14 декабря Министерство науки и высшего образования Российской Федерации провело в Москве стратегическую сессию с участием руководителей подведомственных вузов, на базе которых функционируют ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Целью встречи стало обсуждение текущих достижений и планов на будущее в контексте формирования единой инклюзивной образовательной среды в стране. Работа сети РУМЦ направлена на создание условий, обеспечивающих доступность высшего образования для всех категорий граждан, включая тех, кто нуждается в особых условиях обучения. Министерство науки и высшего образования РФ регулярно обновляет свои приоритеты в соответствии с государственными задачами, определенными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также учитывает запросы образовательных учреждений и потребностей студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова акцентировала внимание на том, что инфраструктура высшего образования играет ключевую роль в обеспечении социальной мобильности и профессиональном росте каждого гражданина. Она подчеркнула важность усилий, направленных на поддержку и развитие РУМЦ:
«С 2016 года ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, являясь методическими центрами, координируют работу, собирая вокруг себя коллег. За это время создано все необходимое методическое обеспечение для инклюзии в высшей школе. На стратегической сессии мы собрали экспертов, ректоров вузов и директоров ресурсных учебно- методических центров, чтобы поделиться опытом, вместе наметить дальнейшие шаги для достижения поставленных руководством страны задач», – отметила Ольга Петрова
На сегодняшний день сеть РУМЦ объединяет 25 центров и более 660 вузов-партнёров, обеспечивая системное взаимодействие и распространение лучших практик инклюзивного образования.
На московской сессии представители 15 подведомственных Министерству вузов представили планы по реализации мероприятий РУМЦ на 2025 год. Особое внимание было уделено проектам, направленным на создание непрерывной цепочки поддержки студентов – от момента их поступления в вуз до последующего трудоустройства. Среди обсуждаемых инициатив – проекты в области инклюзивного туризма, программы поддержки участников специальной военной операции (СВО), а также меры по укреплению образовательной инфраструктуры на исторических территориях.
Кроме того, участники обсудили результаты деятельности в рамках Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Этот план был реализован в 2024 году и включал в себя разработку программ профориентации, адаптацию приёмных кампаний для учащихся с особыми потребностями, внедрение современных методик обучения и поддержку трудоустройства выпускников с инвалидностью.
Каждый из представленных проектов отражает вклад множества людей, стремящихся создать доступную и инклюзивную среду для всех студентов. Совместная работа позволяет находить новые решения и внедрять эффективные практики, способствующие формированию инклюзивной культуры в системе высшего образования.
Текст: Виктория Дзюба, ред: Артём Кирилов
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76679