Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Тищенко Светлана Александровна

+7(863) 218-40-00

Звание: Доцент

Степень: Кандидат биологических наук

Кафедра экологии и природопользования - Доцент

пр. Стачки 194/1, к. 805б

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/tischenko
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/tischenko

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.09.1995 - 30.06.2001)
    Почвоведение
    магистр
  • послевузовское образование: Ростовский государственный университет (01.11.2001 - 01.12.2004)
    аспирантура по специальности 03.00.27. "Почвоведение"
    кандидат биологических наук
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (09.12.2014 - 12.12.2014)
    "Система управления качеством работы диссертационных советов"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (27.04.2012 - 15.05.2012)
    "Инновационные методы проектирования информационной образовательной среды в учреждении высшего профессионального образования"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (15.04.2011 - 26.05.2011)
    "Применение мультимедийных и интерактивных технологий в учебном процессе"
  • повышение квалификации: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (18.05.2017 - 27.05.2017)
    "Проектирование и оценка фондов оценочных средств для образовательных результатов разного типа"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (10.11.2016 - 07.04.2017)
    "Управление и экономика в высшем образовании"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (27.11.2017 - 14.12.2017)
    "Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (14.06.2018 - 05.07.2018)
    "Электронные образовательные ресурсы и методика их использования в учебном процессе"
  • повышение квалификации: ФГБОУ ВП "Донской государственный технический университет" (20.04.2020 - 30.04.2020)
    "Использование цифровых технологий в почвоведении и экологии"
  • повышение квалификации: Национальный исследовательский Томский университет (25.05.2020 - 15.06.2020)
    on-line курс Coursera "Жизнь в почве"

Дата начала общего стажа: 11.01.2001

Стаж по специальности (в годах): 19

Преподаваемые дисциплины:

  • Науки о земле: физ. география; основы геологии, почвоведение (практические занятия)
    Цель преподавания дисциплины ; выработать у студентов глубокие и устойчивые знания о природных условиях Земли, взаимодействии природных комплексов, как результата развития компонентов географической оболочки, особенностях геосфер Земли, строении и составе Земли, эндогенных и экзогенных геологических процессов, факторах почвообразования и генезисе почв, особенностях почвенного покрова Земли, выработать умение ориентироваться в современной научной информации для последующего использования в научной и учебной деятельности.
  • Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду
    Цели освоения дисциплины: дать теоретические представления о различных видах экологических экспертиз и их процедуре, заложить у обучающихся основы знаний и выработать навыки по оценке воздействия на окружающую среду и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством.
  • Нормирование качества окружающей среды
    Цели освоения дисциплины: сформировать систему знаний о государственном регулировании хозяйственной, научно-производственной, рекреационной и иной разновидности деятельности, которая является гарантом сохранения благоприятной окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также обучить студентов методам и приемам нормирования, снижения и контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ на основе нормативных документов. Задачи: ; определить критерии оценки состояния экосистем; ; обеспечить осмысление нормирования качества окружающей природной среды как основы всей природоохранной деятельности и условий для прогнозирования будущего природной среды; ; изложить порядок нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу РФ, включая учет неблагоприятных метеорологических условий, а также порядок нормирования сбросов в водные объекты РФ.
  • Природопользование и устойчивое развитие
    Цели освоения дисциплины (модуля): формирование углубленных знаний, умений и навыков в области природопользования. Задачи: обеспечить усвоение углубленных знаний основных принципов (правил) рационального природопользования, охраны природы и устойчивого развития на основе фундаментальных законов общей экологии; сформировать умения ставить и решать научно-исследовательские задачи в области природопользования и устойчивого развития, прогнозировать экологические последствия природопользования, выбирать оптимальные пути природопользования. сформировать навыки научно-исследовательской работы в области природопользования и устойчивого развития, планирования мероприятий по охране окружающей среды и рационализации природопользования, ведения просветительской, воспитательной и педагогической деятельности в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
  • Учебная практика по получение первичных профессиональных навыков
    Целями учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются закрепление теоретических знаний полученных студентами, углубление теоретической подготовки и приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Задачами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются: научить студентов творчески применять полученные знания об объектах живой природы в практической деятельности; изучение связей между особенностями условий среды и жизнедеятельностью различных видов сообществ; овладение полевыми, лабораторными и экспериментальными методами изучения природных экосистем; оценка влияния на состояние экосистемы (биогеоценоза) антропогенных факторов; воспитание у студентов бережного отношения к природе, способствование формированию естественнонаучного мировоззрения; развитие у студентов наблюдательности, умения анализировать материал, формирование навыков самостоятельной творческой работы.
  • Экология
    Цели освоения дисциплины: формирование базовых знаний, умений и навыков в области экологии, повышение экологической грамотности. Задачи: обеспечить усвоение базовых знаний об экологических системах разного уровня (экология особей, популяций, сообществ, экосистем) с позиций системного подхода, законов экологии как теоретическом фундаменте рационального природопользования, охраны природы и устойчивого развития человечества; сформировать экоцентрическое мировоззрение; сформировать умения ставить и решать научно-исследовательские задачи в области экологии, прогнозировать экологические последствия, выбирать оптимальные пути решения экологических проблем; сформировать навыки ведения просветительской, воспитательной и педагогической деятельности в области экологии.
  • Практикум по профилю биоразнообразие и экологии
    Цель ; научить студента понимать место растительных сообществ в биогеоценозе или экосистеме и их роль в системе материально-энергетического обмена, а также ознакомить студентов экологов с основными методическими подходами, с существующими в микробиологии для изучения группового состава микроорганизмов, слагающих микробоценоз и методами определения микробиологической активности. Задачи: ; дать студентам представление об общепринятых методах изучения фитоценозов, а именно, их флористического разнообразия, морфологического строения и первичной продуктивности; ; научить студентов приемам обработки результатов полевых и лабораторных исследований, интерпретации полученных данных; ; дать представление о методах биологической индикации естественных и антропогенно нарушенных экосистем; ; изучить взаимоотношения, складывающиеся между отдельными микроорганизмами, между микроорганизмами и растениями и между микроорганизмами и животными; ; привить студентам взгляд на экосистему как на единое надорганизменное структурно-функциональное целое и показать, как различные показатели могут быть использованы для определения состояния и прогноза поведения экосистем.

Дополнительная информация:

Закончила Ростовский государственный университет, биолого-почвенный ф-т, каф. почвоведения и агрохимии, 2001 г., Магистр почвоведения по направлению "Почвоведение"
К.б.н. по специальности 03.00.27. - "Почвоведение", срок обучения в аспирантуре - с 01.11.2001 по 01.12.2004; диссертация на тему "Изменение черноземов Нижнего Дона при локальном переувлажнении", дата защиты - 03.12.2004 г.

В 2017 году приказом Министерства образования и науки РФ N 865/нк от 11.08.2017 присвоено ученое звание доцента по специальности "Почвоведение (биологические науки)".
С 11.01.2001 - 01.11.2006 - ст. лаборант каф. экологии и природопользования РГУ,  01.11.2006 - 01.06.2012 - ассистент каф. экологии и природопользования ЮФУ,  с 01.06.2012 - по настоящее время - доцент каф. экологии и природопользования ЮФУ.

Общий стаж работы - 19 лет; стаж научно-педагогической работы в ЮФУ - 17 лет; в должности доцента - 8 лет.

Образовательная деятельсть: Тищенко С.А. разработала и в настоящее время читает ряд дисциплин для студентов бакалавриата и магистратуры Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского: "Науки о земле: физическая география, основы геологии, почвоведение", "Экологическая экспертиза, нормирование и ОВОС", "Экологическая экспертиза". Ведет практические занятия по дисциплинам: "Практикум по биоразнообразию и экологии", "Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков", "Природопользование", "Экологическая экспертиза и ОВОС", "Науки о земле: физическая география, основы геологии, почвоведение". Участвует в организации и проведении летних учебных практик студентов бакалавриата и магистратуры. Является руководителем курсовых, выпускных работ и магистерских диссертаций.

Направленность научной работы: экологическое состояние черноземов Нижнего Дона при возникновении и развитии вторичного гидроморфизма, биоиндикация нарушенных экосистем.

Публикации: Автор более 100 научных и учебно-методических работ, в т.ч. 17 статей в журналах из списка ВАК и баз Web of Sciense и Scopus, 1 монографии (в соавторстве), 1 практикума (в соавторстве), 16 учебных и учебно-методических пособий и глав в учебниках.

Награды: Лауреат премии молодым ученым ЮФУ, занимающихся научной и инновационнной деятельностью, 2011 г., медаль Общества почвоведов им. В.В.Докучаева за организацию и проведение V Всероссийского съезда Общества почвоведов в Ростове-на-Дону в 2008 году. Специальная стипендия Правительства Российской Федерации, 2003 г. Стипендия Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, 2001 г. 

Член Общества почвоведов им. В.В. Докучаева. Член Международного гуминового общества (The International Humic Substances Society). Член Международного общества токсикологии и химии окружающей среды (The Society of Enviromental Toxicology and Chemistry), Член оргкомитета V Всероссийского Съезда общества почвоведов им. В.В. Докучаева (август, 2008 г.). Член оргкомитета Международной конференции: "Экология и биология почв" (2004-2006 гг., 2014 г.). Член Оргкомитета (секретарь конференции) Международной нучной конференции "Современное состояние черноземов" (2013 г.), Член Экологического общества ЮФУ. 

Научная деятельность: Ежегодно участвует в работах по ряду научно-исследовательских программ и грантов, в том числе грантах РФФИ, "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", Грантах Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ, государственного задания в сфере научной деятельности.

Общественная деятельность: Руководитель образовательной программы "Экология" на 2017-2019 гг. (уровень магистратуры). Проводит активную работу со школьниками: председатель секции "Экологический мониторинг" ДАНЮИ, председатель секции N3 городской экологической конференции школьников, проводит консультации для школьников и учителей по организации научных исследований, сотрудничество с центром одаренных детей "Дар". Член жюри конкурса Мир Биологии, Олимпиады по Биологии для поступающих в магистратуру, член методической комиссии Олимпиады ЮФУ для школьников по биологии.