Казачество в России зародилось много веков назад. Из военного сообщества оно сформировалось в отдельную прослойку общества. До сих пор эксперты не могут прийти к единому мнению: можно ли считать казачество этносом либо особым явлением или же определенным сословием. Историки Южного федерального университета также имеют свою позицию при ответе на данный вопрос.
Почему казачество не этнос
«Этническая самоидентификация - личный выбор человека, государство и общество не должно ничего навязывать. Что касается происхождения, то по источникам прослеживается тесная связь донских казаков с русским народом, как и запорожцев - с украинским. Восточнославянские корни казачества преобладают. Вместе с тем казачество было пестрым в этническом отношении», - считает д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Николай Мининков.
По словам историка, среди донского казачества имеется большая группа казаков-калмыков. До 70-х гг. XIX в. проживала группа казаков-татар, которые затем эмигрировали в Турцию. В XVII в. по источникам известны вообще «донские татары». Это донские казаки, сохранявшие мусульманскую веру и свои имена. Вообще этническое происхождение отдельных казаков рассматривалось в литературе. Помимо казаков восточнославянского происхождения (украинцы по происхождению - казаки Черноморского казачьего войска, которое стало основной частью кубанского казачества), калмыков, представителей тюркских народов имеются казаки и другого происхождения.
«Считаю мифом версию о происхождении казачества в глубокой древности (Е.П.Савельев), взгляд на казачество как на особый этнос, не относящийся к русскому народу. О тенденции превращения казачества в субэтнос до революции говорить можно, она имелась, ее признавал выдающийся историк казачества В.Н.Королев, работавший в ЮФУ, но революция и гражданская война прервали этот процесс. Нельзя также говорить о происхождении казачества только за счет бегства крепостных и холопов. Уход крепостных из внутренней России на Дон с принятием этих людей в казаки действительно имел место и усилился после принятия Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.», - добавил Николай Александрович.
Как уточнил Николай Мининков, на самом деле процесс формирования казачества был значительно сложнее. Источники позволяют нередко проследить происхождение некоторых казаков XVII в., как правило, они были выходцами из служилых людей по прибору. Во второй половине XVII в. в источниках встречается все больше донских казаков во втором поколении.
«Вопрос о принадлежности казачества к отдельному этносу столь категорично историческая наука сегодня не ставит. Более того, считаю такую постановку некорректной саму по себе. О каких казаках, в таком случае, идет речь? Казачество само по себе являлось исключительно неоднородным в этническом, в культурном и в иных отношениях. Безусловно, сословная и иная замкнутость стала со временем характеризовать донское и другие казачьи Войска, его непростые отношения с так называемыми иногородними и прочими категориями. Со временем стали ограничиваться источники пополнения казачьих групп извне, пусть даже из числа славян», - Дмитрий Сень, д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ.
Как отметил Дмитрий Сень, с другой стороны, еще в XVIII в. российское самодержавие сильно не препятствовало иноэтничному пополнению (опять же – извне) для самых разных казачьих Войск, зачисляя в них представителей самых разных народов – калмыков, ногайцев, татар, кабардинцев и других. В целом же стоит отметить, что казачество – это не исключительный для истории культурный феномен, скажем, присущий только России. При этом, исключительно разнообразным стоит признать состав самого российского казачества – полиэтничного и поликонфессионального, органично сочетавшего в себе культуру межэтнических контактов и не всегда выражавшего волю одних лишь государственных институтов. И, конечно, не стоит забывать о том, что казачество постоянно трансформировалось – поэтому, скажем, донские казаки второй половины XVI в. и XVIII в. – это разные общности или, говоря другими словами, разные донские казаки. Тут, к примеру, принципиальной являлась разница между их «вольным», в первом случае, и «служилым», во втором случае статусом.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории XX-XXI веков Антон Аверьянов дополнил, что до революции казачество определялось сословной принадлежностью. Казаки были одним из сословий (как дворянство, мещанство, духовенство, купечество и др.) со своими четко регламентированными правами и обязанностями.
«Если в более ранние времена – XVI-XVII веках - стать казаком можно было достаточно просто (малочисленные казачьи сообщества в условиях постоянно военной опасности нуждались в притоке новых людей), то с течением времени - к XIX веку - по мере интеграции казачества в социальную и государственно-правовую систему Российской империи, по мере наделения казаков определенными привилегиями, наконец, по мере роста населения и исчерпания земельных ресурсов, казачество превратилось в замкнутую социальную структуру, которая четко отделяла себя от окружающего населения и оберегала свою корпоративную принадлежность. Теперь определяющее значение имело происхождение – рождение от казака и казачки. Хотя формально в казачье сословие мог по-прежнему вступить любой подданный, массовый прием в казаки, как это было раньше, прекратился», - рассказал Антон Аверьянов.
По словам специалиста, в советское время, казачество, лишенное эксклюзивного права владения землей, трансформировалось в этнокультурную группу, самосознание которой постепенно размывалось. Хотя в сельской местности казачье самосознание, многие традиции и обычаи сохранились. На современном этапе идёт процесс поиска места казачества в обществе, его уникальной социальной ниши. Ключевой выступает идея служения обществу и государству.
Российское казачество – неуникальное явление
Как рассказали историки, оказывается, российское казачество – неуникальное явление. В средние века такие воинственные группировки возникали и на территории других стран. Но они со временем не достигли такого развития и вовлеченности в дела государства, как российское казачество.
Так, Николай Мининков отметил, что на подобные явления указывал исследователь истории России и Украины, истории казачества А. Каппелер родом из Вены. Подобная группа существовала в Венгрии с XV в. и была известна в качестве гайдуков. Османская империя также использовала на границе с Венгрией, а позже с империей Габсбургов военизированное население. В конце XIX в. ученый из США Ф. Д. Тернер сформулировал теорию фронтира, ныне хорошо известную у нас. В качестве такого населения, которое продвигалась на Запад, он называл пионеров, ковбоев, трапперов. Все эти группы А. Каппелер сопоставлял с казачеством, признавая, что такое сопоставление относительно (Каппелер А. Казачество. История и легенды. Пер. с нем. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. С.81-85).
Дмитрий Сень также считает, что казачество – не есть исключительный российский феномен. Напрасно, помимо того, идеализировать отношения между казаками и властью – на всем протяжении их крайне «неровных» взаимоотношений. Российское казачество – необязательно и далеко не всегда русское по своему этническому составу, не всегда православное (а также – буддисты, мусульмане), не всегда верное царизму и прочее. Утверждать обратное – значит, намеренно не замечать многообразия внутренних составляющих казачества, значения его собственной культуры и особого взгляда самих казаков на мир и на государственную власть, выхолащивать историю казачества в угоду мифологическим и иным псевдонаучным конструктам. Нельзя генерализировать значение одного лишь «москвоцентричного» взгляда в жизни казаков, скажем, XVI–XVII вв. К примеру, донцы, активно взаимодействовали с разными народами и государствами Европы и Востока, а их военно-политические интересы далеко не всегда совпадали с целями московской дипломатии.
«Историю российского казачества уместно рассматривать на фоне мировой истории и других, аналогичных парамилитарных (военизированных) сообществ – граничар, ускоков и пр. Безусловно, ранние казаки – это явление, более органичное для восточного, в том числе тюркского мира, чем для славянского мира. В частности, речь идет о ногайских казаках, казаках Золотой Орды, азовских казаках и других. К слову, многие крайности разных подходов, при описании культурных характеристик казачества и разных векторов его исторического развития, успешно преодолены в новейших монографиях – «Казачество в тюркском и славянском мирах» (Казань, 2018) и «История донского казачества» в трех томах (Ростов-на-Дону, 2020)», - подытожил историк.
Стоит отметить, что 12 сентября состоялась презентация трехтомника «История донского казачества», в создании которого приняли участие и историки Южного федерального университета. На сегодняшний день это наиболее полное издание об истории донского казачества.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/63644