Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Без права на повтор

06.03.2012

По инициативе Центра междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) ЮФУ, при поддержке Оксфордского российского фонда (Великобритания) и Управления международных связей ЮФУ с 29 января по 4 февраля в Сочи состоялась вторая зимняя школа "Археология текста - 2: гул языков".

Прошлогодняя школа вызвала столь благозвучный отклик участников, что воодушевила ее организаторов на новый вызов привычным взглядам на современную гуманитаристику.

Стереотип о том, что гумани­тарии в современных условиях тотальной коммерциализации всегда на «скамейке запас­ных», полностью разрушает масштабная деятельность Оксфордского российского фонда (ОРФ), идеология кото­рого направлена на поддерж­ку гуманитарных инициатив исследовательского и соци­ального характера. Стипенди­альная программа для лучших студентов гуманитарных спе­циальностей уже несколько лет работает в крупных вузах страны, позволяя развивать некоммерческие идеи и про­екты, участвовать в конферен­циях и школах.

К участию в школе были приглашены пятьдесят сти­пендиатов ОРФ, прошедших конкурсный отбор. Пятнадцать стипендиатов фонда из числа студентов ЮФУ, обучающихся по индивидуальному плану подготовки с акцентом на ис­следовательской работе меж­дисциплинарного характера (МИГО), уже хорошо знакомы с кросс- и мультидисциплинарными подходами, столь вос­требованными в современной инновационной практике.

В приветственной лекции на открытии школы попечитель фонда, широко известный дея­тель британской культуры и об­разования профессор Э. Смит обратился к революционным изменениям в производстве текстов будущего (30 рrinting). Главной идеей ученого стала идея глобальных перемен экономического и социального масштаба, которые способен породить текст.

Какова специфика исторических и современных дискурсов о городе, нации, медиа? Какие социальные, политические и экономиче­ские эффекты они вызывают? Как чеканится смысл того, что выражает себя в идее нации, предстает городом, опознается как телесное, кон­струируется как «реальность» рекламой, кинематографом, масс-медиа?

Студенты университетов Иркутска, Петрозаводска, Са­мары, Ярославля, Томска, Нов­города, Ульяновска, Москвы, Казани, Воронежа, Твери, Краснодара, Екатеринбурга оценили научный и творческий потенциал ведущих специалистов Высшей школы эко­номики и РГГУ, Кингстонского университета (Лондон), ЮФУ, научных сотрудников ЮНЦ РАН, специалистов-практиков, выступивших с лекциями и мастер-классами.

Услышать и быть услышан­ным в гуле голосов - цель не менее значимая. Студентам дали возможность говорить, спрашивать, защищать свою позицию. Школа дала шанс обсудить детали проекта с из­вестным специалистом в области методологии эпистемологии исторического знания Г.И. Зверевой (РГГУ), задать вопрос о только что просмотренном фильме директору Института кинематографии Великобри­тании (1979-1987) Э. Смиту, получить квалифицированную помощь при анализе полевого лингвистического материала у профессионального диалектолога Н.А. Архипенко (ЮФУ).

Отрадно отметить, что уже второй раз выиграли конкурс на участие в зимней школе десять студентов. Их интерес к такому неканикулярному занятию вызван тем, что в лек­ционную программу включено выступление доктора исторических наук, заместителя ди­ректора Института всеобщей истории РАН, ведущего специ­алиста в области герменевти­ки средневековых текстов И.Н. Данилевского (он окончил исторический факультет Ро­стовского университета).

Академичный лекционный формат эффектно дополняла современная перформативная и медиа-среда, создающая дополнительное поле для дис­куссий. Большой интерес вы­звал мастер-класс по монтажу, проведенный М. Пенсоном. Увлеченные современными текстами арт-медиа участники школы активно обсуждали анимационные и документальные фильмы, не боясь предлагал неожиданные трактовки того что выглядит очевидным.

Творческий и проектный формат школы поддерживался на протяжении всех дней ее проведения. Со времени первых игровых «текст-квестов» до финальной защиты групповых проектов, связанных с «сочинским текстом», прошло всего несколько дней. Но результаты оказались невероятными:  ребятам не просто удалось перевести «гул голосов» Сочи в хорошо продуманную партитуру смыслов и вызвать шумный почти олимпийский, одобрительный отклик. Проекты участников школы, посвященные чайной культуре, сочинскому региолекту, семантике и прагматике водных знаков, пространству памяти о советском прошлом могут стать основой серьезных исследовательских, культурных и коммерческих инициатив.

У зимней школы уже есть свой архив. Но важно и другое. Без права на повтор - только при таком условии работает зимняя школа МИГО-ОРФ. Она состоится вновь в январе 2013 года.

Ольга ДЖУМАЙЛО,

доцент факультета филологии и журналистики

Южного федерального университета