Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
25.01.2021

Эмоциональное состояние студентов во время самоизоляции описали ученые ЮФУ

25.01.2021

В России в марте 2020 года был введен режим самоизоляции, который в значительной степени изменил характер взаимодействия внутри образовательной среды. Социологи ИСИР ЮФУ провели серию исследований на тему того, как дистанционное обучение сказалось на студентах.

В большинстве российских вузов весной 2020 года было введено дистанционное обучение. Южный федеральный университет не стал исключением: в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 взаимодействие обучающихся и педагогических работников стало проходить в системе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Переход на дистант вызвал большой интерес со стороны научного сообщества ЮФУ. Как повлиял переход на дистант на качество образования? Как этот переход был воспринят студентами? Поиск ответов на эти вопросы и стал центральной темой серии социологических исследований, проведенных коллективом Института социологии и регионоведения ЮФУ.

Первая часть исследования было посвящена оценке студентами университета перехода на дистанционное обучение. Сбор информации проходил 9-14 апреля и 1-6 октября 2020 г. посредством анкетного опроса. В ходе первого этапа анкетирования было опрошено 2 739 студентов ЮФУ, в рамках второго ‒ 2 390 студентов. Исследование носило характер социологической экспертизы: по его результатам были выявлены плюсы нового режима обучения и его болевые точки.

Как весной, в начале введения дистанционного обучения, так и осенью, после практически полного семестра в онлайн-режиме, большинство опрошенных студентов (весна – 91%, осень – 85%) отметили, что переход на дистант – это вынужденная, но необходимая мера, которая позволит сдержать распространение вируса. Таким образом, когда эпидемиологическая ситуация позволит вернуться к «нормальной» жизни, большинство студентов хотели бы прийти в аудиторию. В первую очередь это связано с тем, что большинство опрошенных считают традиционные формы обучения более интересными. А вот треть респондентов отметили, что дистанционное образование более удачный вариант, так как дистант дает больше возможностей для получения знаний и экономит время. Проведя замеры осенью, исследователи выявили, что доля опрошенных, которые считают дистанционное образование более приемлемой формой, вырос практически на 10%, но и приверженцев традиционной формы обучения осталось ничуть не меньше – 35,1%.

Оценивая дистанционное обучение в ЮФУ как весной, так и осенью, студенты в целом позитивно отнеслись к новому опыту (более 70 %). В числе плюсов были выделены: экономия времени и средств на дорогу в университет, обучение в комфортной обстановке, развитие навыков самоконтроля. В числе плюсов также оказался тот факт, что учебный материал остается доступен для скачивания студентами в любое удобное время, и если в начале введения дистанта это оценили только 21,5%, то осенью уже 44,5% респондентов.

Рассуждая об эффективности отдельных видов занятий в онлайн-режиме, студенты как в рамках весеннего опроса, так и осенью, дали наиболее высокую оценку лекционным занятиям, консультациям с преподавателями и занятиям по иностранному языку. А вот проведение в дистанционном формате физической культуры, лабораторных и практических занятий воспринимаются гораздо менее позитивно.

Оценивая эффективность дистанционного формата обучения, исследователи предложили студентам поделиться мнением о сложностях его внедрения. Одной из самых острых проблем стало низкое качество интернет-соединения (весной эту сложность отметили 53,7%, а осенью ‒ 49,9%). Также сложность внедрения системы дистанционного обучения, по мнению обучающихся, связана с такими факторами, как физическая усталость от постоянной работы с компьютером (весна – 47,9%, осень – 45,7%) и недостаточный уровень владения компьютером преподавателей (весна – 24,7%, осень – 26,8%).

Оценивая дистанционную форму обучения в ЮФУ, студенты дали свои предложения по повышению его эффективности: создать доступную методическую базу (презентации, учебные материалы, электронные тесты и т.д.); разработать пакеты индивидуальных заданий; изменить график работы, отказаться от традиционного расписания и сделать индивидуальной траекторию обучения.

Таким образом, переход на дистанционный режим обучения был воспринят студентами университета достаточно положительно; в то же время большинство участников исследования предпочтут вернуться к традиционным формам занятий, когда позволит эпидемиологическая обстановка.

Безусловно, переход на дистанционный режим обучения стал важным, но далеко не единственным аспектом «ломки» привычной повседневности. Чтобы понять, как изменились привычные социальные практики студенческой молодежи в период самоизоляции, Институт социологии и регионоведения провел социологическое исследование, в ходе которого группа студентов-добровольцев (56 человек) в течение 10 недель вели дневники самоизоляции. В этих дневниках они описывали, как проходят их дни, что нового появилось в их повседневности, от чего им пришлось отказаться. Помимо фактической информации участники исследования старались описывать свой эмоциональный фон, сопровождающий «ломку» повседневности. Затем исследовательский коллектив, состоящий из преподавателей и студентов Института социологии и регионоведения, проводил анализ дневниковых записей.

Наибольшее количество новых или видоизмененных практик, предпринимаемых с целью удержания повседневности, описывается студентами в первые недели изоляции. Большая часть жизни стала проходить перед монитором компьютера: учеба, работа, проведение досуга, общение с друзьями и родственниками. Отмечая в первые недели непривычность учебы через интернет, постепенно студенты начинают описывать эту практику как нечто обыденное. На протяжении всего периода самоизоляции изменилась и форма общения с друзьями и родственниками. Если в первые три недели участники исследования просто писали о том, что теперь они поддерживают коммуникацию с друзьями с помощью видеозвонков, то постепенно явный недостаток общения и однообразие привели к тому, что студенты стали придумывать какие-то новые формы общения: совместные просмотры фильмов через специальные программы, фотосессии через скайп, пикники по видеосвязи и т.д.

С точки зрения самоконтроля «списки дел, графики, чек-листы» стали самым популярным инструментом, чтобы сохранить свой обычный повседневный ритм жизни. Быт и социальные взаимодействия тоже постоянно «защищались» респондентами, но уже с учетом предписанных карантинных мер. Например, уборка, которая, особенно в первые недели изоляции, происходит гораздо тщательнее, чем обычно. При этом запрос на безопасность проявляется не только в том, что информанты стали дезинфицировать поверхности, но и в том, что уборка стала средством «наведения порядка в мыслях», то есть служила средством снижения стресса. Некоторые информанты в ситуации необходимости круглосуточно находиться дома с членами семьи или соседями по квартире отмечали усталость и желание побыть одному. Это стало поводом разграничить рабочие пространства путем обустройства нетрадиционных для работы мест (балкон, кухня, придомовой участок и т.п.) для того, чтобы иметь возможность побыть одному.

В поведении студентов зачастую прослеживались тактики, имеющие своей целью извлечение выгоды из ситуации сломанной реальности. Период самоизоляции стал поводом выделить время для саморазвития. В большинстве случаев практики носили характер самообразования: прохождение онлайн-курсов, изучение языков, просмотр научно-популярных фильмов, программирование и т.д. Часть студентов использовали свободное время, чтобы глубже изучить университетские курсы.

Ряд информантов упомянули в своих дневниках, что у них стало больше времени для общения с семьей. Участники проекта отмечали, что получали огромное удовольствие от общения с семьей – чаще разговаривали, играли в настольные игры, устраивали совместные просмотры фильмов.

В то же время ряд участников исследования упомянули, что для них плюсом стала возможность провести время наедине с собой, лучше понять себя, подумать о вещах, до которых раньше не доходило время, задуматься о правильности выбора профессии, увлечений.

Студенты, особенно в первые несколько недель исследования, отмечали, что теперь у них появилась возможность следить за своим питанием. Они упоминали в своих дневниках, что начали питаться более регулярно, не пропускать завтрак, готовить домашнюю еду.  Ряд информантов использовали период самоизоляции для того, чтобы составить правильное меню, считать калории, ограничить употребление кофе и сладостей, пить больше воды, другие студенты отмечали, что теперь у них есть время для поиска новых рецептов.

В ходе заполнения дневников самонаблюдений информантам предлагалось не только описывать их повседневные социальные практики, но и фиксировать свое эмоциональное состояние. Каждую неделю студенты описывали одним словом свою повседневность.

Тревога – вот то слово, которым можно описать первую неделю самоизоляции и это понятно: кто-то переживал за свое здоровье, за здоровье родных и близких, кто-то понимал, что им предстоит пережить в ближайшее время, но отрицал и не верил в это, кто-то боялся остаться без работы.

После переживаний последовало смирение – слово, которым можно описать вторую неделю пандемии. Принятие того факта, что в ближайшее время жизнь станет монотонной и скучной.

И действительно, следующее слово (третья неделя) было именно скука. Она поглотила многих студентов, кто-то просто устал сидеть дома, у кого-то однообразие превратилось в рутину. Но не бывает только отрицательной стороны. Многие позволили себе расслабиться и отдохнуть от привычной бурной и энергичной жизни. Появилось время на себя, на домашние дела и саморазвитие.

На четвертой неделе возобновилась учеба – следующее слово, определяющее этот период. Нужно было заставить себя отложить лень, накопившуюся за три недели. Теперь однообразию и скуке сопутствовали апатия, грусть и рутина.

Однообразие перетекало в усталость (пятая неделя). Все уже успели соскучиться по энергичной жизни до периода самоизоляции, поэтому резкое изменение повседневности утомляло и раздражало. Оставалось только одно – принять и смириться с непростой сложившейся ситуацией.

И вот, спустя шесть недель, стабильность. Но у каждого своя версия стабильности: кто-то злился и все еще не понимал, что происходит и когда это закончится, кто-то успокоился и отдыхал, пока есть такая возможность. Многие получали удовольствие от домашнего времяпровождения в кругу семьи.

Привычность и спокойствие – вот что объединяет студентов на седьмой неделе самоизоляции. Однако все уже устали от безделья и ожидания.

Обыденность – слово, описывающее предпоследнюю и последнюю недели самоизоляции. Постепенно появляются такие определения, как восстановление, оптимизм.

Таким образом, уход на самоизоляцию в значительной степени изменил повседневную жизнь студентов ЮФУ. Сложно ли было студентам в сломанной повседневности? Безусловно. Смогли ли они адаптироваться? Конечно. В своих повседневных практиках в период самоизоляции информанты проявили себя как творческие рекомбинаторы, пытаясь «починить» сломанную пандемией повседневность, импровизируя и маневрируя. И у многих это успешно получилось.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/64680

Дополнительные материалы по теме