Туризм играет значительную роль в развитии регионов России, так как выступает одним из источников формирования доходов территорий, а также выступает драйвером в благоустройстве и расширении инфраструктуры городов и сел нашей страны.
В 2019 году постановлением Правительства Ростовской области была разработана и утверждена региональная программа «Развитие культуры и туризма», которую донское правительство планирует реализовать до 2030 года.
В нашей постоянной рубрике «Точка зрения ЮФУ» мы решили выяснить, как же развивается туризм на Дону. Эксперты ЮФУ: экономист, историк и специалист по туризму рассказали о перспективах развития туристической отрасли в Ростовской области.
Специалист в области туризма о перспективах отрасли
Роман Сухов, заведующий кафедрой туризма ЮФУ, доцент, кандидат географических наук, отметил, что на территории Ростовской области есть несколько харизматичных туристских центров, мало известных широкой аудитории. Например, хутор Старозолотовский в Константиновском районе. Немногие знают, что он входит в ассоциацию «Самые красивые деревни и городки России». Также на его территории находится этнографический музей «Тихий Дон», воссоздающий хутор, в котором жили семьи героев романа Михаила Шолохова.
Также очень интересным местом является винодельня «Эльбузд» в Азовском районе. На ее территории можно полюбоваться виноградниками, узнать о технологиях производства вина и продегустировать качественные вина, произведенные в этом регионе. Это те точки роста, которые имеют огромный потенциал, но пока мало доступны массовому туристу из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Конечно, следует отметить и известные бренды: Таганрог и его великолепный театр им. А.П. Чехова, Азов, станицу Старочеркасскую, которая становится настоящей точкой притяжения для проведения выходных дней на берегу Дона в окружении памятников донской истории.
На вопрос о том, что может Ростовская область предложить в ближайшем будущем, и что нужно сделать, чтобы туристский поток вырос в разы, а Ростовская область стала одним из туристских центров страны, эксперт ответил:
«Свою ресурсную базу необходимо оценивать объективно, но с любовью. Весьма привлекательной может стать эногастрономическая тематика программ. У нас есть прекрасные винодельческие хозяйства в долине Дона и уникальная кухня. И если эти две составляющие красиво упаковать, предлагать в осенне-летний сезон, то можно получить уникальный продукт, у которого будет не так уж и много конкурентов в России. Но для этого необходимо поддерживать и сами винодельческие хозяйства и транспортную инфраструктуру, и отельную базу, которые слабо развиты в сельской местности», – подчеркнул Роман Игоревич.
Специалисты ЮФУ, в первую очередь, готовят кадры для туристской индустрии Дона: отельеров, работников туристских компаний, экскурсоводов, рестораторов и других специалистов. Подготовкой кадров занимается структурное подразделение ЮФУ – Высшая школа бизнеса.
Кроме того, осуществляется научная поддержка отрасли: изучается ресурсная база региона, экономические аспекты туризма. Все это позволяет посмотреть на туризм комплексно и объективно.
ЮФУ предлагает полный пакет образовательных программ, что уникально даже в масштабах России. Бакалавриат и магистратура представлены направлениями подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис». Есть как бюджетные, так и коммерческие места, что делает образование доступным абсолютно для всех, а также ведется обучение по международной магистерской программе «Ecosystems of Tourism, Service and Hospitality» на английском языке.
Экономист о развитии туристического бренда Дона
Ольга Белокрылова, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ рассказала, сможет ли регион, продвигая туристическую отрасль, развить экономику, как это делается в некоторых государствах, создавая новые рабочие места, повышая уровень зарплат и улучшая инфраструктуру.
По словам эксперта, в развитии внутреннего туризма России и региона в ближайшие несколько лет ожидается бум. Этому способствовало сразу несколько причин, среди которых продажи туров с кэшбэком в 2020 и 2021 годах и достаточно сложная эпидемиологическая и экономическая ситуация в мире, благодаря чему популярность отечественного туризма возрастает.
Так, по словам Ольги Спиридоновны, в 2019 году (до пандемии) Ростовскую область посетило 1,5 млн туристов (туристский ресурс Дона включает до 800 туробъектов). А уже летом 2020 года число туристов на Дону увеличилось на 30%. Однако доходы от туризма составляют еще лишь 1,2 % валового регионального продукта.
«Конечно, наряду с этим, чисто экономическим показателем, туризм имеет и другие положительные эффекты: стимулирует развитие местной экономики – гостиницы, инфраструктура, народные промыслы, способствует укреплению взаимосвязей между народами, сохраняет местные традиции (станица Старочеркасская), повышает уровень доходов и качество жизни населения, создает новые рабочие места не только в собственно туриндустрии, но и в комплементарных сферах – гостиничный, ресторанный бизнес, производство продуктов питания, торговля, сфера услуг, в том числе досуговых – парки, театры, квесты, способствует финансированию нерентабальных объектов», – добавила экономист.
Безусловно, отметила эксперт, развитый туризм имеет много положительных эффектов, однако для этого необходимо продвигать имидж региона. Конечно, в настоящее время российская туриндустрия объективно вынуждена концентрироваться на продвижении внутренних турпродуктов, что дает шанс Донскому краю расширить свою туристскую нишу.
«Наиболее перспективными для Ростовской области в условиях высокой урбанизации России являются менее развитые, по сравнению с традиционными видами, экологический и агротуризм», – рассказала Ольга Белокрылова.
Экологический туризм – удовлетворяет потребности туристов в созерцании природы, сохраняя для будущих поколений местные уникальные природные объекты. Развитие экологического туризма способствуют росту благосостояния территорий и экологической грамотности населения.
Вторым перспективным для Ростовской области как индустриально-аграрного региона является агротуризм. Анализ зарубежного опыта показывает, что частичный переход фермеров и мастеров народных промыслов из области производства в область туристических услуг, возникает именно в период экономических трудностей, каким и является пандемия.
«Таким образом, в настоящее время, особенно в пандемических условиях, четко прослеживается тренд увеличения турпотока с агро- и экологической направленностью, но его закрепление требует создания органа, отвечающего за "зеленый" туризм в правительстве области, продвижения региона на турвыставках, в том числе их организация в Ростове совместно в Ростуризмом, создания региональной цифровой платформы, концентрирующей всю информацию о туристическом потенциале региона, представления в СМИ, интернете агро- и экотурпродуктов, разработки и представления губернатору Василию Голубеву как члену правительственной комиссии по развитию туризма в России соответствующих материалов по развитию агро- и экотуризма на Дону», – подытожила Ольга Спиридоновна.
Для того, чтобы привлечь туристов на Дон также, по оценке экспертов, необходимо оценить перспективы развития туристского кластера Ростовской области, выявить источники финансирования, в частности, через привлечение частных инвесторов, в том числе из-за рубежа и выпуска «зеленых» облигаций, необходимо провести скрупулезный мониторинг и инвентаризацию природных объектов региона, выявить наиболее перспективные объекты «зеленого» туризма на основе анализа их сильных и слабых сторон, SWOT-анализа, начиная от пеших прогулок (скандинавская ходьба) и заканчивая ездой на внедорожниках вдалеке от цивилизации, провести туроперейтинг туристских продуктов с агро- и экологической компонентой из разных городов России в направлении Ростовской области, разработать программы туров, включая транспортную доставку, экскурсии по близлежащим городам, посещение объектов экотуризма, других достопримечательностей, гостиницы с определением временных и финансовых затрат, создать устойчивый туристский продукт с экологической компонентой под названием «Природа Дона».
Кстати, экономисты подсчитали, что увеличение общего туристского потока в регион обеспечит рост доли туризма в ВРП, например увеличение общего туристского потока организаций на 1% от своего среднего уровня увеличит долю туризма в ВРП на 22,06 %.
Историк о примечательных исторических местах области
Мария Братолюбова, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории XX-XXI вв. ИИМО ЮФУ рассказала об историческом наследии и достопримечательностях Ростовской области, которые могут стать интересными для отечественных и иностранных туристов.
По словам историка, Ростов-на-Дону и Ростовская область обладают уникальным историко-культурным наследием, значительная часть которого популярна и широко востребована в сфере интеллектуального туризма (туризм с познавательными целями, а не просто форма досуга). Но значительная часть потенциала, способного увеличить привлекательность донского региона для внутреннего туризма, еще не раскрыта. Интеллектуальный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространённых типов туризма.
«У Ростова есть свое своеобразие, у нас сохранились не просто отдельные здания, а целые фрагменты исторической среды. В центре города есть кварталы исторических домов дореволюционной застройки. И в этом уникальность нашего города. Эту историческую среду надо сохранить!» – поделилась Мария Братолюбова.
Эксперт считает, что интересных локаций, которые могут стать объектами экскурсионных маршрутов, в городе много. Например, промышленная архитектура – недооцененный пласт в городе. Ростов-на-Дону строился как торговый и мастеровой город. По мере развития капитализма на берегах Дона вырастали фабрики, мельницы и склады. В те времена эти сооружения не были типовыми и сугубо функциональными строениями. Их создавали по индивидуальным проектам городские зодчие. Поэтому, интересно было бы познакомиться с самыми известными промышленными зданиями и узнать о тех, которые, к сожалению, были утрачены.
К таким произведениям промышленного зодчества, по словам Марии Викторовны, можно отнести комплекс зданий табачной фабрики В.И. Асмолова, здание табачной фабрики братьев И. и А. Асланиди, комплекс казенных винных складов на Буденновском. К сожалению, такие объекты со временем исчезают. От мельницы Парамонова начала ХХ века (Береговая, 71-75) осталось только одно здание, а на месте писчебумажной фабрики И.С. Панченко появится жилой комплекс. Угроза нависла и над знаменитым комплексом складских сооружений XIX века в Ростове-на-Дону (так называемые «Парамоновские склады»). Есть и пример удачной реконструкции старых фабрик с приспособлением под любые современные нужды – это табачная фабрика Асмоловых.
Как рассказала историк, Южный федеральный университет также участвует в программах развития внутреннего туризма. На базе Института истории и международных отношений ЮФУ уже много лет реализуется проект «Открой Ростов». Это образовательно-просветительский проект в сфере популяризации историко-культурного наследия Ростова-на-Дону. Проект включает в себя подготовку экскурсоводов из числа студентов ЮФУ, организацию и проведение бесплатных тематических экскурсий для молодежи города.
«Специально для развития интеллектуального туризма в Ростове и области преподаватели ИИМО ЮФУ разработали программу дополнительного образования «Организация экскурсионного дела в сфере регионального туризма и краеведения». Она рассчитана на учителей школ, музейных работников, сотрудников туристических агентств и всех желающих», – также рассказала Мария Братолюбова.
Кроме того, студенты ЮФУ проводят бесплатные тематические экскурсии весной и осенью для всех желающих.
Автор: Валерия Топольскова
фото из открытых источников сети интернет
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/66190