Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Борис Талпа: кирпичи - это каменные строчки истории человечества

16.12.2015

В Институте наук о Земле Южного федерального университета доцент кафедры минералогии и петрографии Борис Талпа занимается не просто изучением основ технологической минералогии и поиском новых видов минерального сырья, а и разработкой новых видов кирпича - по форме, цвету, прочности, морозостойкости… Он в совершенстве знает всю технологическую цепочку его производства, ведь на его счету запуск 19-ти кирпичных заводов по всей России. А в коллекции ученого более 500 кирпичей со всего мира.

Борис Талпа – геолог по образованию, окончил геолого-географический факультет нашего университета. Всю свою трудовую жизнь посвятил поиску новых месторождений глинистых пород, поиску способа и сырья для эффективного производства светлого (желтого) кирпича.  

– Человеку комфортно проживать в доме из желтого кирпича. Этот цвет считается благоприятным для успокоения нервной системы. Это цвет кожи ребенка, это цвет тела женщины, цвет созревшей пшеницы, цвет хлеба. Красный цвет аномален для природы, поэтому, когда человек живет в доме из красного кирпича, его нервная система не спокойна, – поясняет ученый.


 

Тема производства желтого морозостойкого, теплоизоляционного кирпича поднималась еще в советское время. Но в России не оказалось в достаточном количестве светложгущегося сырья для массового производства строительного желтого кирпича. Министерство геологии поручило всем геолого-разведывательным организациям страны искать светложгущееся глинистое сырье. Борис Талпа участвовал в поиске этих пород на Северном Кавказе. Но поиски не увенчались успехом, оказалось, что на юге страны, как, впрочем, и многих других уголках страны его нет.  Тогда возник вопрос, а могут ли быть использованы другие породы.

В 90-е годы в России стала активно внедряться технология гиперпрессования (производство элитного высокопрочного безобжигового кирпича желтого и других цветов). Борис Талпа сотрудничал в этом направлении с испанской и российскими фирмами, производящими оборудование кирпичных заводов. По его разработкам построено 19 кирпичных заводов на территории России (Норильск, Новосибирск, Курган, Челябинск, Липецк, Сочи, Анапа и др.).

Другое направление его разработок – использование нетрадиционного сырья для производства светложгущегося кирпича это применение для этих целей не глинистых, а кремнистых пород.

– В Ростовской области мы обнаружили неглинистые – кремнистые породы, определенного типа. В ходе изучения свойств этого материала стало понятно, что он может быть использован в производстве желтого кирпича. Эти породы легкие по своей природе. Методом гиперпрессования мы получили сырец и обжигали его в традиционных печах. Эти виды сырья и технология может быть с успехом применена не только в России, но и во многих странах мира, где распространены кремнистые (опал-кристобалитовые) породы, – рассказывает Борис Васильевич.  Все эти  разработки ученого защищены патентами и авторскими свидетельствами.

Борис Талпа неравнодушный путешественник. Он побывал в 40 странах мира (Бразилия, Индонезия, Тайланд, Египет, Турция, Испания, Франция, Британия, Германия, Италия, Польша, Венгрия, Австрия, Швеция, Финляндия, страны бывшего СССР и др.). Из путешествий он привозит образцы минералов, горных пород и кирпичей, пополняя учебные коллекции и формируя новые коллекции.


Он коллекционирует старинные и инновационные кирпичи. Кирпичи – это каменные строчки истории человечества. Интерес к старинным кирпичам с клеймами у собирателя далеко не праздный. Кирпичные клейма – это своего рода знаки качества заводской марки, обладающие  историко-культурным значением. Ведь определив время изготовления кирпича, можно тем самым с большой точностью датировать и время постройки того или иного сооружения, что совсем немаловажно для историков.

– Вот кирпич-плитка с могилы Тамерлана, а это современные арабские кирпичи из Египта, а это самый древний кирпич в мире – кирпич из Карнакского храма, которому более четырех тысяч лет и сделан он из ила Нила, это кирпич из римской стены. Чуть ниже на стеллаже – древние огнеупорные кирпичи из Англии, – показывает своё собрание ученый.


 

Всего в коллекции исследователя свыше 500 кирпичей. Бросается в глаза заметное отличие их по форме и размерам. Разумеется, кирпичи можно отличить не только по размеру и весу. Каждый завод, частный или государственный, имел свое фирменное клеймо. По ним можно достаточно достоверно датировать кирпичи и сооружения из них. Клейм существует великое множество – здесь и отдельные буквы, и различные символы в виде зверей  и др., и фамилии владельцев заводов.

Также в коллекции ученого древние римские кирпичи из Помпеи толщиной в палец (плинфа, возраст более 2500 лет). Он показал и образец неудачно «пережженного» кирпича.  Борис Васильевич с особым трепетом относится к каждому кирпичику. Особый интерес вызвали несколько кирпичей с отпечатками лапы волка.

– Когда казаки в 1812 году дошли до Парижа, они узнали, что при закладке замков французы изготавливали закладные кирпичи с отпечатками лапы волчицы (волчица – хранительница очага). Для этого специально препарировали ее лапы, потом использовали их для клеймения закладных кирпичей. Эту традицию казаки привезли на Дон и использовали при строительстве новых строений.

Также в коллекции Бориса Талпы хранятся кирпичи, найденные в селе Маргаритово Азовского района Ростовской области. Главная тайна Маргаритовских кирпичей – это неизвестные буквы древнеалбанского алфавита.

– Известно, что этот алфавит использовался во время первой русско-турецкой войны в секретной переписке, – рассказывает ученый-коллекционер.

А вот кирпич времен первоначальной застройки города Таганрога, относящийся к середине XVIII века, производства греческих мастеров. На нем можно разглядеть буквы «π», символизирующие греческого производителя и имя императора Петра I. Есть в коллекции и именной кирпич.


Не остается незамеченным тот факт, что Борис Васильевич неравнодушен к истории развития кирпичного дела в Ростовской области.

– Первым промышленным предприятием в Ростове был кирпичный завод, построенный в Кизитериновке для строительства крепости Дмитрия Ростовского. Когда образовалась Нахичевань-на-Дону ведущую роль в промышленности Ростова стали играть армянские производители кирпича, – рассказывает он и показывает образец такого кирпича с клеймом из букв армянского алфавита.

В настоящее время ученый завершает многостраничную монографию, посвященную своей коллекции кирпичей. Высокий профессионализм Бориса Талпы в кирпичном деле подтверждает тот факт, что некоторые строительные компании, специализирующиеся на реставрационных работах зданий старого Ростова, обращаются за консультацией к нашему ученому. Борис Васильевич ратует за сохранение исторического облика зданий города и беспокоится, когда строительные рабочие вместо того, что бы подобрать верный способ реставрации кирпичной кладки (в целях сохранения исторического кирпичного декора), просто  наносят штукатурку, уничтожая исторический колорит Ростова. 

Для справки:

В 2009 г. для проведении научной и педагогической деятельности и рационального использования лабораторного оборудования был создан совместно архитектурным институтом  и геолого-географическим факультетом ЮФУ Центр коллективного пользования «Строительные инновации», где Борис Талпа является заместителем директора. В настоящее время центр активно участвует в программе развития Крыма.

Кроме научной деятельности Борис Талпа является ведущим преподавателем кафедры минералогии и петрографии, им разработаны ряд авторских курсов («Техногенные месторождения», «Минерагения осадочных формаций», «Технологическая минералогия» и др.). Бессменно на протяжении 20 лет Борис Васильевич читал курс лекций «Концепции современного естествознания» на философском и психологическом факультете. Он соавтор двух учебников с грифом Минвуза России «Концепции современного естествознания», 13 раз переиздававшихся в Ростове-на-Дону и 3 в Москве. К настоящему времени им опубликовано около 200 научных работ, защищены 21 авторское свидетельство и патентов на изобретение.

Беседу вела сотрудник лаборатории «Центр общественных коммуникаций» Александра Мокина