Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В стиле Стива Джобса

29.10.2011

Ученые ЮФУ представили свои проекты на третьем Молодежном инновационном конвенте.

Последние новости третьего Молодежного инновационного конвента оказалось легче всего узнать в очереди к кофе-аппарату. Там же можно выведать и искренние впечатления гостей.

"И как вам наша молодежь?" - спрашиваем.
"Партизаны, - со смехом отвечали потенциальные инвесторы разработок молодых ученых. - Пока добьешься от них, в чем суть изобретения…"
Мои собеседники - участники и гости международного бизнес-форума, в рамках которого и проходил конвент. Предприниматели, уже ставшие на путь коммерциализации ученые, представители инвестиционных фондов - все те, кто имел возможность "оживить" выставленные молодыми изобретателями опытные образцы. По их оценке, интересных проектов много, имеющие шансы на реализацию - тоже есть. Но…
О чем говорили бизнесмены, стало понятно почти сразу. Лишь только я зашла на территорию конвента, мой взгляд зацепился за стенд, обещающий долгую жизнь перегоревшим лампочкам. И не только мой - вокруг толпилось много зрителей, желающих узнать: это что, изобрели вечный свет?


Оказалось, что почти так и есть: Кирилл Голубь из Ростовского центра детского технического творчества придумал, как чинить перегоревшие люминесцентные лампы. Но на вопрос "Как?" просто закидал меня физическими терминами. На вопрос "А кто это сможет делать?" Кирилл с уверенностью заявил - любой, и снова принялся объяснять элементарный (с его точки зрения) процесс воскрешения ламп. Между тем я обратила внимание на еще одну разработку молодого изобретателя. Неказистый ящик с лампочками и проводками оказался просто шкатулкой здоровья: это и электромассажер, и препарат для изготовления "серебряной воды", и ингалятор, и электрический "иглоукалыватель" - в общем, кладезь физиотерапии в одном флаконе. И опять же - разработка интересная, а вот как работает и что требуется для того, чтобы запустить ее в серийное производство, я смогла понять с большим трудом. Будь я не журналистом, которому нужно понять все это и описать, а предпринимателем, желающим вложить свой капитал в инновацию, вгрызаться в технологический слог вряд ли бы стала.


Неподалеку - Аршак Цаптурян, студент химического факультета ЮФУ, представлял свою разработку - элементы для солнечных батарей: между двумя стеклышками плескалась цветная жидкость. Минут десять "блондинистых" расспросов помогли выяснить: суть новшества - не только в ином составе самой батареи (вместо кремния в выработке энергии участвует растворенный в воде краситель). Аршак предлагал принципиально другой способ крепления солнечной батареи - не на крыше, а облицевав ими все здание: и красиво, и площадь рабочей поверхности увеличивается в разы. Стоимость таких батарей куда меньше уже имеющихся кремниевых, вот только они куда менее долговечны: опытный образец "живет" пару месяцев. "Интересный проект, но совершенно сырой, - прокомментировал работу Аршака его конкурент, представляющий кремниевые солнечные батареи своей фирмы через несколько "кварталов" бизнес-форума. - Будь я просто "кошельком с деньгами" - прошел бы мимо. Автору надо было хотя бы лампочку заставить загореться от местного освещения".


Но надо сказать, было на конвенте множество достаточно продуманных и обращающих на себя внимание работ. Особенно ростовчан манили проекты "Временное метро", разработанный в Новочеркасской мелиоративной академии, и "Канатное метро" от ДГТУ. Первый предполагал использовать уже имеющиеся в Ростове железнодорожные ветки. С помощью таких "городских" электричек можно пересечь город за полчаса. Второй - связать канатной дорогой сначала берега Дона, а потом и крупные гипермаркеты с центром города.


Уже полностью готовый продукт представляли сотрудники НИИ нейрокибернетики при ЮФУ: они доработали уже используемую во многих организациях программу распознавания лиц. Эту разработку можно внедрить практически во все уже существующие охранные системы - покупать дополнительного оборудования не надо.
Интересные для себя идеи мог найти каждый. Люди творческие толпились около стенда Кубанского госуниверситета, на котором презентовался принципиально новый способ мультипликации: совмещение анимационного рисунка и 3D технологий. Юные посетители конвента обступили презентацию образовательного проекта ЮФУ "Человек изобретающий": сами делали себе духи и кремы. В одном краю "молодежки" обсуждали особенности кроя одежды для сидячих инвалидов, в другом - громко спорили об эффективности пьезоматериалов (около стенда НИИ физики ЮФУ)…
Между тем, кроме зрителей и потенциальных спонсоров, в этом году участники Молодежного конвента должны были впечатлить и членов Регионального экспертного совета, которые выбирали лучших.


В прошлом году победители областного Молодежного конвента становились претендентами от Ростовской области на национальную премию им. Зворыкина.
Сейчас заявки на участие в конкурсе молодые инноваторы отправляют прямиком в Москву, а окружной конвент стал нашей местной "фишкой" регионального масштаба. И тут же обзавелся своей премией: победители в трех номинациях теперь получают не путевку "наверх", а сразу деньги от губернатора РО.


Оценивались лучшая идея, проект и уже готовый к продаже продукт. Но в списках победителей мы с удивлением не обнаружили ни одного "яркого" участника: не было там ни канатного или "временного" метро, ни "солнечных" стекол, ни "супермассажера"… Перечитывая названия проектов-победителей и просматривая фотографии с этих стендов, понимаешь: это сложные "скучные" проекты, около которых явно не толпились зрители. Как же так?


- Мы искали то, аналогов чего в мире пока еще не существует, и то, что можно продать, - уточнил председатель комитета по молодежной политике Сергей Чуев. - А вот с этим у многих участников конвента были проблемы. Зачастую они просто переработали уже имеющиеся открытия, не задумываясь, что часто куда легче купить уже готовую технологию, а не с нуля изобретать велосипед в виде российского аналога. Некоторые проекты были просто не продуманы до конца. А некоторые разработчики просто не смогли правильно подать свои наработки, хотя идеи были вовсе неплохие.


К слову, многие участники конвента с такой идеологией были не согласны: "Ну нельзя же быть универсалом во всем, - часто слышала я, беседуя с молодыми инноваторами. - Ученый должен изобретать, а продавать - менеджеры, их этому учат".


Между тем, по словам организаторов, Молодежный инновационный конвент тем и отличался от научной выставки. Его главная цель - научить молодых ученых "правильно мыслить", ориентироваться на потребности рынка. Идеал, к которому подталкивали участников, - это бизнесмен от науки, недаром здесь частенько звучало имя Стива Джобса как человека, сумевшего сочетать научный подход и чаяния потребителей. Не только придумать, но и донести уникальность, необходимость и пользу разработки - такая задача повышенной сложности стояла перед участниками третьего Молодежного конвента.


Неспроста же требованием "полуфинала" губернаторского конкурса была именно презентация своего проекта: лаконично и доходчиво пояснить свою работу, пусть даже и отвечая на наводящие вопросы. Это тоже - наука, которой многим подчас гениальным изобретателям нашего времени еще предстоит овладеть.