Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Психологов объединит ТЕМПУС

06.03.2012

Заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии Педагогического института Южного федерального университета, доктор психологических наук А.В. Черная рассказывает о совместной работе ученых-психологов пяти стран по подготовке проектных заявок программы ТЕМПУС.

Приоритеты определены

Финансируемая Европей­ским союзом с 1990 года программа ТЕМПУС фокуси­рует свои интересы в сферах содействия реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах, повышения качества и роли высшего образования, развития потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров и стран Европейского союза, содей­ствия развитию человеческих ресурсов, обеспечения роста взаимопонимания между на­родами и культурами. Ежегод­но Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам Educational Audiovisual Culture Executive Agency (ЕАСЕА) Ев­ропейского союза объявляет очередной конкурс програм­мы, победители которого под­держиваются грантами.

Для объявленного на 2012  год пятого конкурса программы ТЕМПУС-IV приоритетными бу­дут заявки, демонстрирующие влияние вузов - участников проектов на реформирование системы высшего образования; предполагающие участие репрезентативного количества  вузов в странах-партнерах; легитимирующие активное участие студентов, женщин, социальных партнеров, непра­вительственных и других неакадемических организаций.

Краткая предыстория

В 2009 году с инициативой  подготовки проектной заявки в четвертом конкурсе про­граммы ТЕМПУС-IV выступил католический университетский колледж города Левей (Бель­гия) Ассоциации католических университетов; договор о со­трудничестве подписан в 2010 году руководителем Педагоги­ческого института профессором Владимиром Мареевым и генеральным директором  католического университетского колледжа Левена доктором Туном Мартенсом. Профессор департамента социальной работы Мауритс   Вайсманс, назначенный руководством колледжа координа­тором проектной заявки, обратился к нам с предложением об участии в формировании консорциума российских вузов. Вопрос о выборе россий­ского вуза-партнера не вызвал сомнений: кафедра психологии развития Московского педагогического государственного университета, возглавляемая доктором психологических наук, профессором, действи­тельным членом РАО Валерией Сергеевной Мухиной - альма-матер многих профессиональ­ных психологов. По инициа­тиве В.С. Мухиной в состав консорциума был включен Бурятский государственный университет, бельгийские спе­циалисты предложили в 2010 году сотрудничество также Российскому государственному педагогическому университету им. А.И. Герцена и Пермскому государственному педагогиче­скому университету. Универси­теты - участники консорциума представляют Москву и Санкт-Петербург (МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена), Южный (ЮФУ), Сибирский (БГУ) федеральный округа и восток европейской части России (ПГПУ, Пермь). Это благоприятствует дессиминации - распространению опыта и идей программы ТЕМПУС в странах-партнерах. Возможности развития педа­гогических факультетов вузов, реализующих основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «психология», «психолого-педагогическое образование», существенно увеличиваются. Европейское образование в консорциуме представляют четыре учебных заведения Бельгии: универ­ситетский колледж города Левен, университетский колледж города Лимбург, университет Антверпена, католический уни­верситет Левена. Кроме того - Технологический университет города Вотерфорд (Ирландия), университет города Гронинген (Голландия); Манчестер-метро­политен университет (Велико­британия).

Оптимальная форма -образовательный модуль

Учитывая имеющийся в российских вузах образова­тельный и научный потенциал, мы предложили европейской стороне подготовить проектную заявку по разработке междуна­родной междисциплинарной магистерской программы «Пси­хологическое сопровождение детского и юношеского раз­вития».

Содержание заявки об­суждалось с европейскими коллегами в формате теле­конференций в 2010 году, научно-практических семинаров в 2011 году, онлайн-коммуникаций. Взаимодействие потенциальных участников проекта строилось по линии консолидации имеющегося научного и образовательного задела. В исследовательском фокусе - отдельный ребенок в качестве субъекта психологиче­ского сопровождения в контек­сте анализа вклада различных областей знания: психологии, педагогики, социальной рабо­ты, педиатрии и т. д.

Первоначально в макете учебного плана дисциплины, реализуемые каждым универ­ситетом, были сгруппированы по принципу «кто что знает, тот то и будет представлять». На конференции в ноябре 2011 года В.С. Мухина внесла пред­ложение структурирования ориентированных компетен­ции (письмо Минобразования РФ от 16.06.2002). В резуль­тате достигнутых договорен­ностей в проектной заявке 530191-ТЕМРUS-1-2012-1-ВЕТЕМРUS-JPCR, поданной кон­сорциумом российских и евро­пейских университетов в фев­рале 2012 года, представлен учебный план образовательной магистерской программы. Вхо­дящие в него образовательные модули освещают проблемы взаимодействия специалистов, заинтересованных в исследо­вании академических и при­кладных аспектов детского и юношеского развития; раскры­вают концептуальные подходы к психологическому сопрово­ждению в Европе и России; ориентируют магистрантов на содержания учебного плана в строгой логике группиров­ки идейно и содержательно сопряженных дисциплин в самостоятельные модули. По существу в данном случае речь идет о принятой в миро­вой практике высшего про­фессионального образования стратегии модульной органи­зации учебного процесса. Под образовательным модулем понимается автономная ор­ганизационно-методическая структура образовательной программы. Она включает в себя дидактические цели, ори­ентированные на отработку со­вокупности профессионально-самостоятельное проектирова­ние стратегий психологическо­го сопровождения и поддержки детей, подростков и юношества в логике междисциплинарного межведомственного взаимо­действия.

Познать психологические проблемы детства

В содержательном плане Программа строилась с опорой на исследования в Европе и России проблем детского и юношеского развития. Со­вместно с европейскими коллегами нами был проведен анализ исследований детского и юношеского развития. Обзор исследований в Европе и США свидетельствует о значитель­ном количестве детей, име­ющих психологические про­блемы. По данным F. Verhulst (1995) с привлечением мате­риала по 49 странам с охватом более чем 240000 детей, от­носительно общей численности показатели нормы развития имеют 12,3%. R. Roberts, S. Roberts (2007) установили, что 17,1% городских подростков в мегаполисах с пригородами в США имеют показатели как минимум одного из психиче­ских расстройств. Российскую базу данных представили ис­следования академических институтов РАО. Они акцентиру­ют внимание на комплексе со­циальных проблем, негативно сказывающихся на развитии и социализации детей и под­ростков: деформация института брака и семьи; сохранение социальных рисков и агрес­сивность стихийных факторов социализации; ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации; социальные де­виации и устойчивость асоци­альных тенденций в детской среде; отсутствие межведом­ственной координации для решения проблем детского и подросткового развития. Как следствие этого - качествен­ные психические, психофизи­ологические, личностные из­менения, характеризующиеся негативными тенденциями в развитии детей дошкольного и младшего школьного возрас­та: 1) дефицит произвольности - по сравнению с 1970-ми годами, когда произвольность была признана возрастной нормой развития; в настоящее время она сформирована у 10% детей; 2) социальная некомпетентность, имеющая место у 25% младших школьни­ков, 30% социальных решений которых носит явно выражен­ный негативный характер; 3) эмоциональная напряжен­ность, повышенный уровень тревожности и страхов, по­вышенная агрессивность, интерес ко включенности в асоциальные объединения; 4) рост числа основных форм психических заболеваний, количество которых увеличива­ется каждые 10 лет на 10-15%, а также 20% порогом детей с минимальными мозговыми дисфункциями; 5) изменение социальных ориентиров детей, характеризующееся социаль­ной аномией - разрушением традиционных ценностных ориентации, имеющим место на фоне высоких показателей интеллектуального развития: 50-55% детей дошкольного и младшего школьного возрас­та имеют показатели IQ 115 баллов и выше; 6) выраженные трудности в обучении, проявля­ющиеся в нарушениях внима­ния, произвольной регуляции и саморегуляции, обусловленные несформированностью или дисфункцией фронтопаламической регуляторной системы2.

Практические цели

Одна из форм сотрудниче­ства в проекте - привлечение практиков. Их статус в качестве баз практик магистрантов дела­ет реальной задачу формирова­ния практических компетенции педагога-психолога. Россий­ские вузы-партнеры подгото­вили комплект договоров с региональными учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к проблемам психолого-педаго­гического, медико-социального сопровождения, социальной поддержки детства. Партне­ры ЮФУ - государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской об­ласти для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; региональная общественная организация «Наука здоровья»: лицей N 13 Пролетарского района Ростова-на-Дону; детский сад объеди­ненного вида N 49 Новочер­касска - экспериментальная площадка министерства обще­го и профессионального обра­зования Ростовской области.

В соответствии с регламен­том программы ТЕМПУС участ­ники берут на себя обязатель­ства по подготовке проектной документации и подачи кон­курсной заявки. Инициативная группа от российской стороны, независимо от решения Евросоюза по поводу поддержки или отклонения гранта, пла­нирует разработку межуни­верситетской магистерской программы «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития».