Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Для инноваций студенты ЮФУ использовали "опыт" муравьев

03.03.2010

Проект "Маршрутизатор", разработанный студентами факультета автоматики и вычислительной техники ТТИ ЮФУ Олегом Мозговым, Аскером Кажаровым и Александром Рокотянским стал победителем конкурса Программы "СТАРТ-10" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и участвует в выставке CeBIT (Ганновер, Гремания).

Команда студентов  кафедры систем автоматизированного проектирования уже не первый год совместно разрабатывает проекты, успешно выступает на соревнованиях и конкурсах программных проектов различного уровня.

Задачи маршрутизации являются ключевыми в областях транспортных перевозок, перемещения и логистики. Во многих областях рынка доставка товара добавляет к его стоимости сумму, сравнимую со стоимостью самого товара. Тем не менее, использование компьютерных методов оптимизации доставки товара часто выражается в экономии порядка 5-20% от общей его стоимости. Данный проект представляет собой комплекс программ, ориентированных на решение различных задач транспортной логистики. Такой класс задач относится к трудно решаемым.

В проекте «Маршрутизатор» разработаны 3 составляющие: «Программа для решения задачи коммивояжера модифицированным муравьиным алгоритмом»,  «Векторизатор карт» и «Маршрутизатор грузоперевозок».

Первая часть носит больше научно-демонстрационный характер. Задача коммивояжера является самой простой из транспортных. Она состоит в поиске кратчайшего обхода заданных точек на карте.

 - Представьте себе, что вам необходимо посетить 10 магазинов в городе и вернуться домой, - объясняет Аскер Кажаров, разработчик алгоритма, менеджер проекта. - Длина вашего маршрута будет зависеть от порядка обхода. Как ни странно, количество вариантов обхода больше миллиона. Это и есть задача о коммивояжере. Известно, что муравьиные колонии решают сложные комбинаторные задачи, в том числе и транспортные, хотя отдельно каждый муравей ведет себя просто. Поэтому моделирование поведения муравьиных колоний считается перспективным в решении транспортных проблем.

«Векторизатор карт» - это новая версия редактора карт, которую разработала команда Олега Мозгового. Ее назначение – удобное и быстрое создание сети дорог. «Маршрутизатор грузоперевозок» создан для решения более сложной транспортной проблемы. При доставке товаров клиентам возникает проблема загрузки товарами транспортов и определения маршрута для каждого из них. При этом необходимо учесть время доставки, совместимость товаров, грузоподъемность и т.д. Решение этой задачи представляет интерес почти для любого производителя.

Создатели проекта считают, что его важность диктуется экономической выгодой. Насколько окупаема будет реализация идеи, зависит от объемов продажи товаров и количества транспорта. Тем не менее, по предварительным оценкам проект окупится в течение года.

 - На одном предприятии уже ведется внедрение данного программного продукта, - говорит Александр Рокотянский, разработчик проекта. - Был подписан договор о намерениях финансирования при успешном развитии предприятия. Наш проект вызывает интерес у потенциальных клиентов. Надеюсь, что все пойдет, как и планировалось. Главное не бояться неудач.

Результатом проекта будет комплекс программ, ориентированных на автоматизацию производственного процесса и выработки качественных решений. Несомненное преимущество разработки команды Мозгового - использование современных алгоритмов, выдача решений в считанные секунды, адаптированность ко многим предприятиям вне зависимости от производимой продукции.

«Маршрутизатор» имеет инновационный характер, в ходе долгих научных исследований молодыми учеными был разработан алгоритм. Немногочисленные аналоги на российском рынке используют переборный поиск, который гораздо менее эффективный, к тому же требующий больших затрат в плане вычислительных мощностей. В этих аналогах маршруты формируются на отдельных серверах через Интернет, что влечет за собой слабую отказоустойчивость системы. Весь процесс достигает от 15 до 20 минут. В условиях современного рынка такая скорость ухудшает конкурентоспособность и мобильность предприятия.

Инновационность проекта, низкий уровень риска и универсальность делает его привлекательным как внебюджетных инвесторов, так и для потенциальных клиентов.

Разработчики провели анализ внутреннего рынка и выяснили, что этот сектор рынка не развит. В основном, производственные процессы транспортной логистики носят ручной характер. На внешнем рынке ведутся активные исследования для решения данной проблемы. В России производством подобного продукта занимается лишь одно предприятие.

 - Мы представляем этот проект не впервые, - говорит А.Кажаров. - Выступали и на других конкурсах и конференциях: Imagine Cup, международный конгресс по интеллектуальным системам и т.д. Планируем представлять проект и в дальнейшем. Так как в таких мероприятиях можно услышать немало полезных комментариев, пожеланий и предложений.

Анастасия Челокьян.