29 сентября в Зональной научной библиотеке им. Ю. А. Жданова прошли Южно-Российские психолого-педагогические чтения в смешанном формате. Форум продолжат пленарные и секционные заседания по проблемам современной университетской педагогики.
Южный федеральный университет выступает главной площадкой Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», который проходит в Ростове-на-Дону с 29 сентября по 1 октября.
С приветственным словом к участникам обратилась Марина Боровская, президент ЮФУ, председатель Совета ректоров Юга России. Она отметила, что в библиотеке имени Юрия Андреевича Жданова, где проходят психолого-педагогические чтения, витает дух науки.
«Чем короче будет дистанция между научными исследованиями и образовательными программами, тем более качественную подготовку мы можем обеспечить тем людям, которые приходят в университет за профессиональным становлением. Ясно осознавая, что наша страна встала на путь цифровой трансформации и развития цифрового предпринимательства, мы добавляем, что изменения касаются не только инженерных и технических наук, да и вообще не только наук, а всех сфер подготовки специалистов, соответственно всех педагогов России. Поэтому на нынешнем форуме впервые появляется формат демо-дней — спасибо за поддержку этой инициативы Академии психологии и педагогики ЮФУ и всем партнёрам форума», — рассказала Марина Боровская.
Президент ЮФУ призвала презентовать на демо-днях связанные с образованием стартапы и экономически целесообразные проекты, которые могли бы быть реализованы в рамках сетевой образовательной траектории.
Модератором форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» выступил директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик. Он подчеркнул, что все фундаментальные исследовательские вопросы, обсуждаемые в рамках форума, найдут своё воплощение в деятельности высших и профессиональных учебных заведений, школ и дошкольных учреждений — прежде всего тех 250 образовательных организаций, которые входят в «Образовательный кластер ЮФО».
К таким фундаментальным вопросам относятся, например, проблемы и перспективы молодежной политики в Российской Федерации, и, в частности, на Юге России, паспортизация научно-инновационных проектов в сфере общего и педагогического образования ЮФО и разработка модели многоуровневой системы подготовки «лидеров образования для XXI века». Об этом в своей приветственной речи рассказала Наталья Михальченко, заведующая лабораторией развития высшего образования Российской академии образования.
«Университеты сегодня находятся в авангарде решения задач стратегического комплексного суверенитета, который подразумевает и технологическую, и кадровую независимость России. Изменения в содержании образовательной программы обретают новый смысл в контексте задачи достижения импортозамещения. Проектная деятельность в системе высшего образования сегодня предоставляет массу возможностей для того, чтобы университеты развивались благодаря качественному менеджменту, научно-педагогическому потенциалу и партнерству. Я уверена, что сегодняшнее мероприятие внесёт определённый вклад в налаживание партнерских коммуникаций между центрами подготовки педагогов Юга России», — отметила Наталья Михальченко.
Форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» проходит в смешанном формате: дистанционно на Южно-Российских психолого-педагогические чтениях выступил директор Всероссийского детского центра «Смена» в городе Анапа Игорь Журавлёв. Он подчеркнул, что десятилетие науки и технологий в России бросило вызов отечественной системе образования, и образование должно ответить на этот вызов инновациями, а эффективные психолого-педагогические решения, актуальные для сегодняшнего и завтрашнего дня может разработать только университетская среда.
Директор Таганрогского института имени А. П. Чехова — филиала РГЭУ (РИНХ) Андрей Голобородько представил резолюцию прошлогоднего форума, сделав акцент на сотрудничестве института с Академией психологии и педагогики ЮФУ и на результатах, которых добились оба вуза за это время.
Сразу после торжественного открытия форума, началось пленарное заседание Южно-Российских психолого-педагогических чтений. Директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Петр Серов в своём докладе рассказал о модели непрерывного казачьего образования.
«Мы выстраиваем систему непрерывного казачьего образования, и не можем без помощи Южной федерального университета и других вузов, с которыми у нас заключены соглашения. Университеты — это и кадровое обеспечение, и учебно-воспитательный процесс. В Ростовской области более 650 образовательных учреждений со статусом «казачий», а это более 117 тысяч детей. Я выражаю слова благодарности ЮФУ и надеюсь на дальнейшую совместную плодотворную работу», — сказал Петр Серов.
Тема выступления проректора по проектной деятельности ЮФУ Максима Бондарева была заявлена как «Цифровые компетенции» педагога: смысловой фокус, технологии формирования и развития. Ректор Горловского института иностранных языков Светлана Кочетова назвала эффективные практики межвузовского взаимодействия на примере программы двойных дипломов Южного федерального университета и Горловского института. О модернизации системы образования Республики Северная Осетия-Алания рассказал заместитель министра образования и науки республики Вадим Габеев.
«Нам очень радостно, когда ребята из Северной Осетии поступают в Академию психологии и педагогики ЮФУ, а потом возвращаются в родную Республику дипломированными педагогами, потому что качество подготовки кадров в ЮФУ высочайшее, и вместе с этими учителями в школах Осетии появляется всё то современное и яркое, что рождается в академической психолого-педагогической среде», — поделился Вадим Габеев.
Партнерами IV Всероссийского форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» выступают Минобрнауки России, Минпросвещения России, Комитет по образованию и науке Государственной Думы, Российская академия образования, Совет ректоров вузов Юга России, Ассоциация ведущих университетов, Ассоциация развития педагогического образования и ведущие педагогические вузы России, представители которых будут выступать на мероприятиях Форума с 29 сентября по 1 октября.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69770