Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Михаил Карякин: "Наш диплом признан во всем мире!"

09.11.2011

На факультете математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета начался новый учебный год. Здесь, на факультете, гордятся тем, что их университет является одним из ведущих учебных заведений нашей страны, что он занимает четвертую строчку в рейтинге российских университетов.

Сам же факультет является одним из старейших заведений высшего профессионального образования на юге России. Физико-математический факультет был одним из факультетов созданного в 1869 году в Варшаве императорского университета, который во время первой мировой войны, в 1915 году, был переведен в Ростов-на-Дону. Так что через четыре года здесь с полным правом смогут торжественно отметить столетний юбилей пребывания факультета на древней донской земле. А пятьдесят лет назад, в 1961 году, физмат разделился на два факультета: физический и механико-математический.

Пять лет назад у мехмата появилось новое название. А сегодня факультет математики, механики и компьютерных наук - крупнейший в университете из факультетов естественнонаучного профиля. И самое главное, он продолжает непрерывно развиваться. Конечно, фундаментальное образование с глубокими традициями российской и советской научных школ является здесь приоритетом. Но вторая замечательная черта мехмата - динамичное развитие, и здесь делают все возможное, чтобы студенты и выпускники владели самыми современными технологиями, отвечали всем стандартам и требованиям нового времени.

Встретившись с деканом факультета, Михаилом Игоревичем Карякиным и, поздравив его с началом нового учебного года, я попросил его ответить на несколько вопросов для наших читателей. Он охотно согласился. Итак...

- Как на факультете прошел прием на первый курс, какой был конкурс?

- Времена меняются, и очень многое из того, что еще совсем недавно считалось обычным и правильным, утрачивает свои позиции или вообще теряет смысл. Как сейчас считать конкурс, если каждый абитуриент получил право поступать на три специальности в пять различных вузов? Не иначе, как нужно делить количество отметившихся у нас абитуриентов на пять. А мы ведь, к тому же, не знаем, какое из пяти высших учебных заведений является для него главным, какое привлекает его сердце и душу? Если считать каждого абитуриента только один раз, то на нашем факультете конкурс был не очень большой - около трех человек на место. Но, в принципе, все проблемы приема успешно решены, на первый курс зачислено двести человек. Они будут осваивать четыре действующих у нас направления подготовки: прикладную математику и информатику (100 человек), фундаментальную информатику и информационные технологии (45), механику и математическое моделирование (25) и математику (30). Самый высокий конкурс, около шести человек на место, был на отделении информационных технологий. Приятным для нас итогом набора стало заметное увеличение проходного балла на все отделения факультета. Конечно, это может означать, что задания ЕГО в этом году были проще, все покажет учеба, но пока мы надеемся, что смогли получить более сильных абитуриентов. Интересной новинкой, которую в этом году применил наш университет, стал прием заявлений абитуриентов через интернет.Наверное, благодаря этому у нас появились студенты с Урала и даже Дальнего Востока.

- С этого года высшее образование в России переведено на систему "бакалавр+магистр". На факультете уже накоплен большой опыт разработки магистерских программ и обучения магистрантов. В этом году мы приняли в магистратуру на бюджетной основе 85 человек, в планах - увеличение этого количества.

- Что делается на факультете для привлечения к нему интереса со стороны абитуриентов, школьников и их родителей?

- У этой проблемы два аспекта: внешний и внутренний. Если говорить о внутреннем, то это - постоянная работа по поддержанию высокого уровня учебного процесса, его качества - и в смысле удовлетворенности студентов, и в смысле удовлетворенности работодателей. Для вуза или факультета надежная репутация значит очень много. Именно она, главным образом, и привлекает абитуриентов. К счастью, репутация нашего факультета общеизвестна. Здесь осуществляют подготовку специалистов широкого профиля, обладающих не только фундаментальными знаниями в области математики и ее приложений, в том числе, и к механике, медицине, экономике, но и являющихся профессионалов высокого класса в области компьютерных наук и информационных технологий. Подчеркну особенно: мы стараемся готовить не просто специалистов, а высококлассных и эрудированных профессионалов, мастеров своего дела, способных в кратчайшие сроки решить практически любую производственную задачу. А внешний аспект означает открытость - и наших достижений, и наших проблем - для внешнего мира. В частности, это значит, что работать с потенциальными абитуриентами нужно задолго до того как они начнут серьезно задумываться о выборе будущего вуза или факультета.
Для будущих абитуриентов и школьников у нас работает целых три школы. Самой большой из них - в Воскресной компьютерной школе для учащихся - 11 классов - уже 15 лет. Это крупнейшая компьютерная школа в России. Учащиеся постигают здесь тонкости работы профессионального пользователя компьютера, учатся эффективно работать в Windows и Linux, с электронными таблицах и базами данных, с современными средствами создания векторной и растровой графики. Flash-анимаций и многим-многим другим. Около половины школьников изучает программирование - от основ алгоритмизации до создания серьезных приложений с использованием самых современных средств разработки. На первые два собрания в этом году уже пришло более пятисот школьников, и набор еще не закрыт - запись в группы будет идти еще месяц, в каждое воскресение в 11.00 и в 13.00 в аудитории N 112 нашего факультета.
В октябре, уже в четвертый раз, начнет работать детская математическая школа для учащихся 6 - 10 классов. Ее основная задача - развитие интеллекта, привитие вкуса к творчеству, самостоятельным размышлениям, подготовка к олимпиадам различного уровня.
Ну и, наконец, для будущих выпускников - одинадцатиклассников - у нас уже больше сорока лет работает так называемый нулевой курс. Его цель - углубленная подготовка по математике и информатике, адаптация школьников к учебе в вузе, подготовка к ЕГЭ.
Организационные собрания в детской математической школе и на нулевом курсе пройдут 2 октября, чтобы записаться - достаточно позвонить к нам в деканат по тел. 2-975-111.
Для абитуриентов, школьников и их родителей ежегодно весной у нас проходит "неделя математики": день открытых дверей, соревнования по математике - универсиада для школьников Ростовской области, победители которой, при поступлении к нам, получают дополнительную стипендию декана. Способствуют популярности факультета и проводимые на нашей базе областные олимпиады по математике и информатике. Конечно, мы сотрудничаем и с лучшими средствами массовой информации, наиболее читаемыми и пользующимися повышенным спросом.

- Как трудоустраиваются ваши выпускники?

- Обычно ежегодный мониторинг по этому вопросу мы проводим в самом конце сентября. Именно тогда мы обзваниваем выпускников нынешнего года, узнаем, куда они трудоустроились и где работают. Так что, подробно о последнем выпуске пока говорить не буду. Но не сомневаюсь, что все обстоит нормально. Потребность в специалистах с нашими дипломами растет с каждым годом. Кстати, область послевузовской деятельности наших выпускников чрезвычайно широка. Это и наука, и образование, и высокие компьютерные технологии, и все, что подлежит информатизации: банковское дело, торгово-промышленный бизнес, государственные, региональные и муниципальные структуры. У нас прекрасные контакты с руководителями многих предприятий, которые ежегодно приглашают к себе наших выпускников. С удовольствием здесь назову фирму "Гэндальф", НИИ радиосвязи. НИИ "Спецвузавтоматика", компанию "Глория-джинс". В сентябре у нас уже побывали представители ОАО "Роствертол" и компании "Атлантис-Пак", готовые принимать на работу не только выпускников, но и старшекурсников. А такая известная IT-компания, как "Microsoft" даже открыла у нас на факультете центр подготовки сертифицированных специалистов ("Microsoft IT Academy"). Наших выпускников ежегодно приглашают для информатизации и автоматизации деятельности в налоговые службы, пенсионные фонды, центры занятости...

- Слышал, что многие выпускники факультета успешно работают за границей?

- Да, это так. Диплом нашего факультета сегодня признан во всем мире. Наши недавние студенты с успехом работают в таких государствах, как США, Мексика. Колумбия, Германия, Финляндия. Швеция, Норвегия... У факультета имеются учебные и научные связи с 40 университетами из 20 стран мира. В октябре 2010 года пять образовательных программ мехмата прошли международную аккредитацию и получили сертификаты европейского Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN). Теперь студенты мехмата могут без всяких проблем продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре ведущих европейских университетов.

- Что же касается практики получения двойного диплома то такие договоры у нас заключены и успешно реализуются с тремя университетами:
Лаппеенрантским в Финляндии, Хольмштадским в Швеции, и Бранденбургским в Германии.

- Давайте вернемся к качеству того образования, которое дает мехмат. Каким образом в наше непростое время факультету удается его сохранять и повышать? Неужели у преподавателей вашего факультета большие зарплаты?

- Базовая зарплата у наших преподавателей очень маленькая. Унизительно маленькая. Но это беда всей системы высшего образования России. К счастью, сейчас у ученых появилось достаточно много возможностей для дополнительного заработка. Наш факультет за счет активных занятий наукой зарабатывает больше средств, чем другие факультеты, входящие в структуру ЮФУ. Уже три года подряд мы успешно выходим на результат "миллион долларов за науку" в год. Эти деньги - более тридцати миллионов рублей - ученые факультета ежегодно зарабатывают благодаря победам в различных конкурсах, грантах, а также проведению исследований в интересах промышленных предприятий.
На мехмате наука и образование всегда тесно взаимодействуют друг с другом. Не будем забывать о нашей главной цели: подготовке для народного хозяйства не просто специалистов, а высокоэрудированных профессионалов своего дела, умеющих самостоятельно и творчески мыслить, находить верное решение в трудной ситуации. А в нашей сфере - математика, моделирование, компьютерные технологии - это неосуществимо, если студент не начнет заниматься наукой еще в стенах факультета. И с результатами новейших научных исследований наши студенты знакомятся, что называется, из первых рук, участвуя в исследовательской и научной работе рядом с преподавателями.
 Все наши научные успехи стали возможными благодаря высочайшему профессионализму нашего преподавательского состава. Из 180 преподавателей, работающих на наших 13 кафедрах, 40 имеют ученую степень доктора наук, а 94 кандидата. Среди наших профессоров такие известные ученые, как: заслуженный деятель науки РФ Ю. А. Устинов, член академии наук Армении М. А. Сумбатян, заслуженный работник высшей школы РФ С. В. Жак, бывший ректор нашего университета, а ныне его президент, обладатель многих высоких научных титулов А. В. Белоконь... Не случайно сотрудники факультета публикуют за год около 500 научных работ, учебников, пособий

- Михаил Игоревич, наверное, все-таки не одной учебой живут студенты вашего факультета?

- Университет я могу определить так: учеба плюс общение. И неизвестно еще, что тут нужно поставить на первое место. К счастью, в Ростове много интересных людей, хватает их и среди преподавателей и студентов всех факультетов нашего университета. А то, что у нас есть свой оборудованный актовый зал, только расширяет возможности для создания той теплой атмосферы студенчества, которая издавна была традиционной на нашем факультете. Наши студенты имеют возможность познакомиться с музыкантами, бардами, солистами филармонии, которых мы приглашаем выступить перед факультетской аудиторией. Ребята и сами дают прекрасные концерты. Хочу назвать фамилии двух наших студенток, которые очень активны в этом деле, и кого за это можно только поблагодарить. Это Катя Зуева и Аня Шатравкина. А как успешно занимаются ребята спортом! Отлично выступают на университетских соревнованиях сборные факультета по баскетболу, волейболу, мини-футболу. А еще у нас учатся мастера настольного тенниса, бильярда, дартса. А факультетский спортивный зал - это предмет нашей особой гордости и белой зависти коллег по университету! Наши студенты могут приобретать льготные путевки в оздоровительные учреждения во время летних и зимних каникул: на Черноморское побережье Кавказа, в Крым, в КавМинводы, Санкт-Петербург, городах Золотого кольца России.

- Какие события ожидают факультет в ближайшей перспективе?

- Очень надеюсь, что не будет никаких потрясений, и решать и в ближайшем, и далеком будущем придется традиционные, штатные задачи - совершенствование методики преподавания, воспитательной работы, развитие новых форм привлечения студентов к науке. Если же говорить о конкретных проектах, то этой осенью на факультете начнутся, как минимум, два. Прежде всего, это работа по проекту ICARUS, цель которого - совершенствование обучения на юге России в области информационных технологий и их приложений к инженерным наукам. Инициатором и автором проекта является наш факультет, а реализовываться он будет в кооперации с восемью европейскими и российскими университетами в рамках гранта европейской программы TEMPUS объемом в 750 тысяч евро. А всех учителей информатики, математики и физики Ростова и области в октябре-ноябре мы пригласим на курсы повышения квалификации "Современные информационные технологии и программирование в школе". Финансироваться эти курсы будут за счет выигранного факультетом гранта минобрнауки РФ, к занятиям с учителями мы привлечем лучших специалистов и методистов факультета.
Сегодня во всех вузах России идет освоение новых учебных стандартов третьего поколения. Занимаемся этим и мы, но на нашем факультете этот процесс проходит почти безболезненно, ведь еще три года назад мы начали эксперимент по "асинхронному" обучению, когда студент сам выбирает себе набор предметов, своими руками создавая свою образовательную траекторию.
Впереди хочется видеть только хорошее. Верю в это хорошее, в еще более значимые успехи и результаты работы нашего факультета, в счастливое будущее студентов и преподавателей. Верю и знаю, что все у всех нас будет хорошо!