27 января отмечается 145 лет со дня рождения Павла Бажова, русского писателя, публициста, автора уральских сказов.
В чем уникальность авторского стиля Бажова, откуда пришла идея – создавать сказы, почему он остается актуальным до сих пор, рассказывает старший преподаватель, кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Дарья Пономарёва.
С именем Павла Петровича Бажова русский читатель знаком с самого детства. Лучшие образцы его творчества включены в школьную программу и с удовольствием изучаются на уроках литературы. Для многих знакомство с Бажовым начинается со сказа «Серебряное копытце», написанное, как сам автор определял, в детском тоне. Затем уже традиционно следуют сказы «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Огневушка-поскакушка».
Именно эти произведения писателя наполнены особым детским ощущением чуда, пронизывающего мир вокруг героев Павла Бажова, которые наделены удивительной способностью видеть волшебство природы, открывать необыкновенную красоту в самых обыкновенных предметах: камне, цветке или даже ящерице, любоваться этой красотой. Но что характерно, сказы Павла Петровича за своим фантастическим фоном скрывают важные темы, которые были актуальными тогда и по сей день остаются важными.
«Трудолюбие, профессиональная гордость, смекалка, бережное отношение к природе, восхищение её красотой, дар сострадать чужому горю, верность в любви и дружбе – такими качествами наделены герои произведений Павла Петровича Бажова», – выделяет Дарья Пономарёва.
Стоит, конечно же, отметить, что торжество рабочего человека, мастера своего дела, труженика, владеющего особым даром с матерью-землёй – все эти темы навеяны интересом писателя к бурным социально-политическим процессам, которые в итоге привели Бажова к большевистским идеям, где во главе угла стоят люди труда, и появление первых сказов Бажова было своеобразным откликом на запрос времени.
1930-е годы были отмечены особым интересом к современному фольклору, на государственном уровне была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора. Писатель насытил жизнь героев своих сказов фантастическими элементами. Для него светлая сторона, наполненная силой трудового человека, его талантом и мудростью, противостоит темной – силе угнетения, воплощенной в разных хозяевах жизни и тайной силе природы.
Сам Павел Петрович не понаслышке знает, кто такие люди труда. Он родом из уральского рабочего поселка, где его отец был горняком, и молодой Бажов слышал много разных историй и рассказов от других горняков.
Долгое время, работая учителем и занимаясь газетной публицистикой, он продолжал интересоваться уральским фольклором, но не как ученый-фольклорист, а как будущий писатель, для которого услышанные рассказы становились источником вдохновения. При этом писатель отрицал саму возможность авторской обработки фольклора:
«Я не знаю, какое я имею право обрабатывать, у меня в этом отношении есть сомнение. Ведь это так говорится, а на самом деле против народного творчества не создать. Всякая попытка изменения выйдет хуже того, что там».
Тем не менее сказы Бажова лишь по внешним признакам напоминают былички и сказки, бытовавшие в горнозаводских поселках. Как отмечает Дарья Пономарёва, сюжеты и многих героев писатель создавал сам, синтезируя фольклорные и литературные приемы, переосмысливая народную традицию и вырабатывая оригинальный авторский стиль повествования.
«В творчестве Павла Бажова мы видим синтез нескольких традиций, возможный только в авторском литературном произведении, которое обладает всеми чертами литературной сказки. В таком сказе благодаря силе авторского замысла возможно сочетание несочетаемых установок сказочной и несказочной прозы, волшебного и неволшебного. И образ рассказчика деда Слышко, и сюжеты бажовских сказов, и чудесный козлик с серебряным копытцем, и голубая змейка, оставляющая золотой след, и Хозяйка Медной горы – плод художественного воображения. Бажов был искусным стилизатором, умел создавать впечатление, что он просто пересказал народные сказы. Прекрасный знаток народного языка, Бажов создавал психологически точные портреты», – добавила Дарья Пономарёва.
Произведения писателя выстраивают своеобразный авторский эпос об Урале. География сказов строится вокруг Полевского завода. Человеческий мир, где живут мастера и их хозяева, незаметно граничит с фантастическими владениями Малахитницы, бабки Синюшки, Великого Полоза и его дочери Змеевки, Земляной кошки и других таинственных существ, созданных фантазией писателя.
Читателя завораживает изображенная обстановка — реальная и вместе с тем таинственно-сказочная, дающая читателю возможность вслед за героями Бажова стать свидетелями неповторимого чуда, своего рода небольшого путешествия, перехода от обыденного мира, где переплелись добро и зло, к миру, где сказка сплетается с реальностью, а настоящим волшебством в итоге оказываются человеческие доброта, сострадание и любовь.
Эти темы, мысли придают произведениям Павла Бажова вневременной характеры, поэтому его творческое наследие остается актуальным до сих пор. Не просто же так мы сегодня празднуем 145-летие великого писателя, подарившего радость приобщения к фольклору народной жизни. Пусть Павел Петрович Бажов будет вечно жить в наших сердцах и сердцах последующих поколений. В день его рождения отметим его творчество, благодаря которому он стал одним из величайших писателей всех времен.
Автор текста: Дмитрий Васин
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74243