04.05.2022

Эксперты ЮФУ рассказали о жизни динозавров, возможных причинах их вымирания и проблемах изучения их останков

04.05.2022

Динозавры, одни из самых известных древних животных на Земле, вымерли много миллионов лет назад, но до сих пор человечество пытается восстановить картину мира, в которой жили эти древние рептилии. О динозаврах снимают фильмы и мультфильмы, пишут книги и т.д. Во всей информации, которая распространяется посредством массмедиа, больше гипотез и вымысла, чем научных фактов. А что же мы о них знаем на самом деле? Зоолог, геолог и палеонтолог – эксперты ЮФУ – рассказывают о жизни древних животных.

Кстати, в музее Минералогии Института наук о Земле Южного федерального университета хранятся слепки следов динозавров. Подробнее о них можно прочитать здесь.

В декабре прошлого года группа ученых из разных стран опубликовала отчёт об изучении яйца динозавра, которое нашли в Китае еще в 2000 году. Особенность находки заключается в практически идеальном состоянии сохранившегося эмбриона. При этом возраст останков составляет 72-76 миллионов лет. Кто такие настоящие динозавры и каких потомков они оставили? Что стало главной причиной их вымирания? И почему некоторым останкам удается сохраниться, а другим – нет?

Зоолог об образе жизни динозавров и будущем человеке в период их существования

Алексей Тихонов, доцент кафедры зоологии, к.б.н., рассказал об особенностях строения динозавров, их жизни и о том, каким был будущий человек, когда доминирующее положение на Земле занимали крупные рептилии.

Зоолог отметил, что динозавры принадлежат к типу хордовых, позвоночных животных и относятся к классу рептилий. Рептилии – одна из древнейших групп позвоночных наземных животных. К существующим сейчас рептилиям относятся черепахи, крокодилы, чешуйчатые и два вида гаттерий - сохранившиеся в наши дни представители отряда клювоголовые.

К наиболее крупнейшим видам вымерших рептилий относятся динозавры, ихтиозавры, плезиозавры и птерозавры – летающие ящеры. Три последних вида, по словам спикера, жили параллельно с динозаврами, но к ним не относятся, потому что имеют другое происхождение. Подкласс котилозавров является общим предком самых крупных древних рептилий, и выглядели представители этого подкласса, тогда как современные ящерицы. Сейчас к котилозаврам относятся два дошедших до наших дней вида гаттерий.

Эксперт рассказал и о месте динозавров в пищевой цепи: когда вид динозавров был сформирован, они заняли на планете доминирующее положение.

«Те ниши, которые занимают сейчас млекопитающие, тогда занимали динозавры. Млекопитающим приходилось приспосабливаться к условиям такой жизни и прятаться от них. Травоядные динозавры были как мелкими, так и крупными, были и хищные динозавры. Наверняка у них были и свои падальщики. Есть даже мнение, что знаменитый тираннозавр Рекс был скорее падальщиком, чем активным хищником», - рассказал Алексей Тихонов.

Динозавры были преимущественно дневными животными. Они использовали солнечный свет, чтобы прогреваться до оптимальных температур. А млекопитающим пришлось вести ночной и скрытный образ жизни. Поэтому у них плохо развилось звукоизвлечение, они не умели издавать сложные звуки, как не умеют и сейчас. У динозавров, судя по всему обоняние было слабым, но зрение было развито хорошо.

«Динозавры, на самом деле, не вымерли. Они живут по сей день и являются вполне процветающей группой. Птицы – это формально теплокровные летающие динозавры. В современной научной систематике класс рептилий и класс птиц отдельно выделять перестали. По общим особенностям строения черепа их называют группой “диапсиды”», - отметил Алексей Тихонов.

Обитали динозавры по всей планете. Архозавры, к которым принадлежали ихтиозавры и плезиозавры, жили и в воде. Какой-либо территориальной изоляции не было, поскольку континент тогда был единым. Поэтому, когда мы обнаруживаем останки динозавров, мы видим, что останки, найденные на разных частях света, обладают более-менее схожими признаками. Эксперт также рассказал, как выглядел далекий предок будущего человека в эпоху динозавров:

«Примерно 90 миллионов лет назад общая группа приматов разделилась на приматов и шерстокрылых. Группа приматов тогда визуально была похожа на современных крыс. Приблизительно в это же время они поделились на высших и низших приматов. По многим анатомическим и биологическим чертам человек относится к высшим приматам», - заключил Алексей Тихонов.

Геолог о древних останках животных и проблемах их изучения

Алексей Леднев, геолог, старший преподаватель кафедры общей и инженерной геологии, рассказал об особенностях сохранения останков животных в целом, их изучении и проблемах палеонтологии и палеозоологии.

Эксперт отметил, что палеонтологи в исследованиях работают с окаменелыми останками – следами древнейшей жизни, дошедшей до наших дней, сохранившейся в недрах слоев Земли. Умершее животное, погребенное осадочными породами, спустя время под воздействием химических реакций приобретает свойства камня.

При этом остатки организмов претерпевают изменения. Они могут быть уничтожены, их структура может измениться или может произойти замещение первичного вещества скелета более устойчивыми минералами. По словам спикера, чаще всего происходит ожелезнение, окремнение, фосфатизация, пиритизация и т.п.

«Глубина обнаружения ископаемых организмов различна. Учитывая, что с глубиной температура и давление повышаются, сохранность ископаемых существенно снижается. Наиболее хорошо сохраняются представители морской биоты, так как после гибели они погружаются в ил, выступающий в роли консерванта», – отметил Алексей Леднев.

Ученый подчеркнул, что российская палеонтология – фундаментальная наука, стоящая на границе крупных разделов биологии и геологии. Она дала очень много для понимания эволюционного развития Земли, она главный инструмент геологической съёмки, основа для разных направлений в геологии. По мнению спикера, в последнее время палеонтология хорошо иллюстрируется теорией Канта о «вещи в себе».

Изучением же останков динозавров занимается особый раздел палеонтологии – палеозоология. Проблема изучения, по мнению эксперта, связана с находкой, препарированием, выделением из скопления останков отдельных особей и их классификация.

«Что касается причин вымирания, то за всю историю Земли было несколько глобальных вымираний.  Одни связывают важнейшие геоисторические события с космическими ударами небесных тел, другие — с действием множественных экологических факторов.

Первые проще и эффектнее, поэтому и находятся в центре внимания, вторые сложны, неопределенны, во многом недоработаны и пока не могут претендовать на ведущую роль. Дарвин писал, что для объяснения вымирания динозавров нужно знать, как они жили», – заключил Алексей Леднев.

Палеонтолог о причинах вымирания динозавров и их современных «потомках»

Вадим Титов, палеонтолог, к.б.н., доцент кафедры зоологии АБиБ ЮФУ, ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН, рассказал о возможных причинах вымирания динозавров и назвал их «потомков», живущих в наше время.

Палеонтолог отметил, что на данный момент невозможно точно ответить, почему вымерли динозавры. Существует гипотеза, популярная в Северной Америке, о гибели динозавров в результате падения астероида Чиксулуб в районе полуострова Юкотан. Однако её нельзя считать основной причиной вымирания этой группы рептилий. Сегодня она активно поддерживается многими ненаучными или «полунаучными» изданиями, в том числе и у нас в стране.

Специалист отметил, что исчезновение динозавров стало только эпизодом одного из массовых вымираний на нашей планете и оно не происходило одномоментно – процесс этот длился несколько миллионов лет. В конце мелового периода (закончился приблизительно 66 млн. лет назад – Прим. ред.) происходили значительные изменения растительного покрова, ландшафта и климата: материки меняли своё положение, что затронуло океанические течения. Так произошло изменение климата: он стал более прохладным. В конце мела также произошло массовое извержение Деканских траппов на территории современного Индостана, что привело к выбросу в атмосферу большого количества углекислого и других газов.

«Падение известного метеорита стало как бы завершающим штрихом в общей картине трансформации животного и растительного миров – в первую очередь на территории Центральной и Северной Америки. Известно, что в конце мелового периода (около 66 млн лет назад) вымерли не только динозавры, но и большое количество других наземных и морских групп организмов: как позвоночных, так и беспозвоночных. Но при этом выжили многие родственники динозавров, например, крокодилы и птицы. Причём птицы в настоящее время – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных. Так что исчезновение динозавров, в узком смысле, – скорее закономерный процесс», – подчеркнул Вадим Титов.

Рассказчик отметил наличие генетической связи современных куриц и динозавров. Сама идея о близости генов куриц и динозавров пришла к нам из научно-популярного фильма BBC. Однако, буквально воспринимать этот сюжет не стоит. Они не являются прямыми родственниками, и помимо куриц в современном нам мире существуют и другие «потомки» динозавров.

Некоторые исследователи, которые используют кладистический метод анализа филогении (раздел биологии, изучающий эволюционное развитие, или филогинез, мира организмов. – Прим.ред), утверждают, что птицы – это современные динозавры. Действительно, палеонтологические данные напрямую указывают на то, что птицы – произошли от манирапторных динозавров в юрском периоде или даже в конце триасового периода.

«Всем известный представитель древних ящерохвостых птиц – археоптерикс – по сути, и является одним из динозавров, который начал осваивать воздушную среду. Все современные птицы, представители другого подкласса Веерохвостых птиц, отделились от ящерохвостых уже в меловом периоде. Поэтому среди современной фауны именно птицы генетически более близки к динозаврам, чем крокодилы», – подчеркнул Вадим Титов.

Вадим Титов также рассказал о вероятности воссоздания динозавров человеком. По мнению спикера, сделать это в том виде, в котором это представлено, например, в фильме «Парк юрского периода», никогда не удастся. Причина в том, что получить и расшифровать ДНК этих древних рептилий невозможно. Самые древние фрагменты ДНК, возрастом до 1 млн лет, палеогенетики изучают благодаря находкам из вечной мерзлоты. Все новости о получении фрагментов ДНК динозавров (в том числе и из янтаря) оказались результатами научных ошибок в результате т.н. контаминации изучаемых объектов, когда происходило загрязнение образцов фрагментами ДНК современных организмов, в том числе и самих исследователей.

«Но в настоящее время активно обсуждается другой, более реальный способ создания организмов, напоминающих древних существ. Современная генетика всё ближе подходит к возможности получения таких организмов путём редактирования геномов эволюционно близких существ. В нашем случае не исключено, что будут пытаться воссоздать внешний вид какого-нибудь некрупного динозавра, например, компсогната или геспероникса, путём преобразования генома именно курицы – как наиболее доступного и дешёвого лабораторного объекта», - рассказал Вадим Титов.

Другой вопрос, по мнению палеонтолога, – значение такого достижения в науке. Это может стать очень интересной научной задачей и отработкой методик. Однако для подобных проектов необходимо значительное финансирование. Как раз на воссоздание динозавра найдутся желающие пожертвовать значительные средства, отметил палеонтолог. Например, в настоящее время активно ведутся работы по воссозданию шерстистого мамонта, поскольку есть состоятельные люди, желающие увековечить себя таким образом.