Роль графического дизайна в архитектуре на примере цеха 239 Челябинского трубопрокатного завода продемонстрировала студентка 1-го курса Тамара Тебоева. «По мнению экспертов, - заметила Тамара, - Челябинский трубопрокатный является самым красивым заводом мира». Название нового производства - «Высота 239». 239 метров - это высота географической точки, где построен цех. Это - самое высокое месторасположение подобного производства в трубной отрасли России. Цех оснащен современным оборудованием и технологиями. Здесь использован принципиально новый подход к культуре труда, соответствующий всем международным стандартам качества. Особые дизайнерские решения были заложены практически в фундамент цеха.
Еще в начале строительства подрядные организации приступили к созданию оборудования. Его цветовые решения были определены заранее, так что на завод оборудование поступило уже покрашенным: многотонный пресс шаговой формовки – золотого цвета, краны – оранжевые, листоукладчик – ало-красный. Внутренние стены цеха – красные: от пола к потолку оттенки меняются от темного, насыщенного к более светлому. Сочность использованных цветовых решений подчеркивает белоснежная спецодежда рабочих цеха. Это - символ белой металлургии, которая впервые в мире появилась именно на ЧТПЗ. Удивитесь, но в цехе использован деревянный паркет. Вдоль эстакады стоят живые деревья в кадках. «Сад камней - уникальный уголок спокойствия в цехе, - рассказывает Тамара. - Подобного элемента нет ни на одном промышленном предприятии, японская делегация после посещения испытала неописуемый восторг. Сад камней украшает крышу сушильного отделения - это 30 тонн песка, 12 сакур и 33 камня, выполненные из пластика».
Юлия обратила внимание на оформление столовой: «Это еще одно оригинальное дизайнерское решение: по форме она напоминает трубную заготовку. Стены помещения изготовлены из высокопрочного стекла, благодаря чему здание получилось светлым, «воздушным» и объемным». В целом дизайн цеха 239 полностью разрушает традиционное представление о производстве с неприглядными, грязными станками и промасленной одеждой рабочих.
Первую часть известного выражения «легким движением руки брюки превращаются...» вполне можно отнести к так называемым трансформирую-щимся элементам, используемым в общественных и жилых помещениях. Влиянию их на интерьерное пространство было посвящено выступление второ-курсницы Ксении Колгановой. Она отметила, что в нашей стране первые трансформирующиеся объекты бытового и общественного назначения созданы представителями русской школы конструктивизма. Они придумали кресло-кровать, стол-диван. С конца XIX века мебель-трансформер приобретает все большую популярность. Появляются диван-кровати в стиле модерн, изголовьями которых служили книжные полки. К 20-м годам прошлого века такая ме-бель стала не просто удобной, но еще и красивой. «В конце века наметилась новая тенденция, так называемая «исчезающая мебель», которая «появля-ется» только в момент необходимости, - отметила Ксения. - Дизайнером такой мебели был Джо Коломбо.
Одним из его шедевров можно считать дом для подростка. Это жилой контейнер в виде параллелепипеда размером с постель. Она расположена выше обычного, а под ней «прячутся» стол, ящик для хранения белья, стул. Конструкция работает по принципу «матрешки» и очень востребована, к примеру, в Японии.
Современные дизайнеры пошли еще дальше. Они придумали диван, изготовленный из вторичного сырья, который может стать стулом, креслом и даже книжным столом. А как вам контейнер, в который компактно складываются кровать, стол, газовая плита, телевизор? При желании все эти предметы можно «развернуть» и «свернуть» в контейнере, переместив его на другое, удобное для вас место.
- Главной целью было показать возможности архитектуры и дизайна, отметить современные тенденции в дизайне окружающей среды, - говорит научный руководитель секции «Дизайн» V Всероссийской научной конференции «Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре России», профессор академии архитектуры и искусств ЮФУ Ольга Медведева. – И цель эта достигнута.
По итогам 1-е место было присуждено Ксении Колгановой за доклад о влиянии трансформирующихся элементов на интерьерное пространство, 2-е — студентке второго курса Анастасии Бергман, представившей работу о творчестве дизайнера Ханса Холляйна, 3-го места удостоилась студентка первого курса Дарья Гладких, посвятившая свою работу взаимосвязи архитектуры и костюма.