятий. Как рассказала Екатерина Юрьевна, во время деловых встреч и переговоров, конференций, мероприятий, лекций лучше отключить мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим. Бывают мероприятия, где это условие должно быть соблюдено обязательно. Если Вы ожидаете важный или срочный звонок, то корректней всего предупредить коллег и, в случае звонка, допустимо ответить, но лучше при этом выйти, чтобы не мешать остальным. Для занятых людей рекомендовано установить голосовую почту, которая будет фиксировать все входящие сообщения.  Просматривать сообщения во время мероприятия, беседы, переговоров тоже не всегда правильно. Может сложиться впечатление, что в этих сообщениях вы передаете информацию о выступающем или письменно комментируете ситуацию. Во избежание двусмысленных трактовок лучше не пользоваться телефоном либо делать это не часто. Для многих постоянное присутствие телефона в руках является раздражителем, поэтому может негативно сказаться на общем впечатлении от мероприятия.

«Как мы с вами видим, наша жизнь перемещается в цифровой формат взаимодействия, в этой связи формируются и условия общения, которые нужно не только знать, но и соблюдать. Обозначу некоторые простые правила:

•         Обязательное приветствие – «здравствуйте». «Привет» говорят преимущественно друзьям или хорошо знакомым людям. Приветствие «доброго дня» может расцениваться неоднозначно, особенно если сообщение отправлено в нерабочее время.

•         Сократить количество звонков, если можно изложить проблему письменно.

•         Не разбивайте сообщение на отдельные слова, если пишете в мессенджере. Это может отвлекать человека звуковыми сигналами и одновременно раздражать.

•         Не злоупотребляйте голосовыми сообщения. Они уместны в том случае, если вы уверены, что адресат может их прослушать и ему не надо предпринимать усилия для того, чтобы уединиться и прослушать их.

•         Не сокращайте слова вежливости.

•         Внимательно относитесь к общению на «ты» или «вы».

•         Уважайте личное время собеседника. Рабочие вопросы должны решаться в рабочее время», - подытожила эксперт. 

 

 

 

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/65334

Дополнительные материалы по теме