Катаева Ольга Владимировна
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Ростовский государственный университет
(01.09.1994
-
30.06.1999)
Философия
Философ. Преподаватель
-
послевузовское образование:
Ростовский государственный университет
(01.11.1999
-
30.11.2002)
09.00.01 - онтология и теория познания
-
повышение квалификации:
Южно-Российский региональный центр информатизации высшей школы Ростовского государственного университета
(14.02.2005
-
25.02.2005)
Информационные технологии для преподавателей вузов и научных сотрудников, 72 часа
-
повышение квалификации:
Институт переподготовки и повышения квалификации при ГОУ ВПО "Ростовский государственный университет"
(04.04.2005
-
14.04.2005)
История и философия науки, 72 часа
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(01.04.2008
-
30.06.2008)
Повышение иноязычной коммуникативной компетенции административно-управленческих, научно-педагогических кадров и учебно-воспитательного персонала ЮФУ (уровень 2), 78 часов
-
повышение квалификации:
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Педагогического института Южного федерального университета
(20.10.2008
-
01.11.2008)
Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе, 72 часа
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(23.11.2009
-
26.11.2009)
Европейский опыт философского образования
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет, Темпус, Варшавский университет
(18.01.2010
-
22.01.2010)
Тьюторинг в системе междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(20.11.2009
-
15.12.2009)
Методические аспекты создания и использования средств мультимедиа, 72 часа
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(22.10.2009
-
02.12.2009)
Повышение иноязычной коммуникативной компетенции (английский язык ; продвинутый уровень) по гуманитарному направлению, 78 часов
-
повышение квалификации:
Институт переподготовки и повышения квалификации Южного федерального университета
(01.10.2012
-
14.12.2012)
Модульные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(01.11.2011
-
22.09.2014)
Докторантура, 09.00.01 - онтология и теория познания
-
повышение квалификации:
Институт философии и социально-политических наук
(03.05.2018
-
18.05.2018)
Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания. Первая помощь.
-
повышение квалификации:
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
(02.07.2018
-
09.07.2018)
Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(24.12.2018
-
17.05.2019)
Повышение коммуникативной компетенции по английскому языку для академических целей (уровень В2)
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(03.11.2021
-
26.05.2022)
Методология научного исследования в высшей школе
-
повышение квалификации:
Московский педагогический государственный университет
(14.11.2022
-
28.11.2022)
Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(22.05.2023
-
22.06.2023)
Проектирование ядра основных образовательных программ высшего образования в ЮФУ
-
повышение квалификации:
Южнй федеральный университет
(22.05.2023
-
19.06.2023)
Норативно-правовое и информационное сопровождение приёмной кампании
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(08.04.2024
-
06.05.2024)
Применение графического дизайна в обучающей деятельности преподавателя
Дата начала общего стажа: 13.10.1993
Стаж по специальности (в годах): 22
Преподаваемые дисциплины:
-
Онтология и теория познания. Методология
Целями освоения дисциплины "Онтология и теория познания. Методология" являются выработка знаний о предмете и объекте методологии, об основных методах, методологических приемах и подходах в философии и науке, а также формирование способности применения полученных знаний в философской и научной исследовательской деятельности.
-
Философия
Цели освоения дисциплины: выработать знание о предмете, проблемах и категориях философии; сформировать навык логического оперирования философскими понятиями и категориями; ознакомить с историко-философской традицией как историей человеческой мысли; рассмотреть предмет философии, специфику философского знания в сравнении с другими формами познавательной деятельности; выработать общелогические способности; сформировать духовные и ценностные ориентиры, систему ценностей.
-
История и философия науки (History and Philosophy of Science) (на русском и на английском языках)
Дисциплина предназначена для подготовки аспирантов. Целями освоения дисциплины являются, во-первых, получение знаний о специфике науки и её историческом становлении и выработка представлений об основных функциях, критериях науки и моделях роста научного знания. Во-вторых, формирование у аспирантов целостных представлений о науке как о специфической форме деятельности, социальном институте, социокультурном феномене, обуславливающем процесс познавательной деятельности в конкретных отраслях науки.
-
Синергетика и виртуалистика
Это дисциплина по выбору. Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с актуальным теоретическим и методологическим инструментарием современной постнеклассической (синергетической) парадигмы.
-
Философские проблемы технического знания и цифровых технологий
Учебная дисциплина относится к блоку "Элективные дисциплины" программы бакалавриата. Целью освоения дисциплины "Философские проблемы технического знания и цифровых технологий" являются осмысление философских проблем, связанных со стремительным развитием техники и технологий в современной цивилизации.
-
Soviet Science and Science in Modern Russia (Советская наука и наука в современной России) (на английском языке)
This course aims: to consider the development of science in Russia (the Soviet period and the modern period) as an integral cultural phenomenon.
-
Методология социогуманитарных наук (Methodology of Social Studies and Humanities) (на русском и английском языках)
Целями освоения дисциплины являются изучение методологических проблем социально-гуманитарного познания и умение применять методы социальных и гуманитарных наук.
Дополнительная информация:
Кандидат флософских наук, доцент кафедры философии и методологии науки Института философии и социально-политических наук.
В 1994 г. поступила на философский факультет Ростовского государственного университета. Специализировалась на кафедре истории философии. Дипломная работа называлась "Проблема ценности жизни в философии и современной культуре". В 1999 г. окончила факультет философии и культурологии с красным дипломом. В этом же году поступила в аспирантуру очной формы обучения факультета философии и культурологии РГУ на кафедру философии и методологии науки. 21 ноября 2002 г. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: "Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы" по специальности 09.00.01 - онтология и теория познания (научный руководитель д.ф.н., проф. Лешкевич Татьяна Геннадьевна).
2 сентября 2002 г. зачислена на должность преподавателя кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета.
С ноября 2005 г. по сентябрь 2016 г. - доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии РГУ (ЮФУ).
С сентября 2016 г. - преподаватель кафедры философии и методологии науки Института философии и социально-политических наук ЮФУ.
С сентября 2018 г. - доцент кафедры философии и методологии науки Института философии и социально-полиитческих наук ЮФУ.
С 1999 г. выполняет обязанности секретаря Ростовского отделения Российского философского общества.
Читаемые дисциплины:
Для направления "Философия" (бакалавриат):
- "Онтология и теория познания. Методология";
- "Синергетика и виртуалистика";
- "Философкие проблемы технического знания и цифровых технологий".
Для направлений "Философия" и "Политология" (магистратура):
- "Методология социогуманитарных наук" (на русском и английском языках).
Для направления "Культурология" (магистратура):
- "Soviet Science and Science in Modern Russia".
В аспирантуре:
- дисциплина "История и философия науки" (на русском и английском языках).
Для направления "Архитектура":
- дисциплина "Философия";
Научные интересы: проблемы онтологии и теории познания, методологии, философии науки. Направления исследования: философские проблемы виртуальной реальности и процесса цифровизации, методология научного исследования, философские аспекты научного знания.
Публикации (значительные):
- "Постчеловеческие" перспективы виртуализации // Научная мысль Кавказа. 2013. N 3. С. 17-23. (0,7 п.л.). (в соавторстве с Лешкевич Т.Г.).
- Компаративный анализ методологических аспектов в основных отраслях социально-гуманитарного знания: диахронный и синхронный аспекты: монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 106 с. (в соавторстве с Бакуловым В.Д., Силенко С.В.).
- Виртуализация жизненного мира: к контурам новой парадигмы // Вестник Томского государственного университета. 2020. N 460. С. 69-76. (1 п.л.). (в соавторстве с Лешкевич Т.Г.). DOI: 10.17223/15617793/460/8
- Цифровизация и виртуализация жизненного мира: оценки и позиции // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. N 6. С. 129-136. (0,5 п.л.). DOI: 10.25198/2077-7175-2020-6-129
- Особенности жизненного мира личности в процессе виртуализации // Наука как общественное благо: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавина: В 7 томах. Т. 3. [Электронный ресурс]. Москва: Изд-во "Русское общество истории и философии науки", 2020. 191 с. С. 125-128. (0,2 п.л.).
- Цифровая детерминация и трансформации смысложизненной рефлексии (монография). Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. 196 с. (11, 39 п.л.) (в соавторстве с Лешкевич Т.Г., Мотожанец А.А.). ISBN 978-5-9275-3641-2
- Virtualisation of the Lifeworld and Anthropological Changes of the Person of the Digital Era // Knowledge Cultures. 2023. N 11 (2). Pp. 92-109. https://doi.org/10.22381/kc11220236