Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ обсудили подготовку педагогических кадров для работы с одарёнными детьми

09.02.2017

В Южном федеральном университете 6 февраля состоялось очередное заседание ректората.

Перед началом заседания проректор по методической работе – ответственный секретарь приемной комиссии Гульнара Ломакина поздравила студентов Института истории и международных отношений, которые стали победителями заключительного тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «История России». Затем проректор по развитию естественнонаучного и физико-математического направления Анатолий Метелица поздравил студентов ЮФУ, принявших участие в первых соревнованиях на Кубок «Южный меридиан»: по результатам проведённых соревнований третье место в общекомандном первенстве заняла команда юридического факультета. Второе место – команда Академии психологии и педагогики. Первое место заняла команда Академии физической культуры и спорта.

После этого директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик на заседании рассказал о результатах участия делегации университета в научно-практической конференции Фонда «Талант и успех» и Агентства стратегических инициатив «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в национальной системе воспроизводства и привлечения кадров. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», которая прошла 27-28 января на базе Образовательного центра «Сириус»: новые вызовы педагогического образования».

Как рассказал Владимир Кирик, тематика конференции была посвящена тому, каким образом построение новой индустриальной экономики должно преломляться через систему подготовки педагогических кадров и работу с одарёнными детьми. На конференции также было уделено внимание системе выявления и поддержки талантливых детей, методикам и технологиям работы с ними, а также вопросам, связанным с необходимостью подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с одарённой молодёжью.

На конференции работа в проектных группах осуществлялась по нескольким направлениям: «Технологии поддержки одарённых детей и молодёжи», «Подготовка педагогических кадров к работе с одарёнными детьми», «Дополнительное технологическое образование» и другим. По итогам работы групп была сформирована аналитика, которая показала основные проблемы в системе работы с одарёнными детьми.

Первая рабочая группа, которая занималась вопросами работы с одарёнными детьми, определила дефициты, риски и существующие проблемы в этой области.

- Одна из проблем заключается в том, что в настоящее время система по работе с одарёнными детьми включает ряд федеральных центров, таких как «Сириус», которые обладают существенной научно-педагогической базой, технопарками. Но если анализировать систему муниципального уровня (к примеру, к ней относятся дворцы творчества детей и молодёжи), то можно увидеть существенное отставание и в инфраструктуре, и в компетенциях педагогических кадров. Сегодня встаёт вопрос о том, что через формат сетевого взаимодействия муниципальной системе образования необходимо формировать механизмы совместного использования ресурсов различных институтов, предприятий, вузов в подготовке одарённых детей, - отметил Владимир Кирик.

Вторая проблема заключается в том, что многочисленные отдельные программы - и корпоративные, и вузовские - уже создали пул лучших эффективных технологий работы с одарёнными детьми, однако у профессионального сообщества страны, в целом, нет возможности системно познакомиться с тем набором лучших практик, которые используются и применяются в стране, нет площадок для обмена опытом. Для решения этой проблемы на уровне страны и на уровне федеральных округов должны сложиться стажировочные площадки, в рамках которых будет происходить обмен такими практиками.

Говоря об аспекте подготовки педагогических кадров для решения поставленных задач, Владимир Кирик отметил квалификационные дефициты педагогического сообщества: это и отсутствие системы мотивации педагогов, и недостаточное количество педагогов, готовых работать по-новому, и низкая скорость изменения в системе подготовки кадров, и безальтернативность карьерных лифтов.

Также для решения других поставленных задач на конференции был предложен ряд стратегий и технологических решений. Так, было принято решение о необходимости изменения образовательных программ по подготовке педагогов для работы с одарёнными детьми с соблюдением требований вариативности, междисциплинарности, практико-ориентированности.

- Программы подготовки педагогических кадров должны быть реализованы в сетевом формате, включая не только вузы, но и научные центры, предприятия, школы и системы дополнительного образования детей. Сами вузы должны взять на себя миссию по формированию региональных и макрорегиональных экспертных сообществ, - рассказал Владимир Кирик. Также он отметил, что федеральные вузы должны выступать центрами практик, стажировок и прорывных магистерских программ по работе с талантливой молодёжью.