Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
С начала осени потребительский рынок периодически переживает болезненный всплеск покупательского спроса и роста цен на продовольственные товары социального значения. На Дону еще не утихли страсти по гречке и сахару. Согласно данным Росстата, подорожание крупы гречневой прошло на уровне 30 %, а цена на сахар-песок поднялась более чем на 20 %. Ростовская область, в общем, также держится на уровне среднероссийских показателей. Как подчеркнул начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин, область периодически переживает кризис из-за того или иного вида продуктов. Так, в 2010 году пошел первый «кризис» гречки, тогда ключевой причиной стал неурожайный сезон гречихи. Однако паника существенно подогрела ситуацию. В 2011–2012 годы донской потребитель совершенно безосновательно начал испытывать нехватку соли. В прошлом году из-за снежной зимы город остался на несколько дней без хлеба, продукт просто не смогли доставить по точкам продаж. И сегодня вновь начался ажиотаж из-за гречки.
«Ситуация действительно непростая. По сравнению с прошлым годом продовольственная инфляция идет опережающими темпами. Однако паника, как известно, лучший покупатель. Если среднестатистический россиянин съедает 3,5 кг гречки в год, то за последний месяц было куплена трехмесячная норма», – рассказал директор департамента потребительского рынка в Ростовской области Андрей Иванов. Эксперт подчеркнул: поскольку интерес в основном исходил от граждан с доходом ниже среднего, то изначально скупался самый дешевый сорт гречки, а потом с полок магазинов пропали и сорта подороже. И в результате в магазинах остался товар премиум-сегмента. И тут дополнительное давление оказали оптовики. «Естественно, что население с доходом ниже среднего начало делать запасы. Как правило, в список скупаемых продуктов попадали долго хранящиеся продукты – крупы, сахар. Помимо косвенного влияния санкций, нестабильности курсов валют еще одним дополнительным фактором влияния на спрос стала генетическая память населения. В советские годы при состоянии вечного дефицита гречка была индикатором благосостояния», – добавил Иванов.
Как отмечают в региональном департаменте потребительского рынка, в ходе нынешнего повышения цен на ряд товаров антимонопольное ведомство неоднократно проводило проверки, однако ни разу не зафиксировало случай картельного сговора и не обнаружила на рынке компаний-монополистов. Следовательно, подключить УФАС к процессу урегулированию цен в данном случае не представляется возможным.
В свою очередь замдиректора филиала «Южный» X5 Retail Group Алексей Полянскийпояснил, что в Ростовской области такое количество сильных ретейлеров федерального и регионального значения, что договориться между собой о проведении какой-то общей ценовой политики для них нереальный сценарий, ни одна компания-ретейлер на это не пойдет. Подобные «мировые» соглашения в условиях жесткой конкуренции для сетевиков – шаг невозможный. «Тем более что наш бизнес нацелен не на продажу одного какого-то конкретного продукта. Прежде всего мы нарабатываем на бизнес-трафик. И нас больше заботит общий чек покупок», – рассказали в X5 Retail Group.
Однако помимо платежеспособности населения на потребительский спрос влияет еще целый ряд косвенных факторов. Кандидат психологических наук ЮФУ Валерия Альперович убеждена, что поведение потребителей не всегда является рациональным. Изучая модели потребительского поведения, ученые пришли к выводу, что на покупателя влияет целый комплекс условий. В данном случае нестабильная политическая ситуация, санкции, постоянно растущий курс валют, война на юго-востоке Украины – все это становится дополнительным стрессогенным фактором. «Старшее поколение помнит не только советские годы, но и 90-е. Срабатывает определенное коллективное мышление. Кроме того, научные наблюдения показывают, что молодежь не меньше подвержена влиянию всеобщего мнения, суждения. Таким образом, с точки зрения психологии на покупательскую способность воздействует не только его платежеспособность, но и фактор коллективной паники», – добавляет Альперович.
Главный редактор Российского академического журнала Алексей Федоровтакже подтверждает: так называемый индекс потребительского оптимизма напрямую зависит от политической ситуации в стране. Исследования показывают: в преддверии выборов любого уровня, как общероссийского, так и местного, индекс потребительского оптимизма повышается. Влияние оказывает медийная обстановка – кандидаты и политики обещают лучшее будущее, у граждан появляется вера. «Введение санкций существенно повлияло на индекс потребительского оптимизма. Сейчас система разобщена. У потребителя нет четких ориентиров, что будет завтра. И как результат он верит слухам и заранее паникует», – заключил Алексей Федоров.