Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
- Какие ограничения налагают на журналистов этические кодексы? Насколько, с точки зрения этики, допустима публикация материалов на религиозную тематику?
- Во Франции, насколько я знаю, этических кодексов нет, но некоторые законодательные ограничения, касающиеся содержания журналистских материалов, все же имеются. В российских, американских и европейских этических кодексах есть нормы, запрещающие публикацию материалов, дискредитирующих человека, этническую или социальную группу по каким-либо признакам (в том числе и религиозным). В России же публикация материалов, которые могут оскорбить чувства верующих, может повлечь административную и даже уголовную ответственность. В 2013 году соответствующие изменения были внесены в уголовный кодекс и КоАП, причем к ответственности могут привлекаться в том числе и СМИ. Решение о том, может ли та или иная публикация считаться оскорбительной, выносит суд.
В то же время для светского государства характерно отношение к религии, в первую очередь, как к некому культурному феномену, религиозные догматы не воспринимаются как абсолютная система координат, и достаточно большая часть населения рассматривает религию именно с этой точки зрения. Но для большой части общества те или иные религиозные учения являются непреложной истиной и ценностью (именно такое отношение к религии мы наблюдаем в арабских государствах). И взгляды этих людей нельзя игнорировать. Ведь демократия подразумевает, в первую очередь, уважение прав меньшинств, в том числе и религиозных.
- Как, на ваш взгляд, могут сосуществовать либеральные СМИ и религиозные организации?
- Сегодня мы наблюдаем, в первую очередь, столкновение мировоззренческих систем: европейцев, которые считают, что свобода слова превыше любых религиозных догм, и верующих, для которых осмеяние их системы ценностей неприемлемо. Это не хорошо и не плохо – это факт. Придерживаясь достаточно мягкой политики в отношении иммигрантов из стран Ближнего Востока, французские власти должны были понимать, что рано или поздно такое столкновение произойдет. И трагедия в редакции журнала – далеко не первый случай. Публикуя материалы, высмеивающие не только религиозных деятелей, но и последователей тех или иных учений, на какую еще реакцию могли рассчитывать журналисты? Причем я говорю не только о мусульманах. Да, выходцы из арабских государств занимают во Франции не самые престижные должности и не являются верхушкой французского общества, но это не значит, что их чувству нужно игнорировать. Относиться к религии трезво, публиковать материалы, касающиеся религиозных организаций и деятелей и содержащие критику, безусловно, необходимо. Но ради сохранения мира в обществе и, в конце концов, сохранения человеческих жизней, журналистам, наверное, стоит пойти на разумные самоограничения.