Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
06.07.2020

Как меняется высшее образование: в ЮФУ и в России

06.07.2020

В нынешнем году Южному федеральному университету исполняется 105 лет. За эти годы вуз несколько раз реформировался, менял названия, укрупнялся, но всегда оставался центром науки и высшего образования не только на уровне Ростовской области, но и страны в целом.

За эти годы вместе с университетом поменялась и сама система образования. Мы решили выяснить, как это происходило, какие факторы повлияли на эти изменения и что ждет российское образование в будущем.

История реформ в российском образовании

 Любое учебное заведение является отражением тех изменений, которые постигли страну в разные периоды её истории. При этом безотказно действует правило: все новое не что иное, как хорошо забытое старое. Система российского образования в связи с национальным менталитетом и консервативными особенностями страны достигла своего апогея в предреволюционную эпоху. Именно тогда были заложены основы функционирования высшего учебного заведения, сейчас частью до неузнаваемости модернизированные, а частью и вовсе утраченные.

 Рассмотрим два основных этапа высшего профессионального образования, претерпевших существенные изменения. Во второй половине XVIII века в России была введена учетная степень магистр. Степень магистра занимала среднее положение в триаде учёных степеней «кандидат — магистр — доктор». После окончания университета и публичной защиты, одобренной факультетом диссертации, выпускник получал заветную степень, дававшую определенные преимущества на пути карьерного роста. К примеру, при поступлении на гражданскую службу магистры имели право на чин IX класса. Магистерская учёная степень и связанные с нею права были отменены декретом СНК РСФСР спустя год после революции, как условие существования нового мира, не допускающего напоминание о монархическом прошлом. Тем не менее, после установления советской власти возникла необходимость в квалифицированных кадрах, и система ученых степеней была восстановлена в 1934 году. Правда, магистерская степень в Советском союзе не использовалась – она была заменена на степень кандидата наук, соответствующую по рангу дореволюционной магистерской. Незадолго до развала Союза, в 1996 году, термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. В связи с вхождением России в Болонский процесс,  квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов с 31 декабря  2010 года. Изначально, следуя западным образцам образования, предполагалось, что квалификация специалист в ближайшие годы должна будет прекратить своё существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор. Однако несовпадение западных традиций и российской реальности, а также потребности реальной экономики в квалифицированных специалистах потребовали внесения коррективов: выпуск специалистов в вузах страны был существенно сокращен, но не прекращен.

Степень магистра, являясь системой повышения квалификации бакалавров и специалистов, дает право выпускникам вузов на поступление в аспирантуру, представляющую собой следующую ступень высшего профессионального образования. Аспирантура была организована в СССР в 1925 году. Ещё в 1921 г. руководство страны, понимая необходимость возрождения науки, начало принимать меры по восстановлению системы подготовки и аттестации научных кадров. Декретом Совнаркома РСФСР от 2 сентября 1921 г. было утверждено Положение о высших учебных заведениях РСФСР. Перед вузами, в частности, была поставлена цель подготавливать «научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики, в частности, для самих высших учебных заведений». Так, до 1 сентября 2013 г. аспирантура являлась одной из основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Однако со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации.

Сейчас ЮФУ предоставляет абитуриентам и студентам вуза программы обучения: специалитет, бакалавриат, магистратура и аспирантура. При этом «нерушимую основу» высшего образования составляют бакалавриат и магистратура, тем самым оставляя аспирантуру и специалитет в числе «исключений».

Изменение образовательных программ ЮФУ и статистика приема студентов

  Южный Федеральный университет стал отражением своего времени, своей эпохи противоречий и нововведений. Реорганизация РГУ, с его традициями и образовательными стандартами, присоединение России к Болонскому процессу и как следствие реформирование действующей системы образования, в частности закон «Об образовании в РФ» - все эти значимые события происходят за довольно короткий срок, чуть менее 15 лет. Нельзя однозначно оценить значение проведенных перемен – теряя одно, приобретаем другое.

Адаптируясь к условиям времени, существенно расширены перечни возможностей по программам повышения квалификации, аспирантуры, краткосрочных стажировок и, следуя стандартам образования, сохранены программы бакалавриата и магистратуры. Тем не менее, год от года программы бакалавриата существенно меняются. Так в 2015 году направление 42.03.02 «Журналистика» делилось на международную и отечественную, но уже в 2016 на международную и периодическую печать; в 2017 году исчезает направление 38.03.03 «Управление персоналом», а годом ранее появляются направления 54.03.01 «Дизайн» и 54.03.03 «Декоративно-прикладное искусство».   

Процесс увеличения количества мест с полным возмещением затрат в силу экономической обстановки в стране взял верх над бесплатным образованием. Так, в 2016 году количество платных мест по техническим специальностям в Ростове-на-Дону составляло от 1 (01.03.01 Математика), (03.03.03 Радиофизика) до 10 (01.03.02 Прикладная математика и информатика), при этом число бюджетных мест соответственно 25, 50 и 125. Гуманитарные направления ничуть не уступали по количеству платных мест – 5 (42.03.02 Журналистика), 4 (45.03.01 Филология: отечественная филология) и 5 (45.03.02 Лингвистика), учитывая число бесплатных мест 45, 46 и 70 соответственно. В 2017 году направления 01.03.01 Математика и 45.03.02 Лингвистика прекращают свое существование. Но уже в 2019 году направление 01.03.01 Математика возвращено, на условиях полного возмещения затрат – 2 места, 10 мест бюджетных. При этом 03.03.03 Радиофизика тоже терпит сокращение общего количества мест - до 32, из которых 2 платных места. Только 01.03.02 Прикладная математика и информатика сохраняет количество мест с возмещением затрат, при этом теряя бюджетные места до 90. Наиболее сильно сокращение мест коснулось гуманитарных направлений: число платных мест – 17 (42.03.02 Журналистика), 10 (45.03.01 Филология: отечественная филология) и 55 (45.03.01 Филология: зарубежная филология), учитывая бюджетные места – 33, 40 и 95 соответственно.

Программы высшего образования в ЮФУ постоянно изменяются, исчезают, вновь появляются и возникают новые направления подготовки, сокращается количество мест на одни специальности и увеличивается на другие, внедряются в налаженную систему образования нововведения по организации учебного процесса, но все перемены, какое бы влияние на университет они не оказали, говорят о развитии вуза, о непрерывном стремлении сохранить образовательные традиции, адаптируя их к современным условиям образования. 

Необходимость высшего образования

Сегодня все чаще встает вопрос о необходимости высшего образования. Основным критерием, позволяющим «пропустить» обучение в вузе без значительного ущерба для будущей профессии, в силу определенных обстоятельств стала доступность образования. Многочисленные курсы, семинары и сверхкороткие образовательные программы заменяют образовательные стандарты вузов, экономя и время, и деньги. Согласно данным ВЦИОМ, на протяжении последних десяти лет по вопросу о необходимости высшего образования прослеживается отрицательная динамика (снижение с 76% в 2008 г.). Тем не менее в том, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры и осуществлении жизненных целей уверены 63% россиян. 

Если рассматривать высшее профессиональное образование как систему, то в ней можно условно выделить два этапа. Первый - сама профессиональная подготовка, а второй - последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации. Второй этап предполагает два варианта достижения цели – переподготовка и повышение квалификации. Переподготовка - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости или изменений в трудоспособности работника. Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Под непрерывностью подготовки кадров понимается не эпизодическое переобучение работников в связи с устареванием их квалификации, а планируемый на основе прогнозов развития средств производства процесс систематического повышения квалификации по принципу перехода от менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности.

В настоящее время нет всесторонне обоснованных установок по срокам переподготовки. Условно можно сказать, что за средний период своей трудовой деятельности (40 - 45 лет) квалифицированный работник должен 4-5 раз пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. В промышленности, и особенно в машиностроении, «обновлять» свою квалификацию для освоения новой техники приходится сегодня в среднем уже 6-8 раз, меняя при этом 3-4 раза профессию. Это в общем-то совпадает с продолжительностью циклов жизни продукции. Другими словами, исходя из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет) каждый работник раз в 4-7 лет должен обновлять свои знания.

Согласно данным Центра карьеры ЮФУ, нестабильная эпидемиологическая ситуация в стране внесла свои коррективы в спектр доступных вакансий для студентов и выпускников на рынке труда. Так, из-за условий, предъявляемых пандемией, возникла необходимость в работнике «нового образца», основным критерием значимости которого стало умение работать удаленно, знание ряда программ, позволяющих сократить потенциальное общение с клиентами и партнерами. Среди технических направлений преобладают специальности WEB-программист, инженер-программист, инженер-конструктор. Единичны, по сравнению с вакансиями технической направленности, предложения работы юристом, агрономом и финансовым аналитиком. Основной востребованной гуманитарной специальностью, допускающей условие «без опыта работы» является педагогика. Но в современных условиях эта специальность ограничена вакансиями преподавателя информационных технологий и преподавателя по онлайн-подготовке к ЕГЭ.

Автор: Мария Гринёва

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/63184

Дополнительные материалы по теме