Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Приоритеты определены
Финансируемая Европейским союзом с 1990 года программа ТЕМПУС фокусирует свои интересы в сферах содействия реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах, повышения качества и роли высшего образования, развития потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров и стран Европейского союза, содействия развитию человеческих ресурсов, обеспечения роста взаимопонимания между народами и культурами. Ежегодно Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам Educational Audiovisual Culture Executive Agency (ЕАСЕА) Европейского союза объявляет очередной конкурс программы, победители которого поддерживаются грантами.
Для объявленного на 2012 год пятого конкурса программы ТЕМПУС-IV приоритетными будут заявки, демонстрирующие влияние вузов - участников проектов на реформирование системы высшего образования; предполагающие участие репрезентативного количества вузов в странах-партнерах; легитимирующие активное участие студентов, женщин, социальных партнеров, неправительственных и других неакадемических организаций.
Краткая предыстория
В 2009 году с инициативой подготовки проектной заявки в четвертом конкурсе программы ТЕМПУС-IV выступил католический университетский колледж города Левей (Бельгия) Ассоциации католических университетов; договор о сотрудничестве подписан в 2010 году руководителем Педагогического института профессором Владимиром Мареевым и генеральным директором католического университетского колледжа Левена доктором Туном Мартенсом. Профессор департамента социальной работы Мауритс Вайсманс, назначенный руководством колледжа координатором проектной заявки, обратился к нам с предложением об участии в формировании консорциума российских вузов. Вопрос о выборе российского вуза-партнера не вызвал сомнений: кафедра психологии развития Московского педагогического государственного университета, возглавляемая доктором психологических наук, профессором, действительным членом РАО Валерией Сергеевной Мухиной - альма-матер многих профессиональных психологов. По инициативе В.С. Мухиной в состав консорциума был включен Бурятский государственный университет, бельгийские специалисты предложили в 2010 году сотрудничество также Российскому государственному педагогическому университету им. А.И. Герцена и Пермскому государственному педагогическому университету. Университеты - участники консорциума представляют Москву и Санкт-Петербург (МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена), Южный (ЮФУ), Сибирский (БГУ) федеральный округа и восток европейской части России (ПГПУ, Пермь). Это благоприятствует дессиминации - распространению опыта и идей программы ТЕМПУС в странах-партнерах. Возможности развития педагогических факультетов вузов, реализующих основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «психология», «психолого-педагогическое образование», существенно увеличиваются. Европейское образование в консорциуме представляют четыре учебных заведения Бельгии: университетский колледж города Левен, университетский колледж города Лимбург, университет Антверпена, католический университет Левена. Кроме того - Технологический университет города Вотерфорд (Ирландия), университет города Гронинген (Голландия); Манчестер-метрополитен университет (Великобритания).
Оптимальная форма -образовательный модуль
Учитывая имеющийся в российских вузах образовательный и научный потенциал, мы предложили европейской стороне подготовить проектную заявку по разработке международной междисциплинарной магистерской программы «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития».
Содержание заявки обсуждалось с европейскими коллегами в формате телеконференций в 2010 году, научно-практических семинаров в 2011 году, онлайн-коммуникаций. Взаимодействие потенциальных участников проекта строилось по линии консолидации имеющегося научного и образовательного задела. В исследовательском фокусе - отдельный ребенок в качестве субъекта психологического сопровождения в контексте анализа вклада различных областей знания: психологии, педагогики, социальной работы, педиатрии и т. д.
Первоначально в макете учебного плана дисциплины, реализуемые каждым университетом, были сгруппированы по принципу «кто что знает, тот то и будет представлять». На конференции в ноябре 2011 года В.С. Мухина внесла предложение структурирования ориентированных компетенции (письмо Минобразования РФ от 16.06.2002). В результате достигнутых договоренностей в проектной заявке 530191-ТЕМРUS-1-2012-1-ВЕТЕМРUS-JPCR, поданной консорциумом российских и европейских университетов в феврале 2012 года, представлен учебный план образовательной магистерской программы. Входящие в него образовательные модули освещают проблемы взаимодействия специалистов, заинтересованных в исследовании академических и прикладных аспектов детского и юношеского развития; раскрывают концептуальные подходы к психологическому сопровождению в Европе и России; ориентируют магистрантов на содержания учебного плана в строгой логике группировки идейно и содержательно сопряженных дисциплин в самостоятельные модули. По существу в данном случае речь идет о принятой в мировой практике высшего профессионального образования стратегии модульной организации учебного процесса. Под образовательным модулем понимается автономная организационно-методическая структура образовательной программы. Она включает в себя дидактические цели, ориентированные на отработку совокупности профессионально-самостоятельное проектирование стратегий психологического сопровождения и поддержки детей, подростков и юношества в логике междисциплинарного межведомственного взаимодействия.
Познать психологические проблемы детства
В содержательном плане Программа строилась с опорой на исследования в Европе и России проблем детского и юношеского развития. Совместно с европейскими коллегами нами был проведен анализ исследований детского и юношеского развития. Обзор исследований в Европе и США свидетельствует о значительном количестве детей, имеющих психологические проблемы. По данным F. Verhulst (1995) с привлечением материала по 49 странам с охватом более чем 240000 детей, относительно общей численности показатели нормы развития имеют 12,3%. R. Roberts, S. Roberts (2007) установили, что 17,1% городских подростков в мегаполисах с пригородами в США имеют показатели как минимум одного из психических расстройств. Российскую базу данных представили исследования академических институтов РАО. Они акцентируют внимание на комплексе социальных проблем, негативно сказывающихся на развитии и социализации детей и подростков: деформация института брака и семьи; сохранение социальных рисков и агрессивность стихийных факторов социализации; ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации; социальные девиации и устойчивость асоциальных тенденций в детской среде; отсутствие межведомственной координации для решения проблем детского и подросткового развития. Как следствие этого - качественные психические, психофизиологические, личностные изменения, характеризующиеся негативными тенденциями в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста: 1) дефицит произвольности - по сравнению с 1970-ми годами, когда произвольность была признана возрастной нормой развития; в настоящее время она сформирована у 10% детей; 2) социальная некомпетентность, имеющая место у 25% младших школьников, 30% социальных решений которых носит явно выраженный негативный характер; 3) эмоциональная напряженность, повышенный уровень тревожности и страхов, повышенная агрессивность, интерес ко включенности в асоциальные объединения; 4) рост числа основных форм психических заболеваний, количество которых увеличивается каждые 10 лет на 10-15%, а также 20% порогом детей с минимальными мозговыми дисфункциями; 5) изменение социальных ориентиров детей, характеризующееся социальной аномией - разрушением традиционных ценностных ориентации, имеющим место на фоне высоких показателей интеллектуального развития: 50-55% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют показатели IQ 115 баллов и выше; 6) выраженные трудности в обучении, проявляющиеся в нарушениях внимания, произвольной регуляции и саморегуляции, обусловленные несформированностью или дисфункцией фронтопаламической регуляторной системы2.
Практические цели
Одна из форм сотрудничества в проекте - привлечение практиков. Их статус в качестве баз практик магистрантов делает реальной задачу формирования практических компетенции педагога-психолога. Российские вузы-партнеры подготовили комплект договоров с региональными учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к проблемам психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, социальной поддержки детства. Партнеры ЮФУ - государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; региональная общественная организация «Наука здоровья»: лицей N 13 Пролетарского района Ростова-на-Дону; детский сад объединенного вида N 49 Новочеркасска - экспериментальная площадка министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
В соответствии с регламентом программы ТЕМПУС участники берут на себя обязательства по подготовке проектной документации и подачи конкурсной заявки. Инициативная группа от российской стороны, независимо от решения Евросоюза по поводу поддержки или отклонения гранта, планирует разработку межуниверситетской магистерской программы «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития».