Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Южный федеральный университет встал на путь сопровождения своего продукта

21.08.2012

Новый ректор Марина Боровская планирует развивать в вузе систему наставничества. Подготовка по индивидуальной траектории должна облегчить студентам трудоустройство, обеспечить их наставникам существенные надбавки к зарплате, а работодателям - кадры с оптимальным набором компетенций.

Марина Боровская, назначенная в июне ректором ЮФУ, убеждена, что взаимодействию рынка труда и образования мешает отсутствие у работодателей кадровой стратегии — при формировании учебных программ в вузе вынуждены опираться на аналитику рынка труда и интуицию. Глава ЮФУ планирует создание междисциплинарных направлений подготовки и рост дохода преподавателей и ученых в 1,5-2 раза.

N: — В связи с чем вы обратились к со­трудникам вуза с просьбой прислать пред­ложения по «модернизации всех сторон жизнедеятельности университета»?

М.Б.: — Я —человек университета: окон­чила РГУ, работала в ТРТИ, была проректором ЮФУ по экономике. Мне дорог коллектив: со многими довелось учиться, работать, взаимо­действовать как председателю диссертацион­ного совета. Поэтому все вопросы и предло­жения, которые высказывают коллеги, мне крайне интересны. Есть в менеджменте такой прием: когда озеленяешь территорию или стро­ишь объект, нужно сначала посмотреть, где будут ходить люди, как расположатся тропин­ки.

Когда стало ясно, что моя кандидатура на пост ректора обсуждается более серьезно, чем другие, я задумалась о судьбе университета, о том, каким хотела бы его видеть. Безусловно, понимаю, что свои соображения есть и у каж­дого из коллег. И если все мнения собрать и обобщить, начнет вырисовываться определен­ная стратегическая линия. В первый месяц число обращений превысило 150 —люди не­равнодушны, они понимают, что от их мнения многое зависит, и рассчитывают на меня. Поэтому считаю, что ключевые шаги должны опираться на их мнение.

Если классифицировать обращения, то они делятся на две основные группы. В первой — вопросы, связанные с зарплатой и социаль­ными проблемами, проблемами личного ха­рактера. Во второй — предложения по систем­ным изменениям, переменам в организацион­ной структуре. Некоторые из них носят очень скрупулезный характер — например, содержат соображения относительно того, как выстроить отношения между подразделениями на уровне кафедр, центров и даже конкретных сотруд­ников. Многих интересует состояние и качество ученого совета, проблемы поддержки и раз­вития филиалов ЮФУ, есть предложения по изменению функционала и организационной структуры университета.

Вообще, предложений много, и я начинаю переживать, что не смогу все принять. Есть противоречивые предложения, но я пытаюсь все это прочитать, обработать и систематизи­ровать. (Улыбается.) В конце лета постараюсь все структурировать и представить коллегам. Конечно, жду предложений от всех 11,4 тыс. сотрудников ЮФУ, но с недавних пор прошу объединяться в коллективы для внесения пред­ложений, чтобы их можно было тщательнее прорабатывать.

N: — Что изменится во взаимодействии вуза с работодателями, в частности с биз­несом?

М.Б.: — С исследованиями рынка труда я имею дело давно, некоторое время была пред­седателем, совета работодателей при РСПП Ростовской области. В 2008-2009 гг. мы изуча­ли вопросы взаимодействия рынка труда и рынка образования. Тогда в наших опросах приняли участие примерно 3000 предприятий региона. Мы пытались понять, какие задачи они ставят перед собой, думая о кадровой политике, и столкнулись с тем, что из всего массива только 75 респондентов имели кадро­вую стратегию. Тогда казалось, что ситуация вскоре изменится: у предприятий появятся планы хотя бы на 3-5 лет и работодатели смо­гут ставить перед нами конкретные задачи по подготовке специалистов для них. Но с тех пор мало что изменилось.

Другая проблема связана с тем, что студенты сами стали рассчитывать индивидуальные траектории подготовки. Они поступают на оч­ное отделение на одну специальность и парал­лельно на заочное на другую. Заодно обуча­ются паре иностранных языков. В итоге по­лучается специалист широкого профиля, кото­рый получил массу компетенции и вложил приличную сумму в подготовку. Он позицио­нирует себя как дорогостоящего специалиста: учитывает имеющийся функционал и просит зарплату не ниже 30 тыс. руб. Но на практике существенная часть компетенции выпускников не нужна работодателям — они не хотят за нее переплачивать.

ЮФУ пошел по пути сопровождения своего продукта. Во время работы в Минобразования мне пришлось участвовать в проекте выработ­ки критериев качественного выполнения гос­задания. Один из главных критериев — по­казатель трудоустройства. Чтобы эта оценка была положительной, важно правильно со­риентировать студента еще на этапе поступле­ния и в процессе учебы, а лишь затем про­следить, как он устроился на рынке труда. В течение трех лет после выпуска мы будем на­блюдать за выпускниками, давать своего рода гарантию качества каждого конкретного вы­пускника. Сопровождение — задача препо­давателя, за которым закрепляют студента. На наставничестве, индивидуальной работе будет основана большая часть новых стимулирующих надбавок. Научно-педагогический персонал ЮФУ должен ориентироваться на качественную подготовку с последующим трудоустройством и настраиваться на этот критерий как на осно­ву успешной работы. До сих пор такой подход частично реализовывался в нашей программе М И ГО (междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование).

N: — Как вы будете изучать потребности бизнеса?

М.Б.: — Раз стратегия развития предприя­тий не разработана, нам самим придется от­слеживать тенденции рынка труда: выявлять профильные компетенции, закладывать их в программы подготовки. Будем активнее рабо­тать с исследованиями состояния и перспектив рынка труда. Сегодня мы действуем в услови­ях неопределенности: принимаем на учебу абитуриентов, ведем подготовку, пытаясь предугадать, какими будут потребности рынка через 4 года — в момент выпуска.

Кроме того, федеральным университетам поручена миссия социального и экономичес­кого сопровождения и развития территорий, в том числе федерального округа. Мы должны поддерживать любые тренды, готовя кадры с теми компетенциями, которые востребованы.

Например, сектору предпринимательства нужны специалисты, которые обладают полным набором компетенции, включая знания в об­ластях экономики, юриспруденции и даже по технологическим профилям различных сфер деятельности.

При этом нам важно остаться классическим университетом — давать хорошую базовую подготовку, ориентируясь на концепцию фун­даментального образования. Главное — дать почувствовать студентам, как научиться про­носить знания через всю жизнь.

N: — Как вы оцениваете существующий в ЮФУ набор факультетов?

М.Б.: — Одна из главных задач федераль­ного вуза — междисциплинарный поиск. Мы должны найти новые специальности, профили и направления подготовки на стыке существую­щих — те, которые будут востребованы через 3-5 лет. Необходимо сработать на опережение. Жизнь уже подсказывает нам некоторые ва­рианты: например, очевиден потенциал био­технологий.

Мы уже написали в Минобразования пись­мо с просьбой выделить дополнительные кво­ты на проведение экспериментов для обкатки новых специальностей. Речь идет о внедрении экспериментальных программ на базе дей­ствующих факультетов. Например, мы очень активно обсуждаем специальность «Простран­ственное планирование». Специалисты такого рода необходимы для развития инфраструк­туры города. Это аналитики-управленцы. Их подготовка — многополярная, многоаспектная. Такой специалист должен знать инженерно-.коммуникационное устройство и особенности архитектуры, понимать основы организации пространства и обязательно владеть основами экономического проектирования. Это специа­листы для управления городами, субъектами. Важно уметь увязать предполагаемый проект, модель развития с правовыми, экономически­ми, бюджетными аспектами и архитектурой, учесть рельефные особенности местности. К примеру, в регионе собираются строить хаб и метро, а ведь вполне возможно, что для этих строек есть серьезные противопоказания... Решения министерства относительно выделе­ния нам дополнительных квот будем ждать уже в декабре.

N: — Будет ли меняться система оплаты труда сотрудников вуза в ближайшее вре­мя?

М.Б.: — Мы готовимся серьезно пересмот­реть подход к определению зарплаты. В боль­шей степени это касается профессорско-преподавательского состава и научных со­трудников ЮФУ. Это контингент вуза, обеспе­чивающий его развитие. Программа повы­шения зарплат будет проходить в 3 этапа. На первом (с 1 сентября) мы увеличим базовую часть. Например, оклады ассистентов и млад­ших научных сотрудников составят 10 тыс. руб. (сегодня это 7,2 тыс. руб. и 5,2 тыс. руб. соответственно). На втором этапе (в конце осени) начнем вводить систему стимулирующих доплат и надбавок для научно-педагогических кадров. Там будет две основных группы сти­мулов. Первая — надбавки за продвижение бренда ЮФУ. Это и публикации в научных журналах, и участие в конференциях и пр. Вторая — сопровождение студентов, настав­ничество, их правильная профильная ориен­тация. На третьем этапе (с начала следующе­го года) мы планируем выйти на действитель­ную заработную плату федерального универ­ситета. Пока не могу назвать конкретные цифры, но увеличение зарплат профессорско-преподавательского состава и научных со­трудников будет ощутимым, 1,5-2-кратным. Сегодня средняя зарплата основного персо­нала ЮФУ — 21-22 тыс. руб. Хотелось бы, чтобы она составила минимум 35 тыс. руб.

М: — Каков бюджет ЮФУ в этом году?

М.Б.: — Наш бюджет в 2012 году около 3 млрд руб. Это немного больше, чем в 2011-м, увеличение сопоставимо с уровнем инфляции. 1,8 млрд руб. — текущее финансирование, сами мы зарабатываем еще 1,2-1,3 млрд руб. Каждый год вуз зарабатывает чуть больше, чем в предыдущий, да и учредитель дает нам побольше. В обозримом будущем мы рассчи­тываем на увеличение финансирования, но этот вопрос напрямую связан с качеством на­шего выполнения госзадания по подготовке специалистов. Чем оно будет выше, тем на больший объем задания мы сможем рассчи­тывать.

Что касается планов на 2013 год, в том числе по внебюджетным источникам дохода, то я буду готова обсуждать их с середины осени. Сейчас могу сказать, что мы, скорее всего, будем планировать деятельность в трех­летней перспективе.

N: — В последние годы вы, как известно, занимали руководящую должность в Ми­нистерстве образования. Это может по­мочь в руководстве ЮФУ?

М.Б.: — Я рада, что назначению на пост ректора ЮФУ предшествовал двухлетний опыт работы в Министерстве образования. Сейчас в стране запущен процесс переструктуриро­вания высшей школы, организационного пре­образования. Благодаря работе в Минобрнауки мне понятна макрозадача этого процесса, видна целостная картина. Как следствие, я понимаю, как не допустить ошибок и улучшить систему, при этом не потеряв то, что мы имеем. Процесс оптимизации работы должен прохо­дить по определенным критериям, основной из которых — работа над качеством образо­вания.

N: — Как вы оцениваете деятельность Вячеслава Захаревича на посту ректора вуза?

М.Б.: — Я не готова давать оценку работе своего предшественника. Думаю, следует оце­нивать деятельность университета в целом. На мой взгляд, все сделанные шаги так или иначе вели к развитию, укрупнению, объединению федерального вуза.

N: — С чем была связана почти годовая задержка в назначении нового ректора?

М.Б.: — Работа с основными кандидатами началась примерно за год до назначения, с нами проводили собеседования, обсуждали различные подходы, стратегии. Наверное, мой подход оказался наиболее близок и понятен руководителям. При этом в течение года про­изошло несколько событий, в связи с которыми принятие решения откладывалось: сначала — выборы в Думу, затем — президентские. Позднее речь шла о формировании правитель­ства. И честно говоря, я благодарна такому стечению обстоятельств: оно дало возможность дождаться нового состава кабинета министров, в частности министра образования. Букваль­но за несколько месяцев, начиная с марта, стала более ясна миссия федеральных уни­верситетов. Одна из главных задач — попа­дание в мировые рейтинги. Кроме того, это работа с университетами, которые есть сегод­ня в регионе, округе, где функционирует фе­деральный вуз. Мы должны стать своего рода координатором для системы высшего образо­вания, поддерживать организационно и мето­дически другие вузы на той территории, где мы работаем. Одновременно очень важно раз­вивать и поддерживать магистерские про­граммы и направления подготовки в бакалавриате.

N:—Что вы считаете главной проблемой ЮФУ?

М.Б.: — На данном этапе важно не допус­тить развития внутренней конкуренции в уни­верситете. По словам коллег, в ЮФУ она стала появляться вскоре после объединения вузов. Они отмечают, что прежде общались гораздо чаще и более продуктивно. После объединения возникло определенное соперничество на уров­не персон, наша задача — устранить его.

N: — За счет чего может измениться си­туация в одном из самых ценных и проб­лемных объектов управления вуза — Бо­таническом саду?

М.Б.: — Одна из первоочередных задач — внести его в перечень объектов ЮНЕСКО. И безусловно, необходимо укрепить научный коллектив и сделать сад полноценной базой для студенческих практик. Федеральный уни­верситет без Ботанического сада немыслим. Но существуют финансовые проблемы, свя­занные с положениями Бюджетного кодекса. Сегодня правительство области помогает нам их преодолеть. Региональные власти проявля­ют серьезный интерес к объекту и совместно с нами готовят программу развития сада и под­держки ЮФУ в целом. В середине сентября состоится наблюдательный совет — думаю, к этому времени программа будет готова.

В начале сентября мы также планируем запустить другой заметный объект под управ­лением вуза — первое общежитие нового кампуса. Полугодовая задержка его сдачи в эксплуатацию была связана с техническими сложностями. Они не до конца решены и сегодня. В частности, есть задержка с подключением электроэнергии. Но мы очень надеемся, что проблемы удастся решить к началу учебного года.         

Беседовала Елена Шепелева

 

О СОБЕСЕДНИКЕ.     Марина Боровская родилась 8 октября 1964 года в Свердловске. В 1986 году окончила экономический факультет РГУ по специальности «Политическая экономия», в 1997 году защитила кандидатскую, а в 2002-м — докторскую диссертацию по специальности «Региональная экономика». С 1994 года работала старшим специалистом кредитного отдела в Промстройбанке в Ростове. С 1996 г. — в СК «Союз», где занимала должность главного специалиста по финансам. Параллельно преподавала в ТРТУ. В 2007-2010 гг. Марина Боровская работала проректором ЮФУ по экономике. В 2010-2012 гг. была заместителем директора департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки РФ. 18.06.2012 назначена ректором ЮФУ на срок 5 лет.

ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ. ЮФУ учрежден 4 декабря 2006 года путем присоединения к Ростовскому государственному университету Таганрогского государственного радиотехнического университета, Ростовского государственного педагогического университета и Ростовской государственной академии архитектуры и искусств. Первым ректором вуза был Владислав Захаревич. В структуре ЮФУ 34 факультета и 226 кафедр, 18 филиалов, 11 НИИ, 70 малых инновационных предприятий, 6 бизнес-инкубаторов. В третьем независимом национальном рейтинге университетов России по итогам 2011/2012 учебного года ЮФУ занял пятое место, уступив только столичным вузам.