Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Председатель Земного Шара вдохновляет

09.02.2012

25 января - в день, когда Татьяны с Татьяниным таяли днем, в Донской государственной публичной библиотеке (ул. Пушкинская, 175, "а") прошла презентация арт-проекта "Вдохновленные Велимиром - Хлебников и современное искусство". На выставке были представлены работы и студентов ИАрхИ ЮФУ.

В выставочном зале на первом этаже библиотеки среди чудных (ударение падает, на какой захотите слог) картин, затейливых скульптур, полувыговариваемых слов, лопат, ушей, книг, пронумерованных кусочков хлеба, граненых стаканов было так уютно и по-домашнему, что даже удивительно. Наверное, оттого что Хлебников - удивительный. Он писал стихи, пьесы, сверхповести, словотворил, заумничал, формулировал "законы времени", учение о "звездном языке", "сколачивал" "доски судьбы", был философом, математиком, Королем Времени и Председателем Земного Шара, Великим Будетлянином и "спелеологом слова".

Таких и одного нет

Однажды некто из круга Хлебникова рассказал, что знает командарма, у которого четыре ордена Красного Знамени; воин утверждает, что таких, как он, в стране всего семь человек. "Подумаешь, - сказал Маяковский, - таких, как я, всего один, а не хвастаюсь". "А таких, как я, - грустно сказал Хлебников , - и одного нет". И правда.
В 2010 году исполнилось 125 лет со Дня рождения Хлебникова.

Практически неотмеченным осталось исполнившееся в том же 2010 году 90-летие посещения Хлебниковым нашего города с многочисленными выступлениями в знаменитом "Подвале поэтов", а также первой постановкой его драматического произведения "Ошибка смерти". Представитель Театра поэзии "Окрыленные мысли" Александр ГРЕБЕНЧУК сказал на открытии выставки, что скоро в Ростове на том месте, где когда-то был "Подвал поэтов", появится мемориальная доска. Неотмеченным осталось и 90-летие со дня ухода Велимира Хлебникова, умершего на руках известного художника Петра Митурича, чей проект "пространственной графики" по поэме Хлебникова "Разин" можно увидеть на выставке.

Кто-то вспоминал, как выставка, посвященная Хлебникову, прошла в Ростове 25 лет назад. А кураторы Юрий САМОДУРОВ и Игорь ВВЕДЕНСКИЙ представляли участников и "пытали" тех, кто был в этот вечер в зале, вопросами.

Икар и лопата

Художник Александр ЛИШНЕВСКИЙ рассказал про своего Икара, летящего вниз головой по лопате: "Это стремление к свободе. Лопата - как ракета, которая устремлена в небо". И о своей работе "Первая книга": "Это зубастая книга, которая хочет съесть все книги и вообще всех". Когда я подошла, чтобы рассмотреть ее, честно сказать, она меня чуть не цапнула. Студент Никита УВАРОВ предложил всем надеть очки с разноцветными "стеклами", чтобы увидеть объемных "Первого Председателя Земного Шара" и "Песню Зангези": кубики, подвешенные в воздухе за ничто, выступающие гордо на первый план буквы "П", "Р", "Е" и другие, складывающиеся какие - в "председателя", какие - в "шара", какие - в "пра-ум", "проум", "бом".

- Я пытался перевести интересные хаотичные рифмы Хлебникова, его абстрактные слова в какие-то геометрические формы, - объяснил Никита.

- А как вы думаете, Председателем Земного Шара был только Хлебников? - спросил Юрий Самодуров и ответил. - Не только! Председателей было много! Хлебникову нравилась идея мирового правительства.

На выставке - произведения около ста авторов в самых разнообразных жанрах и техниках: живопись, графика и скульптура, видео-арт, мэйл-арт, бук-арт, арт-объекты и арт-инсталляции в арт-арт-арт (где-то проАРТкала ворона) пространстве, в том числе два групповых проекта: "Как незаконная планета..." двадцати итальянских художников и "Хлебников - "Море" студентов Института архитектуры и искусств ЮФУ, которые оформили буквами-словами-строчками колонны в холле.

Топорная работа "Зеленый леший - бух лесиный" художника из Воронежа, который работает топором в прямом смысле слова. Стаканы с хлебом-книжечками на них. Черно-белый портрет-фотография чуть насупившегося Хлебникова. Его облачение, в котором он явился на собрание "Чинарей" в марте 1925 года (через три года после своей смерти), - работа Сергея Якунина. Оно похоже на птицу из рисовой бумаги с вкраплениями металла. "ОБЭОБИ пелись губы, вээоми пелись взоры" на смятой белой бумаге в плену у черно-гопречерного фона. Мозаики-заики, цветные картоны, трубочки без крема с пулей навылет. Черная бумага N 1. "Числовой квадрат" Александра Панкина с надписью:
"Сумма чисел во всех ячейках матрицы равна... Важное для Хлебникова число 53 он вычислял, в частности, по формуле..." Сумма матрицы, формулы - со всеми вы можете сдружиться. Я не привела их, чтобы не запутаться-заплутать-залатать прорехи букв. Конструкцию Сеятеля Судьбы, которую соорудил тот же Сергей Якунин (в телефонном разговоре он заметил, что Сеятель Судьбы - это кинетическая скульптура), показали в действии. Деревянная, она ездила, управляемая собравшим ее человеком в соломенной шляпе, махала крыльями, крякала. Так хотелось схватить ее в охапку и побежать по Пушкинской, скользя по снегу! "Столько сейчас насеем судеб!", - сказали представительницы арт-группы "Белка и Стрелка", с жуками и мухами на ожерельях и в платьях, которые можно было не только почитать, но и отрезать понравившийся "отрывок" из прочитанного на память.

"Дети выдры"

Числа, корни слов, звуки, время вперед, "будущее - наш дом".

Окруженная визуальными произведениями выставка звучала. Творением Владимира Мартынова "Дети Выдры" и Владимира Тарасова - "Думая о Хлебникове". Звуки, шумы, швуки, зумы...

Кураторы выставки говорят, что "несмотря на масштабность экспозиции, выставка - лишь частный временной срез неисчерпаемого влияния и воздействия Хлебникова на культуру XXI века".

Добавим, что выставка будет работать по 7 февраля. В будние дни - с 9:00 до 19:00, в субботу и воскресенье - с 10:00 до 18:00. Понедельник - выходной.