Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Марина Боровская: Улучшение качества образования - наш приоритет

28.08.2014

Корреспондент МИА побеседовал с ректором ЮФУ Мариной Боровской о структурных преобразованиях в университете и подготовке к новому учебному году.

 

Прежде всего, Марина Александровна, позвольте поздравить вас с избранием на должность вице-президента Российского Союза ректоров. Сразу хочется узнать, в чем состоит ваша миссия на данном посту, и какие выгоды от этого для нашего университета?
- Спасибо за поздравление. Хочется отметить, что миссия федеральных вузов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы обеспечивать интеграцию вузовского сообщества в тех федеральных округах, где эти вузы находятся. Опираясь на структуру  РСР, мы можем обеспечивать такую интеграцию в нашем регионе. Мы понимаем, что студенты хотят получить современное и качественное образование, используя разные источники. Когда вузовское сообщество интегрировано,  у студента появляется не один его родной университет, а целое сообщество вузов, в которых этот студент может получать знания. Таким образом, мы можем реально обеспечивать студенту академическую мобильность. Сегодня мы хотим собрать пул хороших, мощных, интересных вузов, имеющих лучшие практики и способных ими обмениваться. Поэтому моя задача на данном посту и задача ЮФУ – обеспечить такое сотрудничество, укрепить научные и образовательные связи университета.
Существуют ли уже сейчас у ЮФУ совместные проекты с другими вузами?
- Безусловно, у нас есть достаточно  много хороших проектов с региональными и федеральными вузами. Стоит отметить, что проекты — это все-таки уже результат взаимодействия. Проект ведь имеет сроки завершения и обязательный результат. У нас же сегодня выстроена система сотрудничества и взаимодействия с другими вузами. Например, в прошлом году мы создали Консорциум вузов Юга России. В него входят двадцать девять лучших вузов региона, прошедших определенный отбор, имеющих хорошие научные показатели. Эти вузы хотят выстраивать свое сотрудничество в научной сфере, что позволяет нам сегодня создать, например, единую информационно-библиотечную сеть или сетевую систему лабораторного оборудования. Создание этого консорциума позволяет нам понять, как вузы могут взаимодействовать и какую пользу подобная интеграция может принести студентам.
Замечательно было бы сотрудничать на федеральном уровне и с другими крупнейшими вузами страны, с МГУ или СПбГУ, например. Будем надеяться, что наш вуз приобретёт и такие связи. Если рассматривать непосредственно  ЮФУ, как выглядит в этом году картина поступления?
- Стоит отметить, что набор — это всегда дело стратегической политики университета. Хотя нам и кажется, возможно, что мы каждый год «пускаемся в бой», но на самом деле прием - это определенный результат реализации образовательной политики. И она должна быть вузом поэтапно выстроена. Политика нашего федерального университета состоит в использовании системы двухуровневого образования, которая, как мне кажется,  на сегодняшний день является самым большим достижением системы образования. У студента, ради которого мы все это делаем, который заинтересован в выстраивании своей траектории в системе обучения, появляется больше шансов на качественное образование. Как мы это делаем? В течение нескольких последних лет в стране наблюдаются демографические проблемы и снижение успеваемости у выпускников школ. При этом борьба за повышение качества образования приводит к тому, что  требования к ЕГЭ становятся все выше. Таким образом, сформулировав высокие требования к пороговому значению по ЕГЭ для наших абитуриентов, мы сразу отсекаем тех, кто не сможет им соответствовать. И к нам попадают лучшие абитуриенты с лучшими баллами. Несколько лет подряд мы проводим политику сокращения количества набора  бакалавров, тем самым  мы поддерживаем другие вузы региона и улучшаем качество собственного образования.
И как  же выглядит статистика поступления в этом году?
- Результаты пока не точные, все еще идет зачисление, однако уже сейчас могу сказать, что мы набрали более полутора тысяч магистров и около четырех тысяч бакалавров. Из них пятьдесят ребят из Крыма. Также, принимая во внимание конфликт в соседнем государстве, мы приняли около шестисот студентов из Украины. На данный момент они все зачислены на первый курс, но мы будем с ними работать, поскольку многие из них обучались на старших курсах, мы проведем соответствующую аттестацию, и они разойдутся по разным курсам. В этом наборе у нас также порядка трехсот тридцати иностранных студентов со всего мира и около трехсот аспирантов. Нам есть чем гордиться. В этом году к нам поступили двадцать восемь победителей различных олимпиад и сто девяносто четыре лауреата всевозможных конкурсов. Показатели, надо сказать, довольно неплохие. В День знаний, 1 сентября, на торжественной церемонии мы будем поздравлять наших студентов с поступлением.
О да, церемонии посвящения студентов в нашем вузе всегда самые лучшие. А как сокращение набора может отразиться на жизни самого университета?
- Прежде всего, это позволяет оптимально выстроить учебный процесс. Сокращение позволяет нам устанавливать более комфортный график занятий, не трехсменный, как было ранее, а двух, или даже односменный. Без «окон» в расписании. Мы можем лучше использовать материальную базу университета. Избыточное количество студентов ранее приводило к некоторым сложностям с аудиторным фондом, с перестройкой графиков, когда студент метался между корпусами. На сегодняшний день мы входим в нормальный режим обучения. Наша задача - сделать время нахождения студента в университете наиболее интересным, а для этого нам нужно немного освободить аудитории, ослабить занятость преподавателей и студентов. Мы сегодня не настроены сразу после окончания занятий провожать студента домой, а хотим, чтобы он был здесь занят, находил для себя какое-то дополнительное образование, встроенное в образовательный процесс. Очень надеемся, что со студенческой помощью мы сможем это выстроить. Школы, мастер-классы и другие виды дополнительной занятости уже сегодня нами используются, и мы будем дальше развивать это направление обучения.
Ну что же, действительно, большинство студентов будут заинтересованы такой практикой получения дополнительных образовательных компетенций. Будут ли так же расширены возможности академической мобильности?
- Вы говорили, что хорошо бы сотрудничать с МГУ, сегодня такая возможность есть у каждого студента. Студент может поступать на бакалавриат в вуз в своем регионе, сократив таким образом финансовые затраты для своей семьи, поскольку уехать в далекий регион тяжело, и вы можете быть не уверены в перспективах. Затем поступать в магистратуру в другой вуз, когда станет более самостоятельным. И все это благодаря двухуровневой системе обучения и интеграции.  Вы можете обучаться на бакалаврской программе здесь и не выпускать из вида программы, которые вам будут интересны в перспективе. Ту же магистратуру в МГУ, например.
А если студент захочет отправиться не в соседний вуз, а в другую страну?
- Для этого у нас есть различные программы. Процесс обмена идет достаточно активно. ЮФУ заинтересован в том, чтобы его студенты и выпускники имели хорошую мобильность. Собственно, это политика государства. Некоторое время назад я была на всемирном форуме «Universia-2014», где собрались более двух с половиной тысяч вузов со всего мира. И, надо сказать, что из них российских было только пять, в том числе и ЮФУ. У нас очень хорошие показатели сотрудничества с другими странами. За время проведения форума нам удалось подписать десять соглашений о сотрудничестве с вузами Бразилии, Колумбии, Аргентины и Испании. Еще несколько готовятся к подписанию.
Студент должен понимать, что его задача - не самому пускаться в путешествие по миру в поисках образовательных программ, а что его университет, его almamater, обеспечит ему академическую мобильность, создав для него возможность свободного перемещения по миру. Однако студент должен перемещаться не с целью туризма, а с целью увеличения багажа знаний и своего становления в профессиональном сообществе.
У нас также создана хорошая система обмена преподавателями. На сегодняшний день в университете находится восемь визит-профессоров, которые приехали в рамках академического обмена.  В этом году мы также запускаем новый образовательный проект, для реализации которого к нам в университет готовы приехать еще пятнадцать профессоров. ЮФУ активно взаимодействует с зарубежными учеными и ведет с ними совместные исследования.
Вы говорили об академической мобильности, однако довольно сложно куда-то передвигаться, если вуз не хочет этого. Я, например, с удивлением узнал, что программа «вольный слушатель» реализуется только в ЮФУ, когда один мой знакомый из технического вуза очень удивился, как это я, журналист, могу ходить на лекции к психологам.
- Мне кажется, что позиция, состоящая в создании закрытых образовательных программ, когда студент привязан к своему университету, к своему факультету, - это не самая верная. Повторюсь, нам хочется расширить пул профессионального сообщества и добавить вузы, которые позволят студентам перемещаться по миру. Только тогда вы впишетесь в профессиональную среду по всему миру.
Насколько я понимаю, эта программа «Вольный слушатель» является частью реорганизации ЮФУ. Реорганизация эта проходит уже довольно долго и вызывает самые противоречивые мнения среди студентов и преподавателей. Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?
- Я бы не хотела называть этот процесс реорганизацией. Это необходимые структурные преобразования. Только представьте: раньше мы набирали почти одиннадцать тысяч студентов каждый год, а теперь на три с половиной тысячи меньше. У факультетов падает набор. Да, наши студенты самые лучшие. Однако, когда происходит сокращение набора студентов, мы вынуждены укрупнять сами факультеты. Мы делаем структуру университета более гибкой и создаем возможность интеграции научно-образовательного потенциала— это процесс необходимый ЮФУ.
Мы просто не можем готовить специалиста так, как его готовили десять лет назад. Мы модифицируем учебную программу студента, чтобы он получил все актуальные знания.
Дополнительными компетенциями мы расширяем возможности выпускника на рынке труда, помимо того, что даем ему профессиональные знания. Структурные преобразования - это создание максимальных возможностей для получения знаний, а не реорганизация или новые управленческие решения. Студент для нас  — это главный индикатор. Мы не проводим структурных преобразований ради преобразований.
Мы ориентируемся на студента.
А в чем в данной ситуации состоит ваша задача как ректора?
- На данный момент я вижу свою задачу в том, чтобы максимальное количество студентов успешно усвоили образовательную программу, чтобы все наши профессора (а не 10%) были известны и признаны по всему миру. Улучшение, преобразование, интеграция, всё это — общее желание всех вузов мира. На сегодняшний день мы занимаем в рейтинге QS613 место. Можно по-разному относиться к рейтингам, считаться с ними или нет. Но, тем не менее, это показатель признания. Гораздо лучше учиться в университете, входящем в рейтинги топовых вузов. Существует поговорка: «Победитель не верит в случайность», вот и здесь те, кто не входит в рейтинги лучших университетов, говорят, что «рейтинги —  это ерунда», а те, кто входят, говорят что, «конечно, ерунда, но учусь я в топовом вузе». Улучшение качества образования студента ЮФУ для нас в приоритете.
Вы упомянули о рейтингах, они формируются из огромного количества различных признаков, одним из которых является возможности электронного обучения, которое университет предоставляет студентам. Как в ЮФУ обстоят дела с электронным обучением?
- Мы активно поддерживаем различные виды обучения, в том числе и электронное. Сегодня мы работаем с самыми разными категориями обучающихся, у нас есть несколько проектов по инклюзивной работе с детьми, имеющими какие-то проблемы со здоровьем. Мы предлагаем целый ряд программ дистанционного обучения для работы с ребятами этой категории. Этот вид обучения для нас актуален в современных условиях. 
Все наши учебные пособия на сегодняшний день оцифрованы и переведены в электронные ресурсы. Любой студент может скачать в электронной библиотеке нужную информацию. Сегодня мы активно ведем пополнения системы электронных баз данных. В мире активно формируется новый формат обучения. Мы поддерживаем такой формат. Сегодня студенты легко могут дистанционно обучаться в любом университете мира и использовать любые ресурсы. Таким образом, электронное обучение является обязательной компетенцией студентов и преподавателей и признаком федерального университета.
Электронная среда качественно меняет обучение. Например, сегодня у нас есть целый ряд виртуальных лабораторий в системе удаленного доступа. То есть, мы наполняем виртуальные системы, привычными 3D образами. Где-то они развиты меньше, а где-то, например, среди инженеров - больше. Есть электронные макеты различных устройств, и с помощью 3D ребята могут изучать, например, кабину боинга.
Университет приходится обновлять. С новыми студентами приходят новые запросы, и мы по мере сил пытаемся с ними разбираться. Образовательные учреждения должны соответствовать запросам времени.
Ну, и напоследок, пара пожеланий только поступившим вчерашним школьникам, которые еще не совсем представляют, что же им предстоит.
- Самое главное в университете – понять, что ты пришел сюда, чтобы на всю дальнейшую жизнь сформировать круг профессионалов, которые будут с тобой всегда. Когда вы приходите в университет, вы формируете свое профессиональное сообщество. В этом  принципиальное отличие университета от школы. Даже если на первый взгляд, кажется, что можно получить знания и забыть о сокурсниках, то потом выяснится, когда вам будет лет под тридцать, что ваши коллеги везде. Я своих, например, вижу и отслеживаю, они в моем профессиональном поле. Это важно, как мне кажется. Ну, и конечно, хочется пожелать, чтобы каждый сегодняшний студент, оканчивая университет, мог сказать, что он внес свой вклад в развитие университета  так же, как и университет оставил замечательный след в его душе и сформировал его как профессионала.
 
Беседовал Филипп Попов