Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Без "национальности"

01.11.2011

Лекторы Евразийского университета прочитали лекцию о геополитике и этносоциологии в Южном федеральном университете.

Многочисленные просветительские и политические посевы Евразийского Союза Молодежи по внедрению в сознание академической и политической элиты России внятного понимания этносоциологических процессов, похоже, дали первые всходы. Еще в конце августа в российском правительстве заговорили о скором принятии законопроекта, согласно которому термин "национальный" будет употребляться исключительно в сфере межнациональных, то есть межгосударственных отношений, поэтому "межнациональные" конфликты впредь будут называть только межэтническими. На данный момент известно, что указанные изменения планируется внести в текст полутора десятков действующих законов, в частности, в закон об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о политических партиях и об экстремизме.

Почти ровно год назад, когда в МГУ профессором Дугиным был прочитан курс этносоциологии, от должности президента республики отказался (опять же, точно следуя обозначенной в одноименной книге методологии) теперь уже бывший президент Рамзан Кадыров. По его мнению, президент в государстве Российская Федерация может быть только один, а главы республик должны называться как-то иначе.

Конечно, нельзя объяснять эти достаточно нестандартные политические шаги тем, что в руки Путину или Медведеву вдруг попалась книга "Этносоциология", после чего придворного арлекина от социологии господина Тишкова попросили за дверь. Такой сценарий кажется слишком фантастичным, чтобы быть правдой. Но в то же время вполне вероятно, что кто-то из многочисленных советников президента или премьера прослушал новаторский и по-своему революционный для российской социологии курс, скачав ли видео-вариант лекций или прочитав книгу. Отсюда и последовал абсолютно логичный ряд инициатив по наведению хотя бы терминологического порядка в национальной и этнокультурной политике.

Строго в фарватере этого курса прошла первая открытая лекция в рамках Евразийского университета в Ростове-на-Дону. Несмотря на оповещение лишь узкой группы людей через социальные сети, на встречу 10 сентября 2011 года в Южном федеральном университете пришло около сорока молодых людей, преподавателей местных ВУЗов и просто интересующихся политикой ростовчан. Лекторы из Москвы максимально сжато представили свой доклад на тему "Актуальное евразийство: геополитика и этносоциология современной России", после чего у собравшихся было время задать вопросы и обсудить озвученную позицию между собой. Заявленная в лекции проблематика оказалась крайне животрепещущей и насущной для жителей региона, граничащего с Северо-Кавказским федеральным округом. Поэтому долго не пришлось объяснять, что такое этнос, и в чем его отличие от нации.

Особенно понравилась и вызвала живой интерес идея, озвученная директором Центра геополитических экспертиз Валерием Коровиным о новом евразийском федерализме, при котором этносам должен быть придан юридический статус, а границы "национальных" республик России должны быть упразднены. 

У некоторых слушателей мысль о том, что национальность никак не может быть связана с этническим и тем более кровным или расовым родством, вызвала некоторые затруднения. По лицам собравшихся было заметно, как под тяжестью обоснованных научных аргументов и фактов рушилась мифологическая система понятий, введенная еще Лениным на заре советской эпохи.

"Важнейшей темой для нас является Кавказ, юг России, вопрос национальной, этнической идентичности, - уверено заявил глава ЦГЭ. - Понятия этнос, народ, и нация нужно разделять, т.к. они имеют совершенно разные значения". При этом, как считает Коровин, "именно Кавказ со всей очевидностью стоит триггером развала России - этот козырь межэтнических столкновений и конфликтности на юге России, в первую очередь, на Северном Кавказе, будет разыгран в любом случае в рамках сценариев грядущих выборов. Эта тема очень важная и очень болезненная, связанная с передачей власти в 2012 году или оставления власти или передачи".

"Когда Ленин пришел к власти, он взял понятие "национальность" из спора Каутского и Бауэра, - напомнил Коровин. - Национальность означает переходное состояние от народа к национальному государству, к нации. А национальное государство – это политическая категория. Она создается на основе политического договора граждан, которые подписывают этот договор и конституцию, устанавливают нацию, к их происхождению это не имеет никакого отношения. В состав политической нации, государства-нации или национального государства – это тождественные понятия – входят граждане, их происхождение не имеет значения. Гражданами Германии – национального государства, политической нации Германии – немцев – входят и турки, и арабы, и немцы, имеющие этническое немецкое происхождение, т.е. происхождение в нации не имеет значения".

По словам Коровина, происхождение имеет значение в категории этноса. Вот это происхождение, потому что единый предок. Народ – это уже множество этносов, слившихся в одну агломерацию. Это, объяснил лектор, - народ. А "нация" – это политический договор. "И вот эти понятия нужно обязательно разделять, иначе мы, взяв ленинское понятие "национальность" в переходном состоянии от народа к нации вводим здесь путаницу, потому что под национальностью в Советском Союзе понимали происхождение", - рассказал выступавший.

При этом, отметил Валерий Коровин, национальность – переходное состояние от народа к политической нации - "Когда разваливалась Австро-Венгрия и венгры – народ – шли к созданию национального государства Венгрия. Вот это переходное состояние, когда венгры – народ – движутся к национальному статусу Венгрия, определяется понятием "национальность"". Что же касается нашей страны, то, здесь ситуация была несколько сложнее. Сталин хотел остановить распад империи, и чтобы это осуществить, он ввел понятие "национальность". По словам Коровина, большевики мыслили как: по западной модели Российская империя должна разделиться на народы, народы должны самоопределиться в качестве национальных государств, а потом всем им войти обратно в Советский Союз. Но если в Европе это происходило три, четыре столетия, то Ленин хотел это сделать за два года. Народы выделяют из империи, быстро создают национальные государства и быстро вливаются обратно в Советский Союз. "Национальность – это переходное состояние от народа к национальному суверенному государству", - заявил Коровин.

Сталин понимал, что, поскольку в Российской империи более двухсот этнических групп и народностей, данное образование распадется на 250 национальных государств, которые самоопределятся в качестве таковых, и потом ты их уже никуда не соберешь - ни в Советский Союз, ни в какое бы то ни было другое государство. "И он заморозил понятие "национальность", взял его, чтобы заморозить этот процесс, - констатировал оратор. - Вот вы переходите к национальному государству – все, замрите! И больше никуда не переходите. Вот вы национальность – довольствуйтесь этим в составе единой Российской империи. Вот откуда взялось понятие "национальность". Оно означает подвешенное, переходное состояние. Он подвесил этот процесс, он не дал им стать суверенными национальными государствами, но они уже перестали быть просто народными этносами, повысили свой статус, но в национальные государства не превратились. Это предотвратило кровавую баню на территории большого евразийского пространства".

Вместе с тем, это заложило мину замедленного действия под российскую государственность, поскольку в Конституции сначала СССР, а потом – и России было четко прописано, что республики являются независимыми государствами. В результате распад СССР оказался вполне логичным следствием терминологической путаницы. Та же судьба, и об этом все чаще говорится с самых высоких трибун, может постигнуть и Россию, где также имеются все предпосылки для сепаратизма – национальные республики, потенциальные государства.

Выход из сложившейся ситуации Коровин предлагает более чем неожиданный – национальные республики как административные и правовые единицы должны быть упразднены, а на их месте в таком случае появятся совершенно новые юридические категории – этносы. Это уберет все предпосылки для выделение территорий из состава РФ.

"От национально-административного деления следует перейти к территориально-административному делению, - уверен директор ЦГЭ. – Так, на месте нынешнего СКФО образуется Северокавказский край. Большой единый административный субъект. При этом этносы – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, кабардинцы, черкесы и т.д. становятся самостоятельной юридической категорией и в конституцию вносятся соответствующие изменения, что Россия состоит из стольких-то административных регионов, и 250-ти этносов. Тогда этнос приобретает юридический статус, живет где хочет, и никаких границ не имеет. Поэтому он уже не может выделиться из состава России. Т.е. становясь субъектом юридического права, этнос отрывается от границ. Чеченец – пожалуйста! Где живешь – там и живи. Таким образом, когда мы уходим от границ, от "национальных республик", снимается опасность сепаратизма. Уже никто никуда не может выделиться с территорией, только в индивидуальном порядке".

Эта авангардная инициатива, предложенная Валерием Коровиным, вызвала живой отклик у собравшихся, многие из которых согласились с тем, что изменения в "национальной" политике давно назрели, и уже в самой терминологии, определяющей границы и роли этноса, нации и народа в России, заложена мина под здание всего российского государства. 

После почти трех часов дискуссий расходились по домам все в глубокой задумчивости, а кто-то – живо обсуждая между собой услышанное. Хотя о самом евразийстве на лекции не было сказано почти ни слова, многие из слушателей и участников дискуссии подходили потом к организаторам с просьбой о вступлении в ЕСМ и организации плодотворного сотрудничества с местным отделением.