Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Мода как она есть

24.10.2011

Что мешает нам быть модными и привлекательными? Об этом наш разговор с зав. кафедрой дизайна, членом Союза дизайнеров РФ, профессором института архитектуры и искусств ЮФУ Татьяной БЕРДНИК.

— Вроде бы мы стремимся одеваться «под Европу», а на деле — не Европа… Почему мы не умеем одеваться модно, элегантно, со вкусом?

— Я бы не стала так драматизировать, — говорит Татьяна Олеговна. — Еще несколько лет назад мы могли с унынием констатировать, что сильно отстаем от моды. Она у нас была какая-то стихийная. Даже рождение некоторых эстетических идей мне не всегда было понятно, поскольку преобладала вкусовщина, страсть к чрезмерно красивому. Сейчас ситуация меняется к лучшему. И у меня очень оптимистичный взгляд на будущее российских молодых дизайнеров. Но у нас пока не получила широкого развития индустрия моды, хотя внешний облик наших россиян улучшается.

— По сравнению с 60-80-ми годами улучшается.

— Даже по сравнению с 80-ми и 90-ми. Учитывая начавшиеся тогда демократические преобразования в стране и то, что мы повернулись лицом к Западу, для моды это был, пожалуй, нелепый период. У меня есть своя версия того, что происходит у нас с модой. В 20-х годах идеей моды увлеклись ведущие авангардные художники, причем в разных областях: живописи, графике, театре и стали создавать, как мы говорим, костюм. Это был период колоссального эксперимента, который еще не подвергался гонению и мог нам дать шанс шагать в ногу с мировой модой и более того, занять свою оригинальную позицию и выстраивать собственную школу.

— Как это сделали Милан, Лондон, Нью-Йорк. Они создали свои школы, которые сегодня равноценно существуют внутри так называемого мирового процесса.

— Но у нас, к сожалению, все новое, экспериментальное в начале 30-х годов было запрещено. Мода была объявлена буржуазным вывертом и одеваться модно, думать о костюме было почти преступлением. С 30-х годов до начала 80-х мода у нас существовала в виде редкой, вкусной конфетки, недоступной обычному потребителю, которую мы демонстрировали только на Западе, чтобы показать, что мода у нас все-таки есть. Наш потребитель настолько долго был лишен возможности хорошо одеваться, приобретать красивую одежду, вырабатывать свой стиль, что когда в начале 90-х мы получили из Европы поток вещей, он стал без разбора хватать все подряд. В его внешнем облике появился откровенный диссонанс. У людей, воспитанных на дефиците, теряется чувство вкуса.

— То есть мы пока на пути к своему стилю. В то время как западная мода формировалась столетиями.

— Мы фактически только последние двадцать лет начали задумываться над тем, как подавать себя внешне. У нас очень долго не было доверия к отечественным модельерам. Мы привыкли к тому, что все хорошее — на Западе, а все свое, извините, «отстой». Это было печально, потому что мы готовили студентов-дизайнеров по лучшим западным образцам и, когда выпускали талантливых специалистов, понимали, что они придут на фабрику по пошиву одежды, где их интересные идеи никому не будут нужны. Понимали это и сами ребята. Поэтому многие начинали заниматься частным шитьем. Это была единственная сфера, где они могли самореализоваться, просто заработать. Сейчас многие наши лучшие студенты уехали в Москву. Даже не за славой или деньгами, к счастью, они хорошо там зарабатывают. Для них важна самореализация как профессионалов. В Москве они занимают достойные позиции. Теперь помогают там нашим талантливым выпускникам.

— В Ростове они не остались?

— Пока сложно. Но мы уже наблюдаем первые ростки. К нам на защиту дипломов приходят представители пока небольших, но успевших зарекомендовать себя в модельном бизнесе фирм. Знакомятся с коллекциями ребят. Я уже не говорю о потенциальных работодателях.

— В последнее время стало модно одеваться у российских дизайнеров.

— В Москве это уже на пике. И есть свои имена. Они пока работают на элитарную публику. Модой это назвать еще рано, поскольку мода все-таки массовое явление. Вместе с тем сейчас очень много информации о современных тенденциях в моде. И любому человеку, желающему узнать о ней, достаточно легко ее получить. Хотя мода сейчас выдвигает столько предложений, что в них очень легко запутаться. И чтобы выработать свой стиль, найти в этом потоке то, что конкретно отвечает твоим особенностям, эстетическим потребностям, лучше всего обращаться к профессионалам-стилистам. Тем более что сегодня в способных, талантливых стилистах недостатка нет.

— А дизайнеров?

— По-моему, еще пять-шесть лет назад, что такое дизайн моды, в Ростове вообще никто не знал. Дизайнерами или, как они себя называли, кутюрье, были достаточно ловкие закройщики-бизнесмены, которые, открыв ателье, нашли своего потребителя и, подстраиваясь под его, прямо скажем, не всегда сформированный вкус, научились зарабатывать хорошие деньги. На конкурсах моды они позиционировали себя как мэтры ростовской моды. Их коллекции шли вне конкурса, тогда как студенческие, более сильные, конкурировали между собой. Даже студенты удивлялись: «И это — образец?!.»

— Кто сегодня успешно работает в модельном бизнесе?

— Я бы назвала «Элис». У фирмы есть свое стилевое направление. «Элис» себя не позиционирует с молодежной, остромодной одеждой. Она ориентирована на женщин со средним и чуть выше среднего достатком, которая не стремится быть в авангарде моды, носит проверенные временем вещи, но отмеченные хорошим вкусом. Из коллекции «Элис» даже непрофессионалу достаточно легко сформировать свой гардероб. Единственное, чтобы в комплекте была изюминка, нужен стилист, который подсказал бы аксессуары, манеру их ношения или, скажем, откорректировал длину одежды. Есть также потрясающая молодежная фирма «Форма Лаб». С удовольствием берет на работу молодых, креативных ребят. Там есть и наши выпускники, выпускники Шахтинского университета. Производят небольшие тиражи комплектов одежды. Проводит потрясающие фотосессии. Два раза в год выпускает капсульные каталоги моделей и очень мудро разрабатывает коллекции. Когда наши студенты-дизайнеры носят эту одежду, это уже говорит о ее признании.

— Сейчас в моде преобладает смешение стилей.

— Это касается многих параметров и цветовых решений, и объемов, пропорций, длин, образных тем. Есть, конечно, вещи, которые мы называем остромодными, а есть — базовые, которые также присутствуют в гардеробе. Национальный менталитет тоже очень важен. Европа более интегрирована, и то в разных странах абсолютно разные предпочтения. Одеваются стильно, модно, но со своим, национальным «оттенком». Мы, конечно, тоже будем отличаться, но дай Бог, чтобы наши отличия касались только того, что мы иные, а не хуже…

— Имена каких современных отечественных модельеров вы могли бы назвать?

— Ахмадулина, Симачев, Греков, Сысоев. Их имена достаточно известны и на европейском поле моды.

— А Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин?

— Зайцев — великолепный художник. Но он работает не в моде, а в искусстве костюма. На его коллекции смотришь с удовольствием. Мне думается, что у него одеваются люди, которые стремятся выразить в одежде не столько моду, сколько свой стиль, образ. Это уже высший пилотаж. А также те, кто имеет большие финансовые средства, чтобы обратиться к достаточно хорошему стилисту.

— Каким школам моды западных стран вы отдали бы предпочтение?

— На неделях моды я с интересом слежу за коллекциями английской и бельгийской школ. Они много экспериментируют. Из них черпаешь новый взгляд. Консервативная Англия, которая держится за традиции, тем не менее порождает авангардные идеи. Лондонская, а не английская мода — они совершенно разные — всегда удивительная и, как правило, ориентирована на молодого потребителя. Статус столицы мировой моды выдерживает Париж. Мне нравится, как выглядят французы. У них вкус сформирован на генном уровне. По-моему, детей там не учат модно одеваться. Модно, со вкусом одеваются их мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя, соседи. Так одевается Франция. Меньше мне нравится мода Германии. Своеобразно одевается Италия. Думаю, и мы научимся одеваться модно и стильно.

— Кстати, этому учит телепрограмма «Модный приговор».

— Замечательно то, что в ней участвуют профессионалы. Мягко, деликатно они несут идею моды, не оскорбляя людей, которые туда приходят.

— К сожалению, у нас мода больше рассчитана на молодежь и людей среднего возраста. Но пожилым тоже хотелось бы хорошо одеваться.

— Проблема в том, что наши женщины очень легко становятся «бабушками». Мы часто слышим: «…это не в моем возрасте», «не могу себе позволить…». Безусловно, мы не все себе можем позволить. Но это не значит, что один и тот же жакет надо носить сто лет. Даже при скромном гардеробе можно выглядеть модно и привлекательно. Знаете, что наш историк моды Александр Васильев живет на два дома — в России и Франции. Как-то он рассказывал, что у него во Франции есть подружки — женщины от 60 до 90 лет. Когда кто-то из журналистов спросил: «Бабушки?» Он удивился и ответил, что бабушками их назвать трудно, они — дамы. Потому что у них все комильфо, как полагается: прическа, одежда, обувь.

— Для нас это редкость. А вот как бы охарактеризовали внешний вид наших известных женщин?

— Мне импонирует манера одеваться Ирины Скобцевой. Не во всем согласна со стилем Аллы Пугачевой. Чтобы так «удачно» преподнести все свои недостатки, надо очень хорошо постараться. Невысоким женщинам противопоказаны огромные прически. Прическа Аллы Борисовны нарушает все пропорции, и она становится похожа на маленького пупса. Ее прическа должна быть меньшего объема. В одежде нужно всячески подчеркивать диагональ, а в объемной тунике она превращается в квадрат, отчего становится еще меньше. Нельзя носить обтягивающие, подчеркивающие колени сапоги. Это могут позволить себе молоденькие девушки. Женщина в возрасте должна стараться переносить акцент на свое лицо, умные глаза, ухоженную голову, на прекрасные руки. Они хоть и покрываются морщинками, но у пожилых людей зачастую появляется в руках какая-то грация. Особенно, когда они ухожены. Нельзя акцентировать внимание на том, что уже ушло. То есть во внешнем виде нужен, как мы говорим, композиционный центр, то, что выделяется и чему подчиняется все остальное. Во всем должно быть чувство меры.

— Просто нужно понимать, когда и как ты можешь себя преподнести.

— Конечно. Мне вспоминается выход Аллы Пугачевой на одном из показов Валентина Юдашкина. Она вышла в спокойных голубых джинсах, белой сорочке в мужском стиле, с аккуратно собранными волосами. Это было потрясающе. Она выглядела молодо, и на нее приятно было смотреть. С возрастом возникает такой важный критерий, как умеренность. Когда ты выглядишь элегантно, изысканно. С другой стороны, обвинять публичных людей, у которых профессия связана с их внешностью, наверное, не совсем честно. Это, скорее, их беда, чем вина.

— Выглядеть модно у кого получается?

— У Лаймы Вайкуле. При всей ее эпатажности. Мода — странная штука. С одной стороны, она дает нам рецепт, какие-то предложения, а с другой — позволяет экспериментировать. Есть люди, которые выбирают форму подачи себя близкой к классике. А есть те, кто рискует и выбирает эпатаж. Понятно, что большинство людей это будет настораживать. Но это, скорее, расчет не на массовую любовь, а на рекламный ход.

— Что бы вы порекомендовали читателям, чтобы они выглядели модно?

— Максимально изучить себя, свое тело. Никому о своих недостатках не говорить, а стараться их маскировать. Нужно себя полюбить не таким, какой ты есть, а чуть улучшенным. Не пугаться возраста. Сконцентрироваться на всем лучшем в себе. Почаще обращаться к тем источникам, которые подскажут, что и как правильно надеть при той или иной фигуре. Ведь часто бывает, мы скупаем все подряд, а потом выясняется, что вещи друг с другом никак не соединяются. И костюм, который купили, только в этом виде может существовать. Надел его раз, два, три, а на четвертый — сам себя видеть в нем не можешь. Хочется чего-то другого, а вещей, которые помогли бы составить новый костюм, нет. Поэтому, если есть финансовая возможность, обращайтесь к стилисту. Правильно подобранный гардероб даже сэкономит средства. Грамотный стилист так может составить ваш гардероб, что даже при минимуме вещей в нем у вас будет довольно большой набор разных вариаций, обликов. Профессионал  вас этому научит. И не придется лишний раз тратиться на «ненужную» кофточку или платье.

Ирина Хансиварова