В предыдущих публикациях, посвященных 450-летию Войска Донского мы коснулись вопросов становления казачества, пытались разобраться в сути этого явления, его уникальности.
25 октября в России отмечается день окончания Гражданской войны. Сегодня мы поговорим об истории Донского казачества после Октябрьской революции. И в этом нам поможет к.и.н, доцент кафедры отечественной истории Института истории и международных отношений ЮФУ Антон Аверьянов.
Почему Донская республика не смогла удержаться в годы Гражданской войны и победу одержали большевики
Донская республика, или Всевеликое войско Донское, провозглашенная в мае 1918 года, входила в широкую коалицию антибольшевистских сил во время Гражданской войны в России. Она была её важнейшей и крупнейшей составляющей на Юге России вместе с Добровольческой армией под командованием генерала Антона Ивановича Деникина. Их связывали сложные и противоречивые отношения. Например, генерал Петр Николаевич Краснов, избранный атаманом в мае 1918 г. на Круге спасения Дона, ориентировался на Германию, а Деникин и «добровольцы» на Антанту. Здесь же можно отметить соперничество за власть между руководством Казачьей республики и Добровольческой армии. Однако поражение Германии в Первой мировой войне и необходимость объединения усилий в борьбе с советской властью обусловили объединение казаков и «добровольцев» в январе 1919 года в составе Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Именно ВСЮР предприняли широкомасштабное наступление на Москву летом-осенью 1919 года и добились наибольших успехов в период Гражданской войны. Однако Москву взять не удалось и в конце 1919 – начале 1920 гг. ВСЮР оставили практически всю территорию Юга России, эвакуировавшись в марте 1920 г. из Новороссийска в Крым. В начале 1920 года прекратила своё существование Донская республика. Её последним атаманом стал Африкан Петрович Богаевский.
«Если говорить о причинах поражения Донской республики, то необходимо отметить гораздо более скромные экономические и людские ресурсы, которыми обладал Юг России по сравнению с территориями, которые находились под контролем Советской республики. Именно в центральных губерниях находилась большая часть всего промышленного потенциала России, тогда как Юг России был преимущественно аграрным и зависел от поставок вооружений от внешних сил. Нужно учитывать и «местечковый» менталитет казаков, которые не хотели воевать за пределами Дона, считая, что их основная роль ограничивалась изгнанием большевиков из региона. Кроме того, казаки устали от войны, которая шла шесть лет и им хотелось быстрее возвратиться к мирной жизни. К числу неблагоприятных для Казачьей республики факторов можно отнести и неоднородный состав населения Дона, где кроме казаков, которые, кстати, к этому времени составляли менее половины населения региона, проживало многочисленное иногороднее крестьянское население, претендовавшее на землю, которой владели казаки. Многочисленное крестьянство стало главной социальной опорой советской власти на Дону. Не стоит сбрасывать со счетов и социальные противоречия внутри казачьей среды – между зажиточными и бедными казаками. Часть казаков воевала в составе Красной армии», - отметил Антон Аверьянов.
По словам историка, количество донских казаков, покинувших родные земли и ушедших в эмиграцию, до сих пор вызывают споры историков. Приводятся данные, что Дон покинуло около полумиллиона казаков и членов их семей. Однако, несмотря на это казаки по-прежнему составляли многочисленную часть населения Дона, с которыми новая власть была вынуждена считаться. И уже с середины 1920-х годов началась политика «лицом к казачеству», направленная на интеграцию казаков в советское общество.
Влияние «расказачивания» на исчезновение казаков как сословия
«Здесь необходимо разобраться в том, что же такое «расказачивание». Это, прежде всего, лишение казаков их сословных привилегий, которыми они обладали до революции 1917 года. Главная из них – монопольное владение землёй. Остальные составляющие расказачивания, в том числе запрет на ношение оружия, традиционных элементов казачьего костюма, например, лампасов – сопутствующие элементы расказачивания, от которых стали отказываться уже в середины 1920-х годов. Нужно сказать, что о необходимости пересмотра роли и статуса казачества начали говорить еще в Российской империи – в период реформ Александра II в 1860-1870-е гг., когда в России динамично стал развиваться капитализм. Российское общество модернизировалось ускоренными темпами. А система владения землёй на Дону – земля в обмен на службу – носила в значительной степени феодальный характер. Такая система могла стать тормозом для хозяйственного развития всего Юга России», - подчеркнул Антон Аверьянов.
Казаки ревностно относились к своему эксклюзивному праву владения землей, тем более что в условиях развития капиталистических отношений они не выдерживали конкуренции с передовыми крестьянскими хозяйствами. Например, казаки традиционно селились на берегах рек, которые веками были главными транспортными артериями. Но с развитием железнодорожного транспорта, это преимущество стало сходить на нет. В более выигрышном положении оказались крестьянские сёла, расположенные недалеко от железнодорожных станций, перекрёстков дорог и т.д. Стали нарастать противоречия между активно мигрирующими на Дон крестьянами из разных губерний России и казаками. Казаки прекрасно понимали, что единственным способом удержать своё доминирующее положение в обществе, было сохранение своих сословных прав.
«Также стоит сказать, что развитие капиталистических отношений способствовало имущественному расслоению среди самого казачества. Многим казачьим семьям становилось не по карману снарядить казака на службу. Все эти вопросы не были решены до революции и решать их пришлось уже советской власти. Естественно, что в новых социальных, политических и хозяйственных условиях развития советского общества казачество в том виде, в котором оно существовало до революции, оставаться не могло», - добавил историк.
Скорость преобразований и социальных изменений в обществе после революции обусловливали их радикальный характер. Расказачивание сопровождалось различными силовыми и репрессивными практиками. Здесь, безусловно, можно говорить пристрастном отношении к казачеству со стороны части советских функционеров как в центре, так и на местах. Однако довольно скоро советская власть поняла, что казачество представляет значительную силу и с ней надо считаться. Уже с середины 1920-х годов стала проводиться политика «лицом к казачеству», сопровождающаяся постепенной реабилитацией казачества, наделением его избирательными правами, частичным разрешением служить в армии и т.д. Это был сложный и противоречивый процесс. Однако, в итоге, большинство казаков было интегрировано в советское общество на правах его полноправных граждан.
Фото из открытых источников сети интернет
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/63849