Сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ исследовали показатели адаптации человека в «Перевёрнутом доме» парка Октябрьской революции Ростова-на-Дону. Они показали, как изменение привычных условий среды и нахождение «вне зоны комфорта» влияет на поведение человека, его когнитивные функции и функциональное состояние.
Личностные ресурсы человека на протяжении столетий остаются важнейшим фактором для новых достижений и успехов, основным общественным потенциалом. Не случайно их развитию уделяется большое внимание экономистами, социологами, философами, педагогами, психологами, физиологами. В развитии личностного потенциала большую роль играют врожденные и приобретенные эндогенные и экзогенные факторы: пол, возраст, функциональное состояние организма, индивидуально-типологические особенности, условия обучения, характер среды и другие.
«В последние годы на практике появляется все больше данных о возможности «перезагрузки», актуализации личностных ресурсов при нахождении человека в нетипичных, непривычных для него, порой даже экстремальных, условиях. Выход из зоны комфорта провоцирует человека к изменениям, которые, в свою очередь, повышают его адаптивные возможности, способствуют развитию его интеллектуального и творческого потенциала. Однако исследования, посвященные проверке этого положения, носят единичный характер из-за трудностей моделирования таких условий», – рассказала главный научный сотрудник АПиП ЮФУ, руководитель Научно-исследовательской лаборатории теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями, доцент Людмила Дикая.
Сотрудники Научно-исследовательской лаборатории теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями Академии психологии и педагогики ЮФУ Валерия Егорова, Евгений Мелещенко, Виктория Рыжова под руководством доцента Людмилы Дикой. исследовали адаптацию человека к изменению условий его нахождения на примере интерактивного пространства «Перевернутый дом». Эксперимент проводился летом 2022 года в парке Октябрьской революции Ростова-на-Дону в здании, спроектированном компанией Культ-Строй под специальным уклоном в двух плоскостях 10° и 13°.
Эксперты выявили, что в измененных условиях у всех участников эксперимента повышается гибкость и оригинальность мышления. При этом, у взрослых число предложенных идей повышается, а у детей понижается по сравнению с условиями выполнения этого задания вне данного пространства. Кроме того, около половины респондентов в ходе эксперимента чувствовали себя хорошо и испытывали интерес к новым ощущениям: больше всего измененное пространство увлекало подростков.
«Участники разных возрастных групп по-разному адаптировались к незнакомым условиям. Таким образом, более 80% посетителей привыкали к интерактивному пространству в течение первых пяти минут, из их 47% в течение первой минуты. Наиболее легко адаптация далась участникам в возрасте 14–16 лет (80%), а тяжело — в возрасте 20–23 лет (50%)», – отметила Людмила Дикая.
Также ученые обнаружили сильное изменение электрической активности коры мозга у людей в возрасте 20–23 лет до и после посещения перевернутого пространства, которая не прослеживалась у детей младшего возраста. По словам экспертов, такая разница может быть связана с более высокой ригидностью взрослых по сравнению с детьми.
В то же время при создании оригинальных решений у всех участников исследования наблюдается большая активация теменно-затылочных областей коры мозга и активация процессов предвнимания. По мнению ученых, это связано с перестройкой мозговых функциональных систем – они «перенастраиваются» под выполнение творческих заданий.
Результаты исследования позволяют говорить о возможности развития креативности в условиях новой модели непривычной среды. Именно в такой ситуации человеку необходима актуализация творческих ресурсов, поскольку у него нет опыта поведения в таких условиях. Следовательно, именно в непривычной для человека среде ему легче отказаться от привычных шаблонов и стереотипов, которые могут стать барьерами для нахождения эффективного решения. Полученные данные можно будет применять в сфере образования, психокоррекции и психотерапии, а также в сфере игровой индустрии при проектировании подобных объектов с пользой для населения.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70118