Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Почетный гражданин г.Таганрога.

27.07.2012

Игорь Михайлович Бондаренко (род. 22 октября 1927, Таганрог) - русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны, антифашистского Сопротивления в Германии (1943-44 годы). Член СП СССР с 1970 года. Один из создателей Союза российских писателей ( делегат учредительного съезда 1991 года), с 1991 по 1997 год руководил его Ростовской областной организацией. Создатель и бессменный руководитель независимого издательства "Мапрекон". Почетный гражданин г. Таганрога. Общественный деятель - председатель Правления Таганрогского Чеховского культурного фонда с 2003 по 2010 год.

 Отец писателя Михаил Маркович Бондаренко, второй секретарь Таганрогского горкома ВКП(б), был арестован в 1937 году как "враг народа" и расстрелян 19 июня 1938 года в Ростове. Место захоронения неизвестно. 28 декабря 1956 года Военная коллегия Верховного Суда СССР полностью реабилитировала посмертно Михаила Марковича Бондаренко, а городской комитет партии посмертно восстановил его в рядах ВКП(б).

Мать писателя Ксеня Тихоновна Бондаренко, домохозяйка, была арестована НКВД в августе 1938 года. Гарри, как сына врага народа, должны были отправить в детский дом. Его спасла двоюродная сестра Аня, 18-летняя девуша, забравшая мальчика к себе. Маму освободили в ноябре того же года, но по Постановлению Особого совещания НКВД СССР как "социально опасный элемент" была взята под гласный надзор сроком на два года. Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года все обвинения с нее были сняты и она была объявлена жертвой необоснованных политических репрессий 30-х годов.

Апрель 1945 года. На Одере. Рядовой полковой разведки Г. М.. Бондаренко

В 1942 году Гарри Бондаренко был угнан гитлеровцами из оккупированного Таганрога в Германию и находился в концлагере в городе Росток. Лагерный номер 47704. Малолетний узник гитлеровских концлагерей. Участник антифашистского ( французского) Движения Сопротивления (1943- 1944 годы). В 1945 году Бондаренко бежал из лагеря и добровольно вступил в Красную армию, принимал участие в боях в составе войск Второго Белорусского фронта. Сначала, благодаря знанию немецкого языка, попал в полковую разведку. Заканчивал войну шофером минометной батареи. После Победы подразделение, в котором служил Г. М. Бондаренко, было задействовано в ликвидации диверсионных групп "Вервольф", оставленных гитлеровским командованием на территории Мекленбурга и Померании.

Демобилизовавшись в 1951 году, вернулся в Таганрог и сдал экзамены экстерном за курс средней школы (школа N 2 имени А. П. Чехова )[2] и поступил в Ростовский государственный университет на филологический факультет, который закончил с отличием в 1956 году.

После окончания университета работал учителем в поселке Балыкчи в Киргизии (1956-1958). В 1958 году принят литературным сотрудником в редакцию журнала "Дон", в 1962 году назначен ответственным секретарем этого журнала и в этой должности проработал до 1991 года. Член Союза журналистов СССР с 1963 года.

Первые публикации Бондаренко датируются 1947 годом. Позже его книги печатались самыми известными издательствами страны: "Советским писателем", "Современником", "Воениздатом", "Советской Россией" ( Москва), "Радянським письменником" ( Киев) и другими. Суммарный тираж книг (без учета изданных за рубежом) - более 2 миллионов экземпляров.

И. М. Бондаренко- автор 33 книг. Произведения писателя переводились на немецкий, венгерский, болгарский язык и языки народов СССР.

В 1989 году создал издательский кооператив "Апрель". Кооператив выпустил книгу В. Александрова "Дело Тухачевского", "Записки начальника контрразведки С. М. Устинова (1915- 1920 г.)", романы О. Михайлова, Ю. Бондарева, книги сатириков М. Задорнова, Л. Измайлова, М. Мишина, А. Иванова, книгу "Я - Джуна" и другие

Г. М. Бондаренко в 1991 году был делегатом учредительного съезда Союза российских писателей и является создателем Ростовской областной писательской организации (теперь это региональное отделение). Ростовская организация Союза российских писателей существовала в финансовом отношении за счет издательства "Мапрекон", так как была как бы "незаконно рожденным ребенком", то есть в бюджете не предусматривалось на ее существование никаких средств. Что касается платежеспособности "МАПРЕКОНА", то лишь одна цифра - книга Д. Лоренса "Любовник леди Чаттерлей", изданная тиражом в 50 тысяч экземпляров по цене(фиксированной) 10 рублей, дала около 400 тысяч чистой прибили. Это 1991 год, то есть рубль еще оставался полновесным рублем. ISBN книги "Любовник леди Чаттерлей": 5-85216-004-0. Чтобы дать представление об издательстве "МАПРЕКОН", которое выросло из кооператива "Апрель", вот данные об публикации его книг в только в одном номере "Книжного обозрения" N 24 за 13 июня 1995 года. Художественная литература (раздел) Бунин И. "Темные аллеи", "Митина любовь". 10 000 экз. ISBN 5-8319-0035-5, Альманах "Эхо", в который вошли произведения прозы и поэзии донских писателей, 3 000 экзземпляров. Раздел. Зарубежная художественная литература. Дидро Д. "Монахиня.Нескромыне сокоровища" "Монахиня.Нескромыне сокоровища". 10 000 экз. ISBN 5-8319-0037-1, О. Уайльд. "Портрет Дориана Грея", 10 000 экз, ISBN 5-8319-0039-X. ". В 1996 году из Ростова Бондаренко Г. М .переехал в Таганрог, на свою малую родину. Дефолт 1998 года разорил " МАПРЕКОН".

В 1996 году купил в Таганроге дом и перебрался туда на жительство из Ростова-на-Дону.

Ответственный редактор 3-го издания "Энциклопедии Таганрога" (2008).

Почетный гражданин города Таганрога (решение городской думы N 523 от 4 сентября 2007 года).


Иван Яковлевич Древицкий ( 2 января 1854, с. Григорьевка, Бахмутский уезд - 7 февраля 1912, Таганрог) - российский промышленник, основатель Азово-Черноморского пароходства, почетный гражданин Таганрога.

Биография

Родился в 1854 году в селе Григорьевка Бахмутского уезда, в крестьянской семье. Получив первоначальное образование в начальной школе, вступил в работу своего отца по созиданию крупного состояния.

В 1909 году выкупил пароходы Волго-Донского общества и занялся пароходством на Азовском море. В 1910 году его пароходы принимали участие в воинских перевозках Российской империи. И.Я . Древицкому принадлежали пристань и агентство в Таганрогском порту, пристань в Ростове-на-Дону на ул. Береговой по Таганрогскому спуску.



Имел 7 орденов, главным образом за постройку церквей. Отличался широкой благотворительностью. Был членом Таганрогской городской управы, Таганрогского биржевого купеческого общества, распорядительного комитета Таганрогского общества призрения неимущих и помощи нуждающимся, Общества для вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий.

Проживал в Таганроге в собственном доме по адресу Николаевская улица, 21 (ныне ул. Фрунзе, 23).

Похоронен Иван Яковлевич Древицкий в Таганроге, на старом городском кладбище.

После смерти имущество состояло из 11 пароходов, которые были проданы новороссийскому купцу Андрейсу Леопольду Лукичу

Иван Елисеевич Есауленко ( 1 октября 1921, х. Кочеван, Самарский р-н, Ростовская обл. - 21 апреля 2008, Таганрог)— советский государственный и партийный деятель, 1

- советский государственный и партийный деятель, 1-й секретарь Таганрогского горкома КПСС (1966-1973), почетный гражданин города Таганрога.

Биография

Родился 1 октября 1921 года на хуторе Кочеван, Самарского района Ростовской области. В 1938 году поступил на учебу в Таганрогский авиационный техникум. В 1941 году был направлен на Таганрогский авиационный завод им. Димитрова. После войны в 1946 году окончил учебу в техникуме и был направлен на работу на машиностроительный завод N 49, где прошел путь от техника-конструктора до ведущего конструктора ОКБ. В 1958 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. А 1962 году избран секретарем парткома КПСС завода. С 1965 по 1966 год работал в Таганроге первым секретарем Октябрьского райкома КПСС.

С 1966 по 1973 год занимал должность 1-го секретаря таганрогского горкома КПСС.

С 1973 по 1985 год работал директором Таганрогского машиностроительного завода ( ТАНТК им. Г. М. Бериева ).

При активном участии И. Е. Есауленко в Таганроге было начато строительство Городской больницы скорой медицинской помощи, центрального канализационного коллектора, троллейбусной линии.

Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями




Владислав Георгиевич Захаревич (род. 12 октября 1946 год, Краснодарский край) - ректор Южного федерального университета с 2006 года по 2012 год. Вице-президент Российского Союза ректоров. Доктор технических наук, профессор.

Опубликовал 120 научных работ, в том числе 4 монографии, 3 патента в области биотехнических и человеко-машинных информационно-управляющих систем гибридного интеллекта.



Биография

Родился 12 октября 1946 года в Краснодарском крае ( РСФСР, СССР). В 1969 году окончил Таганрогский государственный радиотехнический институт им. В. Д. Калмыкова по специальности автоматика и телемеханика. С 1969 года по 1971 год служил в Советской армии. С 1971 года по 1975 год работал инженером, старшим инженером, обучался в аспирантуре в ТРТИ. С 1975 года работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры прикладной математики и АСУ. В 1980 году назначен на должность директора особого конструкторского бюро медицинских информационно-диагностических автоматизированных систем "МИДАС" при ТРТИ. С 1987 по 1990 год - профессор, заведующий кафедрой инженерной психологии. С 1990 по 1993 год - ректор ТРТИ. С 1993 по 2006 год - ректор Таганрогского государственного радиотехнического университета.

5 декабря 2006 года приказом Федерального агентства по образованию назначен ректором Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет".

16 ноября 2007 года избран ректором ЮФУ.

Ордена и медали

Медаль "За освоение целинных земель" (1967)

Орден "Знак Почета" (1987)

Орден Почета (2002)

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени ( 21 октября 2006) - за большой вклад в развитие образования и науки и многолетний добросовестный труд

Другие награды

Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники (2005)

Заслуженный работник высшего профессионального образования РФ (1998)

Почетный доктор Донецкого национального университета ( Украина)

Почетный гражданин города Таганрога



Борис Федорович Зубрицкий ( 15 июня 1930, Краснодар - 10 января 1994, Таганрог)— советский государственный и партийный деятель, 1

- советский государственный и партийный деятель, 1-й секретарь Таганрогского горкома КПСС (1973-1982), почетный гражданин города Таганрога

" Борис Федорович Зубрицкий действительно стал для Таганрога знаковой фигурой. В первую очередь благодаря его усилиям жилые массивы Таганрога увеличились практически на треть за счет нового микрорайона Русское поле. Зубрицкий добился того, чтобы в городе, не являющемся областным центром, был пущен троллейбус. И, наконец, подавляющее большинство объектов социальной инфраструктуры, которыми и сегодня пользуются жители города, было введено в строй под его руководством. В известном смысле можно утверждать, что перестроечное и пореформенное лихолетье Таганрог пережил благодаря запасу прочности, который заложил Борис Федорович Зубрицкий"- Сергей Вахонин, 2010.



Анатолий Васильевич Каляев ( 29 июня 1922, Ртищево Саратовской губернии - 10 марта 2004, Таганрог Ростовской области)

советский, российский ученый, академик РАН по Отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации (2000; член-корреспондент РАН с 1991; член-корреспондент АН СССР с 1984), академик Международной академии наук высшей школы, академик Международной академии информатизации, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда (1986), почетный гражданин г. Таганрога.



А. Каляев опубликовал более 380 научных работ, написал 14 монографий, на его счету 80 изобретений. Главными направлениями научной деятельности А. В. Каляева являются вычислительная техника, архитектура суперЭВМ и многопроцессорные вычислительные системы. Он создал и внедрил на практике более 20 параллельных многопроцессорных вычислительных систем. В 1964 году вместе со своими учениками сконструировал одну из первых в мире цифровую интегрирующую машину "Метеор-3" на 100 параллельно работающих процессорах с большой скоростью вычисления.



Под его руководством был разработан и осуществлен новаторский проект многопроцессорной вычислительной системы с массовым параллелизмом и программируемой архитектурой, которая имела производительность более 1000 гигафлопс.

Анатолий Васильевич Каляев сформировал в Таганрогском радиотехническом институте принципиально новые научные направления. В 1962 году - "Цифровые интегрирующие машины и структуры", в 1971 году - "Многопроцессорные вычислительные структуры", в 1975 году - "Цифровые нейропроцессоры и цифровые нейропроцессорные сети и системы".

С 1997 года он является руководителем проекта "Теория и новые принципы построения архитектуры многопроцессорных вычислительных систем с массовым параллелизмом", а в 1998- 1999 годах был руководителем минвузовской научно-технической программы "Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой и системы и системы с виртуальной реальности".


Геннадий Иванович Левченко ( 15 сентября 1938, Ростов-на-Дону) - российский промышленник, генеральный директор таганрогского завода "Красный котельщик" (1987-2001), Герой Социалистического Труда (1991).

Биография

Родился 15 сентября 1938 года в Ростове-на-Дону. В 1960 году окончил Томский политехнический институт ( факультет теплоэнергетических установок). По окончании института работал на электростанциях Дальнего Востока, на Новочеркасской ГРЭС. С 1964 года жизнь Г. И. Левченко связана с таганрогским заводом "Красный котельщик". Работал конструктором, главным энергетиком, главным инженером (1975-1986), генеральным директором (1987-2001). В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию по созданию, исследованию и внедрению новых типов оребренных поверхностей нагрева на базе принципиально нового технологического высокоавтоматизированного оборудования. В 1989 году защитил докторскую диссертацию.

Г. И. Левченко является автором 18 изобретений, двух книг, множества журнальных публикаций.

Виктор Яковлевич Литвинов (17 (30) апреля 1910, Таганрог - 4 июня 1983, Москва) - советский организатор авиационной промышленности, дважды Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился 30 апреля ( 17 апреля по старому стилю) 1910 года в Таганроге на тихой Ростовской улице в семье железнодорожника, работавшего в последнее время машинистом водокачки на станции Матвеев Курган. Отец - Яков, мать - Евдокия, в семье были еще сестра Наташа и брат Николай.

Начинал свою трудовую жизнь на Таганрогском авиационном заводе ( ГАЗ-10 "Лебедь", ныне - ОАО "Тавиа"). Здесь был на практике, потом трудился техником-технологом. Потом по разнарядке из Авиатреста СССР В. Я. Литвинов уехал в Москву, где был принят на одно из старейших авиационных предприятий страны - завод N 1 имени Авиахима.

1930-е годы - это период становления и развертывания отечественного авиастроения. Уже были созданы первые советские самолеты Р-1, P-5, И-3 и другие, шел процесс их серийного освоения. Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Бюро входило в состав цеха, где решались проблемы создания металлических конструкций. Здесь то и пригодились В. Я. Литвинову знания, приобретенные в Таганрогском техникуме и навыки, полученные на Таганрогском авиазаводе.

Он умел и отлично чертить и "читать чертежи", товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку и природную сметливость, и настойчивость. Если нужно он мог встать и к токарному станку, и слесарному верстаку. Но вскоре проявились его главные способности - способности организатора. Завод тогда переходил на хозяйственный расчет и Виктор Литвинов первым на заводе организовал и возглавил комсомольско-молодежную бригаду конструкторов. Создание такой бригады позволило резко сократить сроки и стоимость конструкторских работ, хотя трудностей было немало. Но эта инициатива была очень важной так как срочно требовалось увеличить выпуск узлов и агрегатов, обеспечить четкую и ритмичную работу всех звеньев заводского коллектива, а самолет начинается с чертежа.

Виктор Литвинов вскоре стал популярен своей деловитостью, кипучей энергией, умением сплотить вокруг себя товарищей. И не случайно он вскоре стал секретарем комсомольской ячейки цеха, а потом был избран и членом завкома комсомола. Рос завод, росли и крепли его кадры, Виктор вскоре почувствовал, что знаний уже маловато, он подал заявление на вечернее отделение Московского авиационного института. Начались еще более напряженные будни - днем на заводе, вечерами в институте. По существовавшим тогда правилам он мог после техникума сразу поступить на третий курс, но Виктор хотел получить прочные фундаментальные знания, и потому пошел на первый курс. И эти знания он получил - в 1937 году молодому инженеру был вручен диплом с отличием. Появилась возможность заняться наукой, впереди заманчивое предложение - аспирантура. Но он отказался.

Главный инженер завода

К этому времени Виктор уже был начальником технического бюро сборочного цеха завода. Коллективу была поставлена очень сложная задачи: наладить в кратчайший срок массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5, освоить серийное производство истребителей И-5 и И-7 (все машины конструктора Н.Н. Поликарпова ). И это в то время, когда завод еще не полностью перебазировал оборудование в новые заводские корпуса, построенные в годы второй пятилетки.

Сборочный цех - это сердце завода, именно отсюда выходят на испытания и затем в небо самолеты, конечный итог напряженного труда тысяч людей. Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, к таким проблемам относились - работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы - организацию этой работы возглавил В. Литвинов. Это позволило снизить затраты и уменьшить число занятых рабочих и резко поднять качество и производительность труда. Как командир авиационного производства, В.Я. Литвинов учился у таких выдающихся организаторов, как П. А. Воронин, П. В. Дементьев.

На заводе трудом инженеров и рабочих был внедрен поточный метод оборки машин впервые в отечественной практике. Это позволило ввести сетевое планирование и потом перевести уже в период войны все авиазаводы страны на строительство самолетов по суточному графику. Строились новью самолеты, создавалась новая технология. Этот процесс был очень важным и необходимым, но осваивать его пришлось с большими трудностями. В июле 1938 года Литвинов назначается заместителем главного инженера завода.

В конце 1939 года А.И. Микояном и М.И. Гуревичем был сконструирован новый скоростной и маневренный истребитель, а в мае 1940 года - первый самолет уже был предъявлен на государственные испытания. В том, что самолет был построен в такой короткий срок, большая заслуга принадлежит В. Я. Литвинову.

Именно под его непосредственным руководством впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности - одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. Впоследствии этот принцип получил

дальнейшее развитие при создании нового истребителя МиГ-З. Эта работа была высоко оценена Правительством.

В январе 1941 года обновилось руководство Наркомата авиапромышленности СССР. Наркомом стал молодой инженер, бывший первый секретарь Горьковского обкома партии А. И. Шахурин, его заместителями были назначены ряд товарищей с заводов. Тогда ушли с московского завода в Наркомат П.В. Дементьев и П.А. Воронин, а 30-летний Виктор Литвинов становится главным инженером завода.

Война. Эвакуация

Началась Великая Отечественная война. Заводу приказано резко увеличить темпы выпуска самолетов. В своих воспоминаниях А. И. Шахурин писал:

"Если в июне 1941 авиационные заводы выпускали немногим более 50 новых самолетов в в день, то уже в июле месячный выпуск достиг - 1807, а в сентябре - достиг уже 2329 самолетов. ... К концу сентября Московский самолетостроительный завод уже выпускал сутки до 20 новых скоростных истребителей МиГ-3".

20 октября 1941 года было принято решение ГКО СССР об эвакуации завода на восток. Эвакуация завода, перебазирование на новое место - огромный пустырь под Куйбышевым, строительство новых корпусов и фактически нового завода, размещение оборудования, прокладка магистралей, строительство жилья, сначала временного - бараков и землянок, размещение тысяч и тысяч заводчан и членов их семей, и в то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов - такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство. В их числе и главный инженер завода В. Я. Литвинов.

Зима 1941 года пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день. В своих воспоминаниях об этих героических днях писал бывший редактор многотиражной заводской газеты A. C. Магид в статье "Солдаты в рабочих ватниках". 29 декабря 1941 года был запущен первый мотор самолета, построенного полностью уже на новом месте. И в самарское зимнее сумрачное небо поднялся первый штурмовик, сработанный москвичами.

В 1942 году завод полностью перешел на массовое производство замечательного боевого самолета Ил-2. Фашисты называли его летающей смертью, а наши воины - "летающим танком". Это был лучший штурмовик в мире. За годы войны на заводе было построено 13 300 штурмовиков Ил-2. За организацию массового производства самолета Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета В. Я. Литвинов был удостоен Сталинской премии 1 степени.

В июле 1944 года В.Я. Литвинов становится директором завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы". Возглавляемый им коллектив неоднократно завоевывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР, впервые это произошло в сентябре 1942 года. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.

В трудных условиях военного времени по-новому раскрылся выдающийся организаторский талант Виктора Яковлевича. Среднего роста, крепкий, стремительный, он был настоящим командиром - волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. Его требовательность и принципиальность вызывали уважение, работавших с ним людей: авторитет Виктора Яковлевича Литвинова был высок и непререкаем, так как все понимали, что все, что он делал, было делом партии и народа, которые жили в то время одним девизом: "Все для фронта! Все для победы!" Родина высоко оценила труд В. Я. Литвинова в годы войны. В сентябре 1945 года - в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов - ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Звезда имела порядковый номер N 245.

Новые самолеты

После окончания войны коллективу завода предстояли новые сложные задачи: освоить в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. 7 ноября 1946 года на праздничном параде в Москве пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9. А потом коллективу, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, предстояло осваивать серийное производство знаменитых фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом новый бомбардировщик Ил-28, первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, пассажирский авиалайнер Ту-104. Каждый из этих самолетов - новый этап в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности.

Почти двадцать лет руководил заводом В. Я. Литвинов. И не только завод и производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолетостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и другие приспособления. Не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода В. Я. Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.

В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты. Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускавшаяся на заводе, теперь уже легендарная Р-7 или - как называли знающие люди между собой - просто "Семерка". Та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Юрия Гагарина. 29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники В.Я. Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1962 году Литвинов стал председателем куйбышевского Совнархоза, в 1965 году - заместителем министра общего машиностроения СССР. Знаменитое МОМ - наше ракетно-космическое министерство.

Несмотря на большую занятость по работе, Виктор Яковлевич всегда в самой гуще общественно-политической жизни. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5 и 6 созывов, был делегатом 19, 20 и 22 съездов КПСС.

В. Я. Литвинов умер в Москве в июне 1983 года, успев еще принять у себя дома делегацию из Таганрога, которая привезла решение исполкома горсовета о присвоении Литвинову звания "Почетный Гражданин Таганрога" и памятную медаль.

Память

В мае 1981 года в Таганрогском городском парке культуры и отдыха имени М. Горького , согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, был установлен и торжественно открыт бронзовый бюст первого и единственного таганрожца - Дважды Героя Социалистического Труда. Состоялся торжественный митинг, на который прилетели из Москвы В.Я. Литвинов с женой, сыном и дочерью, а также его старший брат - Николай Яковлевич.

Именем Литвинова в 1984 году в Самаре была названа улица (бывшая ул. Электрифицированная), а в начале XXI века - одна из крупнейших площадей города стала называться площадью имени Виктора Литвинова .

Также его именем названа улица в Таганроге.


Юрий Васильевич Малышев ( 27 августа 1941, поселок Николаевский, Волгоградская область - 8 ноября 1999, Звездный городок) - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, дважды кавалер ордена Ленина, кавалер индийского ордена "Ашока Чакра"

Малышев Юрий Васильевич — командир экипажей космических кораблей (КК): "Союз Т- командир экипажей космических кораблей (КК): " Союз Т-2" и орбитального научно-исследовательского комплекса "Салют-6"- "Союз-36"-" Союз Т-2"; " Союз Т-11" и орбитального научно-исследовательского комплекса "Салют-7"-" Союз Т-10", летчик-космонавт СССР, полковник.

Родился 27 августа 1941 года в поселке городского типа Николаевский (ныне город Николаевск Волгоградской области) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1964 года. Окончил среднюю школу N 24 в Таганроге. В Советской Армии с 1959 года. В 1963 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С. И. Грицевца. Проходил службу в летных частях ВВС СССР.



С 1967 года - в Отряде советских космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полетам на кораблях типа "Союз" и "Союз Т". В 1977 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

Совершил два космических полета в качестве командира экипажа.

Первый - с 5 по 9 июня 1980 года вместе с бортинженером Аксеновым Владимиром Викторовичем на КК " Союз Т-2" и орбитальном научно-исследовательском комплексе "Салют-6" - "Союз-36" - " Союз Т-2", испытывая и отрабатывая различные режимы управления и новые бортовые системы транспортного корабля в пилотируемом варианте. С целью формирования рабочей орбиты экипаж выполнил двухимпульсный маневр. На первом этапе осуществлялось сближение КК " Союз Т-2" с орбитальным комплексом "Салют-6" в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение и причаливание проводилось экипажем вручную. КК " Союз Т-2" был пристыкован к станции со стороны агрегатного отсека.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1980 года за мужество и героизм, проявленные в полете, подполковнику Юрию Васильевичу Малышеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 11442).

С 3 по 11 апреля 1984 года полковник Малышев Ю. В . возглавлял полет международного экипажа на КК " Союз Т-11" ( бортинженер - Стрекалов Геннадий Михайлович, космонавт-исследователь гражданин Республики Индии - Ракеш Шарма ) и орбитальном научно-исследовательском комплексе "Салют-7"-" Союз Т-10". Полностью выполнив программу полета, международный экипаж Ю. В. Малышева возвратились на Землю на КК " Союз Т-10".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1984 года за успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковник Малышев Юрий Васильевич награжден орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда" (N 120).

Завершив полеты в космос, Ю. В. Малышев проходил службу в должности заместителя командира отряда космонавтов по политической части (до 1991 года). Он являлся космонавтом-испытателем Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, президентом Общества советско-непальской дружбы.

Скончался 8 ноября 1999 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щелковского района Московской области.


Павел Ефимович Осипенко ( 19 декабря 1918 [ 1 января 1919], д. М-Помощная, Кировоградская область, Россия - 2 декабря 1998, Таганрог, Россия) - российский металлург, директор Таганрогского металлургического завода с 1963 по 1986 годы

Биография

Павел Ефимович Осипенко родился в 1919 году в бедной крестьянской семье. В начале 1930-х годов семья перебралась в город Днепропетровск. Окончив здесь семилетнюю общеобразовательную школу, Павел поступил в Днепропетровский индустриальный техникум. Получив в техникуме специальность техника-механика по оборудованию металлургических печей, был направлен на Кузнецкий металлургический комбинат. Работал там мастером, помощником начальника мартеновского и листопрокатного цехов, в отделе главного механика. Поступил на вечерний факультет Сибирского металлургического института. В 1943 году получил диплом инженера-металлурга прокатно-волочильного производства.



В октябре 1950 года судьба привела П.Е. Осипенко в Таганрог, на металлургический завод имени Андреева. П.Е. Осипенко прошел путь от механика трубопрокатного цеха до директора завода (1963). Под непосредственным руководством П. Е. Осипенко были построены трубопрокатный цех N2, мартеновская печь N8, трубосварочный цех N4, новолитейный цех, усовершенствована и расширена шихто-копровая база, осуществлена реконструкция старых трубосварочных цехов с установкой новых трубоэлектросварных станов, построено цинковальное отделение в ТСЦ N3, реконструировано прокатное производство. В декабре 1971 года объем производства стали был доведен до 1 миллиона тонн в год, а также производство труб - до 1 миллиона тонн в год. С 1986 года П.Е. Осипенко- доцент кафедры организации производства и экономики в Таганрогском радиотехническом институте.

Умер 2 декабря 1998 года. Похоронен на "Аллее славы" в городе Таганроге.

В 2004 году Павлу Ефимовичу Осипенко посмертно было присвоено звание "Почетный гражданин Таганрога".

Награды и звания

Лауреат Государственной премии СССР и премии Совета министров СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, кавалер ордена Знак Почета , кавалер ордена Октябрьской Революции, награжден многими медалями. Почетный металлург РФ. Заслуженный металлург РФ. Почетный гражданин г. Таганрога


Яков Соломонович Парнох (1853 - 5 мая 1912, Таганрог) - провизор, владелец аптеки, член городской Думы г. Таганрога, почетный гражданин Таганрога.


Биография

Работал в Таганроге управляющим в аптеке Штриммера ( ул Петровская, 33). Собственную аптеку в Таганроге купил 1 марта 1896 года у провизора Дзиминского. Находилась эта аптека в доме на углу Иерусалимской улицы и Итальянского переулка, ныне - Александровская, 62.


Константин Васильевич Сычев (1906, с. Проказна, Пензенская обл. - 1982)— советский военачальник, генерал

- советский военачальник, генерал-майор, командир 130-й Таганрогской стрелковой дивизии 3-го формирования.

Биография

Родился в 1906 году в с. Проказна Пензенской области в семье рабочего. В Пензе окончил церковно-приходскую школу-четырехлетку, фабрично-заводскую школу при областной типографии. Работал печатником. Был избран секретарем Пензенской организации МОПР ( Международной организации помощи борцам революции), затем - ОСОАВИАХИМа. В составе отдельного Пензенского батальона ЧОН участвует в борьбе с бандитизмом на Кавказе. В 1927 году вступает в партию и поступает в 1?ю Ленинградскую артиллерийскую школу. По ее окончании служит в артиллерийском полку в Казани ( командир огневого взвода, учебной батареи, помощник начальника штаба, начальник штаба). Осенью 1935 года выдерживает вступительные экзамены в Академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии им. Фрунзе. Руководство наркомата обороны обращает на К. В. Сычева внимание. На третьем курсе его отзывают на работу в Центральный комитет партии.

В начале Великой Отечественной войны служит в штабе Юго-Западного фронта. Подает рапорт с просьбой "отправить на передний край". В ноябре 1942 года Сычева назначают заместителем командира 126-й стрелковой дивизии, которая участвует в разгроме армии Паулюса под Сталинградом, становится на пути танков Манштейна в районе Аксая. В боях за освобождение Ростова-на-Дону был контужен и ранен в ногу.

В мае 1943 года полковнику Сычеву поручают сформировать 130-ю стрелковую дивизию из состава 156-й и 159-й отдельных стрелковых бригад 28-й армии. 130-я стрелковая дивизия под командованием К. В. Сычева в августе 1943 года участвовала в прорыве Миус-фронта. За освобождение Таганрога 130-й и 416-й стрелковым дивизиям было присвоено наименование "Таганрогских".

В боях на реке Алле в Восточной Пруссии в начале 1944 года генерал-майор К. В. Сычев был тяжело ранен

После войны К. В. Сычев работал на ответственных должностях в Генеральном штабе. В 1967 году вышел в отставку. Вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Умер в 1982 году.

Почетный гражданин Таганрога (1973), Бреста, Мариуполя, Гусева.


Владимир Иванович Тимошенко ( 10 октября 1938, Ростов-на-Дону)— советский русский ученый, лауреат Государственной премии СССР в области науки (1985), действительный член Российской академии естественных наук (1991), Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (1997), заслуженный деятель науки и техники РФ (1991), доктор технических наук (1975), профессор (1978), заведующий кафедрой электрогидроакустики и медицинской техники ТРТИ/ТРТУ (1974—2004), вице

- советский русский ученый, лауреат Государственной премии СССР в области науки (1985), действительный член Российской академии естественных наук (1991), Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (1997), заслуженный деятель науки и техники РФ (1991), доктор технических наук (1975), профессор (1978), заведующий кафедрой электрогидроакустики и медицинской техники ТРТИ/ ТРТУ (1974-2004), вице-президент Российского акустического общества, президент арт-галереи "Piter". Почетный гражданин г. Таганрога.

Награжден орденом Дружбы народов, серебряной медалью им. П. Л. Капицы "Автору научного открытия", серебряной медалью им. Петра I "За заслуги в деле возрождения науки и экономики России" и др.

Биография

Родился в Ростове-на-Дону 10 октября 1938 года. В 1961 г. с отличием окончил ТРТИ (кафэдра РТЭ) и был направлен в целевую аспирантуру ЛЭТИ. С 1964, после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, работает на кафедре электрогидроакустики и медицинской техники ТРТИ. В 1961-1975 гг. изучал динамику и кинетику акустической коагуляции и осаждения промышленных дымов и туманов, исследовал акустические течения, физические основы ультразвуковой технологии, акустическую голографию и др. С 1965 г. сформировал в ТРТИ научную школу по нелинейной гидроакустике. Результаты исследований явились основой создания параметрических гидролокаторов со сложными сигналами, рыбопоисковых станций, а также приборов для исследования океана, для экологии и медицины. Подготовил более 30 кандидатов и 3 доктора наук. Участвовал в научных экспедициях во всех океанах. Опубликовал около 400 научных работ, среди них 11 книг, две из которых изданы в Нью-Йорке ( США). Является вице-президентом Российского акустического общества и президентом Южного отделения РАО. С 1970 г. - член Французского и Американского акустических обществ. Член редколлегии серии " Библиотека инженера гидроакустика" издательства "Судостроение" ( Санкт-Петербург), член редакционного совета журнала "Морская радиоэлектроника" ( Санкт-Петербург), ответственный редактор "Гидроакустической энциклопедии". В 1995 г. основал в ТРТУ художественную галерею "Питер" и является ее бессменным президентом. Составитель и один из авторов книги "Искры озаренья" (1996). Написал книги "Хождение за океаны" (1990), " Богошествие в Царство Небесное" (1998), "К исходу" (2000). Является главным редактором "Энциклопедии Таганрога".

Геннадий Иванович Чернов ( 7 июля 1913, Санкт-Петербург - 8 декабря 2004, Таганрог)

- советский организатор промышленного производства, директор завода "Прибой" (1950-1961), директор завода "Красный котельщик" (1961-1975), директор Таганрогского комбайнового завода (1975-1979). Кавалер ордена Красной Звезды, кавалер ордена "Знак Почета", кавалер ордена Трудового Красного Знамени, кавалер ордена Октябрьской Революции, кавалер ордена Ленина. Почетный гражданин Таганрога.

Геннадий Иванович Чернов послужил прообразом для главного героя - директора котлостроительного завода - написанной в 1974 году пьесы А.Н. Мишарина и А.Л. Вейцлера "День-деньской" (постановка реж. Е.Р. Симонова, Государственный академический театр им. Е. Вахтангова ). В 1976 году по этой пьесе на киностудии "Мосфильм" был снят художественный фильм "Мое дело" ( реж. Леонид Марягин ).


Алексей Федорович Шулежко ( 11 сентября 1933, Таганрог, СССР - 14 декабря 2010, Таганрог, Россия)

- российский металлург, директор Таганрогского металлургического завода с 1986 по 1997 г., лауреат Премии Совета Министров СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, кавалер ордена Дружбы народов, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени, награжден многими медалями. Заслуженный металлург РФ. Почетный гражданин г. Таганрога (1997).

Биография

Алексей Федорович Шулежко родился 11 сентября 1933 в семье строителя Федора Марковича Шулежко, перебравшегося в Таганрог в начале 30-х годов, спасая семью от начавшегося на Украине голода. Окончив с отличием семь классов школы N 2 им. А. П. Чехова , поступил на учебу в Таганрогский металлургический техникум. Служил на Балтийском флоте, в Кронштадте. Вернувшись в Таганрог, поступил на Таганрогский металлургический завод. Работал подручным сварщика, бригадиром, старшим вальцовщиком, мастером, начальником смены. В 1972 году назначен начальником трубопрокатного цеха N 2. В 1974 году был назначен главным инженером завода. С 1986 по 1997 год - директор Таганрогского металлургического завода. С 1997 по 2000 год - председатель Совета директоров Таганрогского металлургического завода. С 2000 года на пенсии.