Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.01.2022

Эксперты ЮФУ рассказали о студенчестве прошлого и настоящего

24.01.2022

В последнюю декаду января выпадает сразу несколько праздников, связанных с образованием. 21 января – международный День аспиранта, 24 января – международный День образования и 25 января – День студента.

Высшее образование в нашей стране за последние годы стало очень популярным: сегодня в России насчитывается приблизительно четыре миллиона студентов. В новой «Точке зрения» эксперты ЮФУ рассказали об истории появления высшего образования в России, современном студенчестве и о значении высшего образования в развитии науки страны.

Историк о жизни студентов в XIX-XX вв.

Мария Братолюбова, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории XX-XXI веков, рассказала об истории возникновения праздника российского студенчества и жизни студентов России XIX-XX веков.

Эксперт напомнила, что XVIII век стал началом образования российской системы образования, создания первых университетов. Указом Петра I 28 января 1724 г. был создан Академический Петербургский университет. Указ об основании Московского университета подписан императрицей Елизаветой Петровной 12(25) января 1755 г. Примером для создания первых российских университетов стали европейские университеты, но это не было слепым копированием. Российские вузы имели самобытные черты.

Мария Братолюбова отметила, что до середины XIX века в России не было общего студенческого праздника. Каждый университет имел свой день, когда студенты демонстрировали обществу свое академическое корпоративное единство. В Петербургском университете праздник проходил 8 февраля. Студенты Московского университета отмечали «Татьянин день» 12 января. Так как дата учреждения университета совпадала с днём святой мученицы Татьяны, именно она стала покровительницей российского студенчества. Регулярной традицией празднование дня святой Татьяны стало только в середине XIX века, после празднования столетнего юбилея Московского университета.

«Для поддержания общих научных интересов, общественной солидарности среди земляков, политической идентичности для единомышленников существовали различные студенческие организации. Общественная активность университетского студенчества начала ХХ века была достаточно высокой, молодое поколение вносило огромный вклад в развитие научной и культурной жизни городов России. Наличие в городе большого количества студентов резко повышало его интеллектуальный потенциал. Студенты университетов вписали себя в городское пространство, став заметной частью городской экономики, культуры и политики», - рассказала Мария Братолюбова.

Спикер подчеркнула, что студенческая корпорация представляла собой неотъемлемую часть «университетского города». Студенты российских университетов были тесно связаны с городом: снимали квартиры или комнаты, делали покупки, давали частные уроки, посещали театры и концерты, сотрудничали в благотворительных ассоциациях.  Ещё более прочную связь города и университета делали выпускники, которые оставались в нем, работали, создавали свои семьи. Одновременно такие выпускники в качестве учителей способствовали подъёму уровня местного школьного образования.

«Попадая в университет, молодой человек чувствовал себя словно в особом мире. Неудивительно, что многие студенты воспринимали лекцию профессора как откровение, а каждое его слово фиксировалось для печати по заказу студентов либо одним из них, либо специально нанятыми стенографистами – в университете была распространена практика литографических изданий, когда законспектированные лекции отдавались на просмотр автору, а после издавались литографическим способом ограниченным тиражом, примерно в 100-200 экземпляров», - отметила Мария Братолюбова.

Эксперт рассказала и о материальной стороне жизни студентов в начале XX века. Произошла демократизация социального состава студенческой корпорации, и доля студентов из привилегированных слоёв уменьшалась.  В материальном плане жизнь значительной части студенчества была непростой. Студенты снимали жилье, питались в столовой. Нужны были деньги на одежду, покупку книг. Минимальный бюджет студента составлял порядка 30 рублей в месяц. При этом заработная плата квалифицированного рабочего составляла 35-38 рублей в месяц. Плата за обучение составляла 50 руб. в год; по 25 рублей в семестр. Основная масса студентов состояла из скромных трудолюбивых людей весьма ограниченных средств. Поэтому значительная часть их подрабатывала репетиторством, частными уроками. Для студентов существовала обширная система стипендий: государственных, университетских, городских и частных. От платы за обучение освобождалось 15% студентов университета.

«Университет оказал огромное значение на демографическую компоненту культурной жизни, интенсивно умножая слой городской интеллигенции.  Студенческая молодежь на протяжении всей истории была ресурсом общества, его образовательным и интеллектуальным потенциалом», - резюмировала Мария Братолюбова.

Социолог о состоянии современного высшего образования в России

Ирина Богданова, социолог, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии, к.ф.н., рассказала о распространённости высшего образования в России, её причинах и наиболее популярных среди абитуриентов специальностях.

Эксперт отметила, что в сознании россиян немного засело такое понятие, как «массовизация образования»: многие думают, что почти 100% населения заканчивали высшее учебное заведение. Однако, по словам социолога, это не так. Статистика показывает, что в нашей стране высшее образование имеют только 35% людей возрастом 25-60 лет.

«В этом смысле мы с вами далеко не на первом месте: нас обгоняют такие страны, как Бельгия, Норвегия и США. Поэтому о массовизации образования пока речи не идет», - прокомментировала Ирина Богданова.

Спикер также подчеркнула, что за последнее десятилетие количество учебных заведений высшего образования в нашей стране сократилось на 40%: сегодня у нас действуют 607 государственных и 358 негосударственных вузов. При этом в России, по словам эксперта, несмотря на уменьшение общего количества студентов, насчитывается большое число обучающихся – более 4 млн.

«Я думаю, что эти цифры говорят сами за себя, о том, что высшее образование сегодня, конечно, востребовано. Каковы перспективы? Демографы и социологи говорят, что до 2024 года численность студентов будет, увы, уменьшаться. Но это уменьшение закончится к 2030-му году», – высказала предположение Ирина Богданова.

Эксперт также выделила основные причины, по которым люди поступают в вуз. На первом месте с большим отрывом располагаются самосовершенствование и самореализация. На втором – перспектива дальнейшего трудоустройства.  На третьем и четвертом – престиж профессии и достойный уровень жизни соответственно. Замыкает список основных причин - карьерный рост.

Специалист прокомментировала и список наиболее востребованных сегодня специальностей. В их число все также входит «тройка лидеров»: экономические, юридические и гуманитарные направления. Однако, по словам социолога, 2021 год внес свои коррективы. Так, на первом месте оказались IT-специальности, в которых преобладает информатика и прикладная математика. На втором – инженерные специальности. А уже на третьем – «тройка лидеров».

«Помимо этого всегда стабилен спрос на медицинские специальности. Можно отметить и новую тенденцию: у нас вырос интерес к лингвистическим направлениям. Также вырос интерес к рекламе, пиар-менеджменту, журналистике. Не могу не сказать об еще одном тренде – это биотехнологии. Особенно популярные биологические факультеты с последующей магистерской специализацией биотехнологии, биоэтики», - заключила Ирина Богданова.

Учёный о вкладе студентов в развитие науки

Владимир Гутерман, главный научный сотрудник химического факультета ЮФУ, д.х.н., профессор, рассказал о том, как студент может участвовать в развитии науки и какую роль для него играет такое участие в исследованиях.

Эксперт отметил, что студенту важно понимать, для чего он хочет заниматься научной деятельностью, так как для этого ему нужно будет выделить дополнительное время. При этом Владимир Гутерман отметил, что мотивация у студента может быть разной: интерес, желание достигнуть профессионализма в изучаемой сфере или просто попробовать себя в научной деятельности. Однако, мотивация должна присутствовать обязательно.

Также спикер подчеркнул, что не всем студентам обязательно нужно заниматься наукой. Для этой деятельности студент должен иметь желание, склонность к научной деятельности. Не все могут заниматься ей успешно, как и не все люди могут играть в театре или писать стихи.

«Наука похожа на пирамиду, по которой нужно взбираться на сияющие вершины, где тебя видно, где твои результаты воспринимаются другими учеными.  Но добираться ты начинаешь снизу, вряд ли сразу будет получаться хорошо», – отметил Владимир Гутерман.

Профессор рассказал, что предельного возраста для старта научной карьеры нет. Как только студент поймёт, что он справляется с учёбой и может выделить время и для научной деятельности, он может начать пробовать себя в новой сфере. На химическом факультете студенты часто начинают заниматься наукой со второго-третьего курса. Однако весьма вероятно, что, чем позже человек начнёт заниматься наукой, тем позже он достигнет значимых результатов.

Владимир Гутерман отметил, что в наше время материально обеспечить себя с помощью научной деятельности вполне возможно. При этом важно понимать, что результат приходит не сразу. Сначала необходимо обучиться, начать вносить реальный вклад в работу исследовательской команды.

«Сейчас существует много форм для поддержки молодёжи. В нашей области исследований это «Умник» (программа поддержки коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей – прим.), различные мини-гранты, командные гранты РНФ (Российского научного фонда – прим.). В системе этой поддержки возможен рост: от стипендии губернатора, например, до крупных командных и индивидуальных грантов. Важную роль играет команда, в которую вливается начинающий исследователь, актуальность тематики», – рассказал эксперт.

Студент о значении высшего образования в жизни человека

Карен Григорян, победитель конкурса «Студент ЮФУ-2021» в номинации «Молодой учёный в области инженерных наук», рассказал о современном студенчестве и значении этого этапа в жизни человека.

Спикер отметил, что студенты сегодня — это переходная стадия к зрелости. Это люди, которые, кроме изучения дисциплин, учатся выстраивать связи с окружающими и преодолевать разного рода сложности.

«Университет играет важную роль в современном образовании. Именно в университете студент становится высококвалифицированным специалистом, знающим своё дело», – отметил Карен Григорян.

Молодой учёный считает, что классическое высшее образование актуально до сих пор. В стенах университета многие люди заводят связи, которые помогают им в дальнейшей жизни. Получение нескольких высших образований также может иметь смысл, по мнению спикера. Имея несколько высших образований, человек получает возможность не ограничивать сферу своей деятельности и разнообразить свою жизнь.

Карен Григорян рассказал и о популярных традициях университетской жизни студентов.

«Например, посвящение в студенты. Это мероприятие проводится для новоиспеченных студентов. Мы ездим на это мероприятие каждый год, чтобы поздравить новых студентов. Ещё одна традиция – это «экватор». «Экватор» – представляет собой различные гуляния, которые проводятся при достижении половины срока обучения и многое другое», – поделился Карен Григорян.

По словам Карена, студенчество – это один из самых ярких периодов в жизни человека, от которого зависит его дальнейшая судьба.

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/67631

Дополнительные материалы по теме