Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ обсудили методики преподавания современной истории

26.12.2016

22 декабря Институт истории и международных отношений ЮФУ провел областной методический семинар для учителей общеобразовательных школ "Актуальные проблемы изучения и методики преподавания современной истории".

Ведущие преподаватели и ученые института выступили с открытыми лекциями, а так же приняли участие в открытых дискуссионных чтениях по актуальным темам преподавания истории.

Как научить истории современного школьника, и что важнее всего в нём увидеть? Об этом и о многом другом говорили участники встречи. В последнее время интерес к истории в обществе и государстве растёт. Хорошо это или плохо? На вопрос попытался ответить директор ИИМО, профессор, доктор исторических наук Виктор Апрыщенко.

- Нас не может не радовать интерес государства, власти к истории: мы с вами видим, что её преподаванию уделяется всё больше внимания, и об этом активно говорят. С другой стороны, меня всегда немного пугает такой интерес, потому что за ним обязательно последуют новые регламенты, новые требования и ожидания от нас. Поэтому я бы хотел поговорить о том, как мы можем сами если не управлять этим процессом, то хотя бы его направлять.

Кому, как не историкам, знать и понимать, что с каждым годом дискуссионных вопросов исторического процесса становится всё больше? Иными становятся и взгляды на эти вопросы, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Именно об этом говорили с участниками семинара кандидаты исторических наук, доценты ИИМО Мария Пономарёва и Радмила Айриян.

Так, например, в истории российского государства и общества особую актуальность сейчас приобретает тема революции 1917 года, к столетию которой мы приближаемся. А в сфере зарубежной истории пересматриваются взгляды на Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений: как долго она существовала и на чём основывалась.

Изменения в развитии исторической науки неизбежно влекут изменения в её преподавании. В школах это особенно сложно, ведь там учителя имеют дело с только формирующимися личностями и характерами. О том, как избежать стереотипа "история - это скучно" в глазах ученика, рассказал профессор, доктор педагогических наук Владимир Шоган.

- Из личного опыта приведу пример. Вот прихожу я на урок и говорю, что был в больнице и мне в руки попала кардиограмма одного человека. Прошу их рассказать, что они по этой кардиограмме могут узнать о её обладателе. На рисунке видно, что у человека было три инфаркта, он пережил первые два, а последний - нет. Вот ребята всё это мне выкладывают, а я им потом: тема урока у нас - русская революция. И они понимают, что это была кардиограмма не человека, а… России. Неожиданно - но это уже создаёт в их головах образ, вызывает чувство, формирует интерес. Работать с детьми надо с помощью образов, чтобы они не просто думали, а чувствовали, о чём вы им говорите.

Для практического расширения собственных взглядов и мышления преподаватели ИИМО предложили учителям сюжеты из жизни Ивана IV Васильевича Грозного. Участников семинара разбили на четыре группы, каждой из которых предстояло увидеть образ царя в разных контекстах.

Группа доцента кафедры археологии и истории древнего мира Татьяны Богаченко работала над былинным текстом "Гнев Ивана Грозного на сына"; тот же самый сюжет под руководством доцента кафедры зарубежной истории и международных отношений Антона Иванеско другая группа обсуждала по знаменитому полотну Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

В аудитории группы старшего преподавателя Елены Стегленко оказалось очень жарко: между участниками семинара разгорелась дискуссия относительно советского художественного фильма С.Эйзенштейна "Иван Грозный". Не меньше споров в итоге вызвало и письмо князя Андрея Курбского, которое разбирали с доцентом кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Евгением Шандулиным.

О своих впечатлениях от семинара рассказала заместитель директора Мечетинской СОШ Зерноградского района Наталья Сапсаенко:

- Много нового узнали о новых способах и технологиях преподавания истории, которые смогут увлекать, мотивировать учеников. Сама по себе методология кардинально изменилась: если раньше мы просто могли давать детям готовые факты, то теперь должны научить их самостоятельно добывать знания, мыслить аналитически. Кроме того, теперь в педагогике больше используются интерактивные технологии. Словом, было бы хорошо, если бы такие семинары проводились хотя бы два раза в год: мы многому научились сегодня и были очень рады встрече.
По итогам семинара его участники получили сертификаты и смогли пообщаться со своими коллегами в неформальной обстановке.