Юрий Щекинов: то, что этот зонд сел на комету - уже технологическое достижение

02.12.2014

В середине октября команда исследователей из Европейского космического агентства (ЕКА) осуществили посадку зонда Филы на комету 67Р/Чурюмов-Герасименко. Мы поговорили с заведующим кафедрой Физика космоса Юрием Щекиновым о высадке на комету, образовании и астрофизике.

О кафедре

Кафедра астрофизики была организована Леонидом Марочником. А когда он уехал в США, дело продолжил его ученик Алексей Сучков. Сейчас на кафедре работают четыре преподавателя на полной ставке. В России наша группа является одной из самых активных: по количеству и качеству публикаций. Мы занимаемся широким спектром задач: от планет, которые находятся вне солнечной системы, до астробиологии, физики звезд, галактик, а один из сотрудников НИИ физики занимается Марсом.

«Сундучок», который ответит на все вопросы

«Филы» – это сундучок, который чуть больше обычной тумбочки, которая весит 100 килограммов.  Зонд приближался к комете со скоростью 1 метр в секунду – скорость человеческого шага. Командой исследователей были предусмотрены два варианта: первый – «Филы» выбросил бы гарпуны, они зацепились и осели на поверхности кометы, что предотвращает опасность падения. Это не сработало. Второй запасной вариант – работа на остановку движения. «Филы» выбрасывает штанги в полтора-два метра, которые могут закрепляться в грунт. Получилось использовать второй вариант. Зонд довольно удачно упал. Изменений режима посадки не было, а дальше у него простая задача: включается соответствующее экспериментальное оборудование, всего в зонд встроено десять приборов. Он был в спящем режиме, который позволяет ему провести еще исследования. Этот режим может продлиться  несколько недель, потому что измерительные приборы очень экономичные. Самый большой заряд энергии был затрачен на посадку и закрепление. Большая часть трудностей исследователями была предусмотрена. Представьте, зонд размером с тумбочку и сама «Розетта» находятся на расстоянии 500 миллионов километров. Оттуда световой электромагнитный сигнал идет 27-28 минут. Расстояние достойное, поэтому надо с уважением относиться к людям, которые занимаются этим. В любой сложной операции, невозможно учесть все. Естественно, возникают непредвиденные ситуации: спутник теряется на другой стороне Земли или ракета не взлетает. В данном случае десятилетний эксперимент, который прошел удачно. Небольшая группа исследователей должна была прицелиться для посадки на площадку с такой точностью, превышающей размер самой этой кометы. Это успех. Надо просто встать и отдать честь этим людям. И стоимость проекта всего 1,5 миллиарда евро. Вы спросите, сколько стоила дорога от Сочи до Красной поляны. А это очень маленькая группа смелых людей, которые рискнули такой эксперимент проводить.

Юпитер или облако Оорта

Комета 67Р/Чурюмов-Герасименко открыта сравнительно недавно. Астрофизики, которые ее открыли, еще живы. Исследовать эту комету сложно: сравнительно небольшое тело, от нее идет отраженное солнечное излучение. По этому излучению трудно понять, из чего состоит тело и откуда оно взялось. Для того чтобы это стало известно, где могла возникнуть эта комета, наши и зарубежные специалисты потратили большие усилия. В основном, кометы идут из очень далеких областей, в тысячи раз превышающих расстояние Земли от Солнца из облака Оорта. Они имеют долгие периоды. Например, у кометы Галлея период обращения почти 100 лет. А комета Чурюмов-Герасименко  короткопериодическая. Она крутится где-то в нашей окрестности. На орбитах, сравнимых с орбитой Марса, выходя за нее до Юпитера. Одно из предположений, которое объясняет возникновение кометы, – она сформировалась из-за выброса Юпитера.  Когда я такое утверждение услышал, для меня эта стало большей загадкой, потому что Юпитер – газовая планета. Правда, в недрах Юпитера при определенной температуре могут быть твердотельные образования. Как такой выброс мог произойти и получить такую затейливую форму? Трудно вообразить, что она сформировалась из газовой формы. Если газовое облако выбрасывается, оно расширяется. А здесь, если оно выбросилось из Юпитера и превратилось в такое твердотельное образование, то это загадочно выглядит. Часть специалистов склоняется к этому варианту. Если это так, то, что будет обнаружено на комете, не будет представлять собой первичного вещества, из которого образовалась солнечная система. Для этого нужны долгопериодические кометы, которые выходят из облака Оорта. В этом случае ученые, можно сказать, допустили ошибку. Хотя это не ошибка, а один из элементов исследования. Процесс узнавания. И любые результаты, которые здесь будут получены, будут иметь высокое значение. Даже то обстоятельство, что этот зонд сел на такую маленькую комету – это уже технологическое достижение.

Как «Филы» связан со спасением Земли?

Эта первая высадка на комету, но вполне возможно, в ближайшее время нам придется сделать еще одну. Там будет речь идти о возможности или невозможности предотвращения крупной космической катастрофы. Речь идет об астероиде Апофис. На орбите Земли, вокруг Солнца, вращается астероид. Он сравнительно небольших размеров: 350-400 метров. Он летает очень давно, примерно сотни миллионов лет. В 2029 году астероид будет проходить в опасной окрестности, если он пройдет очень-очень узкую область между Землей и Луной, его орбита может измениться таким образом, что в 2036 году он упадет на Землю. А это уже очень тяжелая катастрофа. Сейчас над этим работают многие группы, в том числе и в России, но у нас, к сожалению, правительство не дает на это деньги. Не исключаю того, что на Апофис в 2029 году будет высажен зонд для того, чтобы узнать его параметры: вращение и свойство грунта. Если он пройдет такую опасную точку, а в 2036 году будет возвращаться, то появится необходимость на него как-то воздействовать. Успех этой операции возможен в том случае, если мы хорошо знаем его параметры и физические свойства. Перед нами будет стоять сложная задача. То, что сделано сейчас с «Розеттой» и «Филы» – это одна из успешных попыток. Это невероятно сложная технологическая операция. В этой тумбочке только 25-30 килограммов научного оборудования: будут изучать химический состав и физические свойства поверхности. Любая информация будет  ценной. Мы сможем узнать, откуда возникла комета: из недр Юпитера или посредством взаимодействия спутников Юпитера, потому что вокруг Юпитера есть такие же кольца, как у Сатурна, но они менее выражены. Если она вырвана оттуда, то может быть есть другая комета, которая представляет для нас опасность. Невероятно широкий круг вопросов будет решен с помощью зонда «Филы».