Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.09.2023

В ЮФУ в рамках XIV Фестиваля науки прошла открытая лекция «Священное и прекрасное: динамика взаимоотношений»

24.09.2023

В Открытом лектории Российского общества «Знание» в рамках XIV Фестиваля науки прошла открытая лекция доцента кафедры отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК ЮФУ Олега Миннуллина «Священное и прекрасное: динамика взаимоотношений».

«Мы предприняли попытку реконструкции многовековой истории взаимоотношений прекрасного в искусстве и религиозно-священного, беглое рассмотрение ключевых моментов в этой драматической истории от Античности до наших дней. В этой истории было и совпадение, и борьба искусства за автономию, и претензии на высшие полномочия, и надежда на возвращение», - рассказал Олег Миннулин.

Лектор обратился к осмыслению онтологической связи художественного творчества со священным и осветил проблемные узлы взаимоотношений эстетического и сакрального, оформившиеся исторически в опыте мировой культуры и искусства. Была проанализирована динамика взаимоотношений прекрасного и священного в европейской культуре от Античности до наших дней. Описано изменение роли священного в художественно-творческом акте, трансформации статуса творческого субъекта, его легитимности и полномочий, которые происходили при смене культурно-исторических эпох и связанного с ними художественного и поэтического самосознания.

«Нарастающее обособление искусства от религии приводит к разрыву его со своим священным истоком и проблематичности способности автора выступать в роли субъекта, переживающего «совокупный опыт человечества, - говорит Олег Миннулин. - Однако такая потребность и притязания сохраняются в творческом акте, это в свою очередь проблематизирует сам смысл творчества для автора, что влечет за собой и проблему постижения смысла произведения искусства реципиентом».

По мысли лектора, в современной науке о литературе складываются два подхода к взаимоотношению священного и прекрасного в творчестве: эстетический и религиозно-аксиологический. Представители первого подхода стремятся видеть в произведении мгновенный чувственный образ полноты бытия, локализированный в эстетическом созерцании. Представители второго подхода мыслят творческий акт как событие, полностью не автономизирующееся от события бытия-жизни, т.е. как обладающее онтологической серьезностью и полагающее свой смысл за пределами сферы чувственного созерцания, в бытии.

«При этом бытие мыслится как священное. Качество творческого события наделяется сверхсмыслом, т.к. оно носит характер своеобразного священнодействия. В первом случае подчеркивается автономность искусства, а во втором – его взаимосвязь со своим священным истоком», - подчеркивает Олег Миннулин.

Текст: Никитченко В.В.

Ред: Сопрунова Ю.Г

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73091

Дополнительные материалы по теме