Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
13.07.2023

Советский читатель скучал по хорошим приключениям, и тут появился он: как правильно читать Валентина Пикуля, рассказала филолог ЮФУ

13.07.2023

13 июля исполняется 95 лет со дня рождения одного из самых читаемых авторов Советского Союза — Валентина Пикуля. Чем он снискал всенародную любовь и гнев критиков, откуда в его книгах столько моря и как его удачно процитировать в светской беседе, рассказывает кандидат филологических наук Южного федерального университета.

Великий русский историк Дмитрий Лихачев, классифицируя произведения древнерусской литературы, выделял помимо прочих период «монументального историзма». Его характерной чертой является поэтика больших масштабов. Так, «Повесть временных лет» начинается не с утверждения у власти, скажем, Рюрика, а с самого сотворения мира.

 

Доцент кафедры теории и истории мировой литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Анна Подковальникова отметила, что такой подход оказался очень созвучным и официальной советской литературе.

 

«Масштаб большой советской стройки, преобразование мира, Мировая революция – советский человек поворачивал реки вспять и осваивал космос. Но очевидно, что постепенно азарт и энтузиазм «большой стройки» начал угасать. Наверное, просто читателю в какой-то момент захотелось прийти домой, усесться в кресло и почитать про приключения, про шторма и опасности, риск и заговоры, которые случаются с умным, отважным героем, в то время как у читателя плед, торшер и кружка теплого чая», — рассказала Анна Подковальникова.

 

 

Филолог подчеркнула, что замечательной иллюстрацией к судьбе беллетриста в эпоху советского монументального историзма является творчество Валентина Пикуля.

 

«Книги Валентина Саввича дарили именно это ощущение уютного, возможно, даже слегка мещанского чтения, что шло вразрез с официальным направлением – соцреализмом. Вообще у нас в культуре так заведено – с легким пренебрежением относиться к беллетристке. Дескать, легкое чтение, и ошибок у Пикуля много, и исторических неточностей. Но для меня он не историк, не Юрий Тынянов», — поделилась Анна Подковальникова.

 

Эксперт добавила, что найти Пикулю литературных единомышленников проще среди зарубежных авторов приключенческих романов, таких как Генри Райдер Хаггард, Роберт Льюис Стивенсон, Джозеф Редьярд Киплинг. А вот качественной отечественной приключенческой литературы без явственного идеологического подтекста у советского читателя до Пикуля практически не было.

 

«Вероятно, именно поэтому он пользовался безусловным вниманием среди широкой читательской аудитории и в то же время вызывал множество негативных оценок у профессиональных литературоведов и критиков. Пикуль может быть неточным в деталях, может в своих исторических романах опираться на весьма сомнительные источники или не опираться ни на что вовсе. Но есть у него одно значительное качество, которое, как мне кажется, и обеспечивает непреходящий интерес читателей к его творчеству. Это искренность, мальчишеский азарт и любовь к своему Отечеству», — отметила Анна Подковальникова.

 

 

В свое творчество Валентин Саввич перенес большую морскую тему. С морем связаны многие эпизоды его личной биографии, а также страницы жизни его отца, Саввы Михайловича Пикуля. Отец будущего писателя в двадцатых годах служил срочную на миноносце Балтийского флота, позднее принимал участие в строительстве новой судоверфи в нынешнем Северодвинске. А в начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в Беломорскую военную флотилию. Сам же Валентин Пикуль во время войны окончил Школу боцманов и юнг, после выпуска был прикомандирован на миноносец «Грозный». Так что вполне закономерно появление в творческом наследии писателя семи «морских» романов.

 

Тем не менее открывать захватывающий мир приключений Пикуля доцент ЮФУ рекомендует с «сухопутных» произведений — это романы «Честь имею» и «Пером и шпагой».

 

«Пикуля очень легко «растаскивать» на цитаты. Иногда кажется, что он сознательно пишет афористично, словно искушая читателя запомнить фразу, а затем удачно ввернуть ее в разговор», — подытожила Анна Подковальникова.

 

В подтверждение филолог привела две цитаты из произведений Валентина Пикуля: в первой он глубокомыслен, во второй — лаконичен.

 

«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий» («Честь имею»).

 

«Россия – это такая страна, которой можно нанести поражение, но которую нельзя победить!» («Моонзунд»).

 

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72617

Дополнительные материалы по теме