Марченко Борис Игоревич
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (в настоящее время - Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова)
(01.09.1977
-
30.06.1983)
санитарно-гигиеническое дело
врач
-
повышение квалификации:
ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения России
(01.04.2018
-
25.04.2018)
Сертификационный цикл по специальности "Эпидемиология". Удостоверение о повышении квалификации 552407322614, рег. номер 13986 от 28 апреля 2018 г. Сертификат специалиста 0155241645290, рег. номер 64673 от 28 апреля 2018 г.
Врач-эпидемиолог высшей категории
-
повышение квалификации:
ГОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава", г. Москва
(10.03.2008
-
29.03.2008)
Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения
-
послевузовское образование:
Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, совместно с институтом общественного здравоохранения Гарвардского университета, США
(01.10.1997
-
30.11.1997)
Экологическая эпидемиология и оценка риска здоровью
-
повышение квалификации:
ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"
(27.11.2017
-
14.12.2017)
"Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя". Удостоверение о повышении квалификации 612405994885, рег. номер 318-22/340 от 14 декабря 2017 г.
-
повышение квалификации:
ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет". ОДО ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(09.07.2018
-
31.07.2018)
"Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования". Удостоверение о повышении квалификации 612407480546, рег. номер 476-16/351 от 17 августа 2018 г.
-
повышение квалификации:
Центр повышения квалификации Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)"
(03.02.2020
-
05.02.2020)
"Первая доврачебная помощь в условиях образовательной организации". Удостоверение о повышении квалификации 610400010857, рег. номер У/442 от 06 февраля 2020 г.
Дата начала общего стажа: 04.08.1983
Стаж по специальности (в годах): 12
Преподаваемые дисциплины:
-
Основы анализа экологического риска
Целью освоения дисциплины "Основы анализа экологического риска" является формирование базовых знаний о современных концептуальных основах и методологических подходах к анализу экологических рисков как средству прогностической оценки последствий воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду с выходом на управление риском.
Задачи освоения дисциплины "Основы анализа экологического риска":
1. формирование системы:
- знаний об основных этапах анализа экологических рисков;
- умений проведения процедуры оценки экологического риска, включая идентификацию опасности, оценку зависимости "доза ; эффект" и экспозиции, характеристику риска;
- представлений о принципах организации и функционирования системы информационно-аналитического обеспечения деятельности по определению приоритетных направлений снижения экологического риска с выходом на разработку научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений;
2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды;
3. приобретение навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами;
4. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности;
5. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний;
6. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
-
Мониторинг безопасности и анализ риска
Целью освоения дисциплины "Мониторинг безопасности и анализ риска" является формирование у магистрантов в рамках специализированной подготовки углубленной системы знаний и умений: по вопросам практики мониторинга безопасности природных объектов, промышленных объектов и селитебных территорий, пожарной безопасности; в области анализа риска, включая оценку и управление рисками, принципы обеспечения безопасного взаимодействия с техносферой за счет снижения профессиональных, технических и технологических рисков до приемлемого уровня; а также формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Задачи освоения дисциплины "Мониторинг безопасности и анализ риска":
• формирование теоретических знаний и практических навыков, необходимых для: идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий ЧС; прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
• изучение основных положений современной теории и методологии анализа риска (оценка и управление рисками);
• формирование у магистрантов умений и навыков, необходимых для разработки программ управления рисками, реализации эффективной практической деятельности в сфере управления рисками;
• формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 20.04.01 "Техносферная безопасность";
• удовлетворение потребности личности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшего образования в области защиты окружающей среды, пожарной безопасности;
• сохранение и приумножение своего потенциала на основе интеграции образовательной деятельности с научными исследованиями по защите окружающей среды;
• обеспечение инновационного характера образовательной, научной и экологической деятельности;
• создание условий для систематического обновления содержания образования в духе новаторства, созидательности и профессионализма;
• создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого работника;
• воспитание личностей, способных к самоорганизации, самосовершенствованию и сотрудничеству, умеющих вести конструктивный диалог, искать и находить содержательные компромиссы, руководствующихся в своей деятельности профессионально-этическими нормами;
• удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах путем подготовки магистров в области пожарной безопасности, охраны труда, обеспечение кадрами новой формации потребностей промышленности и социальной сферы Южного федерального округа и России;
• развитие имеющихся и установление новых плодотворных международных научных связей с государственными и общественными педагогическими и экологическими организациями и структурами;
• приобретение углубленных навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами;
• полноценная подготовка магистранта, позволяющая продолжить образование в аспирантуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды;
• развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний;
• создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
-
Экологические риски в техносфере
Целью освоения дисциплины "Экологические риски в техносфере" является формирование у магистрантов углубленной системы знаний о взаимодействии объектов техносферы с человеком, техногенной и природной средой; об экологических рисках в техносфере, методах их анализа и оценки; о современных подходах к обеспечению безопасного функционирования техногенных систем.
Задачи освоения дисциплины "Экологические риски в техносфере":
1. формирование у магистрантов целостного представления об окружающей природной среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей разнообразные природные и антропогенные воздействия;
2. формирование системных представлений о техногенных системах и их воздействии на окружающую среду, об основных опасностях, исходящих от техногенных систем, и представляющих угрозу здоровью, жизни людей, материальной сфере и окружающей среде;
3. формирование и закрепление четких представлений о методах анализа и оценки экологического риска;
4. рассмотрение и классификация наиболее существенных загрязнителей среды, методов контроля и ограничения их воздействий;
5. изучение основных положений современной методологии количественной оценки различных опасностей, оценки и управления риском;
6. приобретение углубленных навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами;
7. полноценная подготовка магистранта, позволяющая продолжить образование в аспирантуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды;
8. обеспечение инновационного характера образовательной, научной и экологической деятельности;
9. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний;
10. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
-
Методы и средства оценки опасностей, риска
Целью освоения дисциплины "Методы и средства оценки опасностей, риска" является изучение современных методов и средств оценки опасностей и риска, используемых в области обеспечения техносферной безопасности.
Задачи освоения дисциплины:
o формирование у аспирантов теоретических знаний и умений применять современные методы и средства оценки опасностей и риска для решения задач в области обеспечения техносферной безопасности;
o удовлетворение потребности личности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшей квалификации в области техносферной безопасности;
o удовлетворение потребностей общества в высоко квалифицированных научно-педагогических кадрах путем подготовки аспирантов в области техносферной безопасности;
o создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого аспиранта.
-
Медико-биологические основы безопасности. Основы микробиологии и биотехнологии
Цели освоения дисциплины "Медико-биологические основы безопасности. Основы микробиологии и биотехнологии" является формирование базовых знаний: о физиологических и патофизиологических механизмах взаимодействия человека с вредными и опасными факторами среды обитания, о последствиях их воздействия на организм человека, о принципах и способах защиты от опасностей; о роли микроорганизмов в окружающей среде, их морфологии и физиологии, современных направлениях биотехнологии.
Задачи изучения дисциплины:
1. формирование знаний, умений и навыков в области:
• медико-биологических аспектов и механизмов воздействия вредных и опасных факторов среды обитания (физических, химических, психофизиологических и биологических) на организм человека;
• принципов нормирования и регламентации физических, химических, психофизиологических и биологических факторов среды обитания;
• мероприятий по предупреждению экологически обусловленных, экологически зависимых и профессиональных заболеваний;
• основ микробиологии и биотехнологии;
2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды;
3. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности;
4. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала, удовлетворения потребности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшего образования в области защиты окружающей среды, техносферной безопасности.
-
Современные технологии техносферной безопасности
Цель освоения дисциплины "Современные технологии техносферной безопасности" - обеспечить специализированную подготовку в магистратуре будущих специалистов в области техносферной безопасности, по вопросам современных методов и технологических аспектов обеспечения техносферной безопасности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основы создания технологий обеспечения техносферной безопасности с использованием современных методов защиты атмосферного воздуха и воды; уметь применять современных методов защиты атмосферного воздуха и воды для создания технологических процессов, направленных на обеспечение техносферной безопасности; владеть навыками практического применения современных методов защиты атмосферного воздуха и воды для создания технологических процессов, направленных на обеспечение техносферной безопасности.
-
Методы обработки данных. Экологический мониторинг
Цели освоения дисциплины: обеспечить специализированную подготовку студентов по вопросам теории и практики методов обработки данных и экологического мониторинга природных объектов, промышленных объектов и селитебных территорий.
Задачи:
- ознакомление студентов с теоретической основой и методами мониторинга; овладение учащимися знаниями о структуре и функционировании различных систем мониторинга, изучение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды, взаимоотношения природы и общества;
-формирование экологической культуры личности, такого отношения к природе, которое обеспечило бы осознанное овладение знаниями и навыками, необходимыми для решения существующих экологических проблем и предупреждения новых;
- проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в окружающей человека среде; знаний экономических и правовых механизмов защиты окружающей среды.
-
Морфология и анатомия человека
Целью освоения дисциплины "Морфология и анатомия человека" является - представить организм как многоуровневую систему, каждый уровень которой связан с эволюцией живых организмов и имеет свойственные ему структуры и функции, обеспечивающие нарастающую интегрированность и устойчивость биологических видов; дать основные сведения о строении и функции систем органов человека, ознакомить студентов с принципиальными закономерностями функционирования организма, их авторегуляции и роли всех систем организма.
Задачи дисциплины:
- Расширить общебиологическую подготовку будущих выпускников.
- Установление и описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
- Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
- Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей
-
Безопасность жизнедеятельности
Целью освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является формирование: профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры) как готовности и способности использования приобретенной совокупности знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности; базовых знаний о принципах безопасного взаимодействия человека с окружающей средой в целях сохранения жизни, здоровья и работоспособности; компетентности в вопросах применения методов защиты от воздействия опасных и вредных факторов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.
Задачи изучения дисциплины:
1. формирование у студентов:
• представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности чрезвычайных ситуаций, опасных и вредных факторах среды обитания и производственной среды, а также использовании современных методов предупреждения опасностей и минимизации рисков, связанных с деятельностью человека;
• способностей к идентифицикации опасностей и оценке рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
• знаний, умений и навыков в области обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих лиц при возникновении ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью, включая аварии, катастрофы, стихийные бедствия, применение современных средств поражения и другие, а также о мерах по ликвидации их последствий;
• мировоззрения и культуры безопасности с рассмотрением в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека риск-ориентированного подхода и здоровьесберегающих моделей поведения в различных условиях, угрожающих жизни и здоровью, включая экстремальные;
• готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
• навыков оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности человека;
• мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности;
3. обеспечение инновационного характера образовательной и научной деятельности студентов;
4. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала, удовлетворения потребности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии.
-
Экотоксикология. Основы анализа экологического риска
Целью освоения дисциплины "Экотоксикология. Основы анализа экологического риска" является формирование базовых знаний: о токсических эффектах химических веществ на живые организмы, на популяции организмов и биоценозы, входящие в состав экосистем; о современных концептуальных основах и методологических подходах к анализу экологических рисков как средству прогностической оценки последствий воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду с выходом на управление риском.
Задачи освоения дисциплины "Экотоксикология. Основы анализа экологического риска":
1. формирование системы:
- знаний об источниках и поведении экотоксикантов в окружающей среде, их дрейфе, аккумуляции, биоконцентрировании, трансформации, детоксикации и экскреции в различных биосистемах;
- знаний о токсических эффектах и механизмах воздействия химических веществ на живые организмы, преимущественно на популяции организмов и биоценозы, входящие в состав экосистем;
- знаний о реакциях биосистем на воздействие токсикантов с акцентом на оценку реакций популяций и сообществ;
- знаний об общих закономерностях и физиологических механизмах адаптации организма человека к различным условиям окружающей среды, о влиянии природных и социальных факторов на человека и его здоровье; о принципах регламентации загрязняющих веществ;
- знаний об основных этапах анализа экологических рисков;
- умений проведения процедуры оценки экологического риска, включая идентификацию опасности, оценку зависимости "доза ; эффект" и экспозиции, характеристику риска;
- представлений о принципах организации и функционирования системы информационно-аналитического обеспечения деятельности по определению приоритетных направлений снижения экологического риска с выходом на разработку научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений;
2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды;
3. приобретение навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами;
4. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности;
5. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний;
6. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
Дополнительная информация:
В 1983 году окончил с отличием Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт по специальности "санитарно-гигиеническое дело". С 1983 г. работал врачом-эпидемиологом, с 1991 г. по март 2005 г. - заведующим отделом социально-гигиенического мониторинга центра госудаственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Таганроге. С апреля 2005 г. по октябрь 2014 г. - профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ. С ноября 2014 г. и по настоящее время работаю профессором института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ, кафедра техносферной безопасности и химии.
22.05.1997 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: "Оценка и прогнозирование влияния антропотехногенного загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения как элемент социально-гигиенического мониторинга" по специальности 14.00.07 ; Гигиена.
20.09.2001 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему: "Методология оценки реального риска в системе гигиенической безопасности" по специальности 14.00.07 ; Гигиена.
Область научных интересов: экология человека, эпидемиология неинфекционных и инфекционных заболеваний, экологическая эпидемиология, гигиена окружающей среды, методы эпидемиологического анализа, анализ экологического риска, оценка риска здоровью населения, статистические методы исследования.
Основные публикации:
1. Марченко, Б. И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования : Монография / Б. И. Марченко. ; Таганрог: издательство "Сфинкс", 1997. ; 432 с.
2. Марченко, Б. И. Метод интегральной оценки состояния здоровья при ведении социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко // Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. ; Москва, 2001. ; Выпуск 1. ; С. 124-126. (перечень ВАК)
3. Марченко, Б. И. Гигиенический мониторинг загрязнения воздушной среды с применением методов геокодирования информации / Б. И. Марченко, И. П. Егорова, Г. В. Масляева // Благополучная среда обитания ; залог здоровья населения: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. ; Воронеж, 2004. ; Выпуск 12.; С. 165-169. (перечень ВАК)
4. Марченко, Б. И. Гигиеническая оценка антропотехногенной нагрузки на атмосферный воздух в зоне влияния крупного предприятия энергетического машиностроения / Б. И. Марченко, Г. В. Масляева, И. М. Иванников // Здоровье населения и среда обитания. ; 2011. ; N 7 (220). ; С. 34-36. (перечень ВАК)
5. Марченко, Б. И. Некоторые подходы к динамическому наблюдению за состоянием здоровья населения промышленного города в системе социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. В. Масляева, И. Ю. Иванникова, Ю. А. Еременко // Здоровье населения и среда обитания. ; 2011. ; N 11 (220). ; С. 37-40. (перечень ВАК)
6. Марченко, Б. И. Состояние здоровья городских и сельских школьников по результатам профилактических осмотров / Б. И. Марченко, Л. Б. Дыхан, Л. А. Дерябкина // Валеология. ; 2015. ; N 2. ; С. 18-28. (перечень ВАК)
7. Марченко, Б. И. Опыт изучения онкологической заболеваемости и смертности при ведении социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2015. ; N 2 (10). ; С. 31-37. (перечень ВАК)
8. Марченко, Б. И. Применение многомерных статистических методов в задачах совершенствования информационно-аналитического обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Л. В. Софяникова, Ю. А. Синельникова // Здоровье населения и среда обитания. ; 2015. ; N 7 (268). ; С. 4-8. (перечень ВАК)
10. Марченко, Б. И. Применение комплексной оценки состояния здоровья населения в задачах совершенствования системы социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2016. ; Т. 95. ; N 10. ; С. 980-985. (база SCOPUS)
11. Марченко Б.И. Результаты мониторинга врожденных пороков развития у детей Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2017. ; Т. 95. ; N 11. ; С. 1064-1069. (база SCOPUS)
12. Марченко Б.И. Химическое загрязнение почв города Таганрога как фактор риска для здоровья населения / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Л.А. Дерябкина, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2017. ; N 1. ; С. 13-20. (перечень ВАК)
13. Марченко Б.И. Многомерный анализ структуры и долевого вклада потенциальных факторов риска при злокачественных новообразованиях трахеи, бронхов и легкого / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2017. ; N 1. ; С. 47-55. (перечень ВАК)
14. Марченко Б.И. Анализ демографической ситуации в задачах изучения эколого-гигиенических и социально-экономических детерминант здоровья населения / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова, Н.В. Мухин // Здоровье населения и среда обитания. ; 2017. ; N 3 (288). ; С. 11-17. (перечень ВАК)
15. Марченко Б.И. Современные эпидемиологические особенности онкологической заболеваемости населения Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Е. В. Ковалев // Здоровье населения и среда обитания. ; 2017. ; N 11 (296). ; С. 7-15. (перечень ВАК)
16. Марченко Б.И. Эколого-гигиеническая оценка результатов мониторинга качества почв селитебных и рекреационных территорий в городе Таганроге / Б. И. Марченко, Л. А. Дерябкина // Валеология. ; 2017. ; N 4. ; С. 74-84. (перечень ВАК)
17. Марченко Б.И. Острые отравления химической этиологии как показатель системы социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области / Б.И. Марченко, Г.Т. Айдинов, , Ю.А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2018. Т. 97, N 3. С. 297-303. (база SCOPUS)
18. Марченко Б.И. Определение дезинфицирующего действия негашёной извести на микрофлору иловых осадков сточных вод очистных сооружений канализации и животноводческих комплексов / Б.И. Марченко, П.В Журавлёв., В.В. Алешня // Гигиена и санитария. ; 2019. ; Т. 98. ; N 5. ; С. 483-488. (база SCOPUS)
19. Марченко Б.И. Современное состояние проблемы нейросифилиса в Ростовской области / Б.И. Марченко, Д.В. Темников, В.Е. Темников, М.А. Гомберг // Клиническая дерматология и венерология. ; 2019. ; Т. 18. ; N 4 (декабрь). ; С. 405-411. (база SCOPUS)
20. Марченко Б.И. Нейросифилис в Ростовской области: клинико-эпидемиологические факторы заболеваемости / Б.И. Марченко, Д.В. Темников, В.Е. Темников, М.А. Гомберг // Клиническая дерматология и венерология. ; 2020. ; Т. 19. ; N 3 (сентябрь). ; С. 306-311. (база SCOPUS)
21. Марченко Б.И. Оценка эффективности применения преаммонизации в целях снижения канцерогенного риска от тригалогенметанов в питьевой воде / Б.И. Марченко, Л.А. Дерябкина, Н.К. Плуготаренко, А.И. Юхно // Анализ риска здоровью. ; 2020. ; N 3 (сентябрь). ; С. 70-77 (база SCOPUS)