19 декабря исполняется 205 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского ― поэта, творившего между Золотым и Серебряным веком русской поэзии. Какие темы и идеи вдохновляли писателя, что говорили о Полонском современники и какие известные романсы написаны на его стихи, рассказывает филолог Южного федерального университета.
Последний романтик и первый символист
Яков Полонский родился 18 декабря (7 по старому стилю) 1819 года. В 25 лет служба таможенным чиновником забрасывает его сначала в Одессу, затем в Тифлис. Творческую натуру Якова Петровича не устраивает писать только статистические данные о климате, населении и природных богатствах Кавказа, — он берётся за этнографические и художественные очерки, затем за фельетоны и этнографические заметки, и наконец из-под его пера вырываются стихотворения.
Он пришёл в поэзию, когда очень большое значение имели труды Пушкина и Лермонтова, но самих поэтов уже не было в живых. И пока остальные стихотворцы гладко, но тускло повторяли пушкинские строки, остаться самобытным получилось именно у этого бедного дворянина, не с первого раза окончившего юрфак Императорского Московского университета.
Доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Олег Иванов рассказал, что творчество Якова Полонского было многогранным и многоцветным, он отличался своим мастерством и умением говорить о насущном.
«В его стихотворениях есть черта, которую Лев Николаевич Толстой называл «свойством великих поэтов». Эта особенность ― «лирическая дерзость», которую применительно к поэзии Полонского мы понимаем как создание своего собственного поэтического мира, во многом разрушающего традиционные представления литературы о содержании и задачах поэзии в целом. Но можно с уверенностью сказать, что во многих своих стихотворениях, которые по праву можно назвать лучшими, Полонский равен своим великим современникам», ― поделился Олег Иванов.
В работах Полонский затрагивал разнообразные темы: дом, детство, природу, память, путь, любовь, смерть, веру, внутренний мир человека, гражданственность, социальное зло.
«Песня цыганки» (1853 г.)
Мой костёр в тумане светит.
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит.
Мы простимся на мосту.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Поэзию Полонского высоко ценили другие творцы. К их числу относятся Тургенев, Некрасов, Достоевский, Тютчев, Фет, Чехов, Бунин, Блок. Современники указывали на «наводящую оторопь, таинственность», «загадочность», и недосказанность лирики поэта. Владимир Сергеевич Соловьёв в статье «Поэзия Я.П. Полонского» обратил внимание на стремление поэта соединить и примирить в человеке и мире земное (обыденное) и небесное (идеальное).
«Полонский был прежде всего романтиком, человеком гуманистического склада. В его поэзии также есть черты, которые сближают его с одним из литературных направлений начала двадцатого века – символизмом. В его произведениях часто звучат такие символические мотивы, как «жизнь-сон», «жизнь-тюрьма», «смерть души», «закат солнца», «гибель мира», «тайная книга», ― рассказал Олег Иванов.
Тургенев писал, что на «свободной образности языка» Полонского «лежит отблеск пушкинского изящества, любезной честности и правдивости впечатлений», а Достоевский добавлял, что в его стихах отразилась «щемящая поэзия русской жизни».
«Полагаю, что, помимо его личных человеческих качеств, и Тургенева, и Достоевского привлекало в Полонском-поэте его тяготение не столько к поэтической картине, сколько к лирической новелле, в основе которой лежит не просто рассказ о том, что произошло с лирическим героем, а та или иная драматическая ситуация, в которой в резких столкновениях раскрываются коллизии душевной жизни героя, взятой в движении, в динамике, в борьбе противоречий», ― отмечает Олег Иванов.
Для всех и каждого
В стихотворениях Полонского изначально заложен песенный склад: эмоциональность содержания, простота формы, разговорная естественность интонаций. Превратить такое стихотворение в песню — значит всего лишь дать стиху музыкальную огранку. На стихотворения Полонского создано 128 музыкальных произведений 67 композиторами.
«К ряду таких произведений относятся «За окном в тени мелькает…», «Мой костёр», «Отчего я люблю…» и «Ночь» Чайковского, «Последний разговор», «Ночь в горах Шотландии» и «Свет восходящих звёзд» Танеева, «Диссонанс» и «Вчера мы встретились…» Рахманинова. Многие стихотворения поэта представляют собой маленькую исповедь, лирический монолог не только самого автора, но и его героев», — подчеркнул Олег Иванов.
Многие произведения Якова Петровича будут известны широкому кругу читателей. В интернете в числе первых встречаются «Утро», «Птичка», «Зимний путь», «По горам две хмурых тучи…», «Песня цыганки», «Колокольчик» как самые понятные и близкие аудитории.
«Колокольчик» (1854 г.)
Улеглася метелица… путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей…
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!
Мутный дым облаков и холодная даль
Начинают яснеть; белый призрак луны
Смотрит в душу мою — и былую печаль
Наряжает в забытые сны.
Ещё в период своей учёбы в Московском университете Полонский познакомился со многими известными людьми, чьи взгляды повлияли на его мировоззрение и творчество. Среди них был Пётр Яковлевич Чаадаев, сформулировавший в «Философических письмах» коренные различия Запада и Востока, поэт и публицист Алексей Степанович Хомяков, гносеологические и онтологические взгляды которого были тесно связаны с богословскими идеями, в первую очередь, с идеей православной «соборности». Для будущего поэта оказались привлекательными также идеи просвещения и прогресса историка, профессора Тимофея Николаевича Грановского, вернувшегося из Европы, где он продолжил свое образование, и в 1839 году приступившего к чтению лекций в Московском университете.
«Эстетическая программа начинающего поэта складывалась, таким образом, под смешанным влиянием славянофильской идеи национальной самобытности русской культуры и западнической идеи общественного прогресса и социальной справедливости. На основе притяжения-отталкивания романтических и реалистических традиций формировалось его авторское сознание», — рассказал Олег Иванов.
«День крещения Руси» (1888 г., 900-летний юбилей крещения России)
Жизнь без Христа — случайный сон.
Блажен, кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса
И Бога в них подозревает…
Живая, непосредственная боль
В 1878 году Яков Полонский пишет стихотворение «Узница», вокруг которого мгновенно возникает множество теорий о прототипе лирической героини. Как раз в это время развернулся судебный процесс над группой революционеров-народников, известный как «процесс пятидесяти». Среди приговоренных решением суда к каторге на девять лет — шесть женщин.
«Узница» (1878 г.)
Что мне она! — не жена, не любовница,
И не родная мне дочь!
Так отчего ж её доля проклятая
Спать не дает мне всю ночь?!
Спать не дает, оттого что мне грезится
Молодость в душной тюрьме:
Вижу я — своды… окно за решеткою…
Койку в сырой полутьме…
В числе арестованных и Софья Бардина, называвшая себя «мирной пропагандисткой», автор высказывания «идеи на штыки не улавливаются!», и Лидия Фигнер, арестантка, находящаяся «на последней стадии чахотки». Вероятно, «Узницей» Полонского стала не одна из них, а собирательный образ.
«Часто «Узница» трактуется как «отражение политического либерализма», но полагаю, это просто живая и непосредственная боль за частную судьбу женщины, за «молодость в душной тюрьме», продиктованная тем же чувством «участия», или «причастности», которым проникнута вся поэзия Полонского», ― отметил Олег Иванов.
В 1860 году в жизни Якова Петровича происходит личная драма: он теряет жену, Елену Устюжскую, и их шестимесячного сына. Горе очень ярко отразилось в его творчестве. История любви поэта и девушки, почти вдвое моложе его, началась в Париже. Отвечая на вопрос приятельницы, что ей понравилось в немолодом и не особенно красивом Полонском, Елена сказала: «Он выглядит благородно». Вскоре они сыграли свадьбу и переехали в Петербург. Их счастье продлилось недолго: «Только что я выздоровел и стал показываться на свет – заболел мой ребенок. Трое суток продолжались беспрерывные родимчики, и он умер (от зубов) в ужасных страданиях. Жена моя долго была безутешна и много плакала...». Она умерла на следующий день.
«Как может повлиять на творчество поэта смерть любимых? По-разному, но мотивы горя утраты, отчаяния, даже безысходности так или иначе проявятся в его стихах. Начиная с 1860-го Полонский пишет вослед ушедшей жене целый ряд стихотворений: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была…», «Я читаю книгу песен…», «Поцелуй», «Последний вздох», «Заплетя свои тёмные косы венцом…», «Всё, что меня терзало, – всё давно…» «Напрасно». Заметим, что последнее из них создано уже после его повторного брака, что говорит о том, что любовное чувство его к первой жене было очень сильным и непреходящим», ― объяснил Олег Иванов.
«Последний вздох» (1884 г.)
«Поцелуй меня...
Моя грудь в огне...
Я еще люблю...
Наклонись ко мне». –
Так в прощальный час
Лепетал и гас
Тихий голос твой,
Словно тающий
В глубине души
Догорающей.
Автор: Дарья Семикина
Ред: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76712