Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
В числе участников дискуссии были директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов, начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин, а также директора компаний-производителей и ритейлеров.
Собравшиеся обсудили круг вопросов, связанных с ростом цен на товары в Ростовской области: какие товары подорожали, с чем связано повышение цен, как контролируется рост цен на продукты в регионе, как ажиотажный спрос влияет на стоимость продуктов, от чего зависит потребительское поведение, какие факторы влияют на предпочтения покупателей, что заставляет людей запасаться товарами впрок.
По данным Росстата, рост цен на гречиху в текущем году (по данным на 18 ноября) составил 30%, розничная цена сахара увеличилась на 27 %. Однако есть набор продуктов, на которые цены не сильно изменились, например, не зафиксирован рост цен на подсолнечное масло, - сообщила старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
По заявлению директора департамента потребительского рынка Ростовской области Андрея Иванова, цены на продовольственные товары растут опережающими темпами, но ситуация далека от критической.
- В России в этом году было собрано 745 тысяч тонн гречихи, реальная же потребность у населения - 550 тысяч тонн, в «спокойном состоянии» один россиянин съедает 3,5 кг гречки за год. Однако сегодня на рынке присутствуют панические настроения, которые вызваны санкциями, не имеющими реального отношения к этой крупе, а также скачками курса валют. К тому же, поскольку гречка является продуктом долгого хранения, то население старается ею запастись, что нельзя сделать, например, с молоком. Поэтому не наблюдается такой рост цен на молочную продукцию. На сегодняшний день служба ФАС не выявила факта картельного сговора среди производителей на рынке гречихи, рынок демонополизирован. Всё дело в том, что на полках в магазинах осталась гречиха премиум-класса с соответствующей высокой ценовой категорией, - пояснил Андрей Иванов.
Кандидат психологических наук из ЮФУ Валерия Альперович рассказала о факторах потребительского поведения. По её словам, за последние 100 лет психологи пытались построить модели потребительского поведения, однако не удавалось выявить только лишь один фактор. «Во-первых, имеет место фактор генетической памяти – гречка всегда в нашей стране считалась дефицитным товаром. Все, кто старше 27 лет хорошо помнят дефицит советского времени и 90-ых годов. Во-вторых, срабатывает фактор текущей политической ситуации на Украине, который люди «черпают» из интернета и СМИ. Россия относится к странам с коллективистской культурой, когда имеет место быть доверие к мнению «других»: соседей, друзей, СМИ. В большей степени давлению средств массовой информации подвержена молодежь.
Преподаватель факультета управления ЮФУ Алексей Федоров, специализирующийся на исследовании основных индексов депривации, определяющих «самочувствие» населения как в стране, так и регионе, и характеризующих уровень неудовлетворенности населения экономической ситуацией, властью и т.д., а также индексы потребительского оптимизма, рассказал:
Собравшиеся с особым интересом выслушал мнение экспертов из Южного федерального университета.
Александра Мокина