Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
28.04.2020

Как избежать психологических трудностей преподавателям при работе-онлайн советуют ученые ЮФУ

28.04.2020

Ученые ЮФУ проанализировали основные угрозы психологическому благополучию в условиях дистанционной работы и дали рекомендации по их минимизации.

В условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции и режима «повышенной готовности» мы все оказались с несколько иной социальной и рабочей реальностью. Каковы ее характеристики с точки зрения трудовой деятельности и благополучия человека? Какие проблемы возникают у преподавателей и других профессионалов, перешедших на дистанционный формат работы? Как в этой новой реальности быть эффективным и чувствовать себя счастливым? Вы найдете ответы в информационно-аналитическом материале, подготовленном кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ.
«В феврале, читая аспирантам лекцию по курсу «Педагогика высшей школы», обсуждая тенденции развития общества и образования и комментируя последний пункт, указанный на слайде (см. рис.), я сказала, что уже давно живу в режиме размытых границ между личным и рабочим временем. Вопросы аспирантов, относительно того, хорошо это или плохо, породили общую дискуссию о вовлеченности в деятельность, о профессиональной ответственности, о самореализации в разных сферах и психологическом благополучии человека. В результате обсуждения мы пришли к тому, что в новом сложном мире, когда уходят внешние регуляторы нашей деятельности (строгий рабочий график, жесткие социальные и образовательные траектории и др.), нам нужно развивать в себе и в студентах внутренние регуляторы: понимание своих жизненных приоритетов и целей деятельности, умения саморегуляции, навыки управления деятельностью и своим временем, волевые ресурсы и др. 
Два месяца назад мы даже подумать не могли, что проблема соблюдения границ между личным и рабочим временем станет актуальной уже так скоро. И к ней прибавятся другие, связанные с переходом к работе на дому и онлайн», - отметила д.п.н., проф., заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Наталья Лызь.

Ученые выделили психологические проблемы. наиболее часто встрающиеся при переходе на дистанционный формат работы, и рассказали о них.
По их мнению, таких проблем несколько:
Во-первых, увеличение объема незапланированной работы, связанной с освоением новых технологий и методической переработкой учебных курсов. Известно, что само по себе использование информационно-коммуникационных образовательных технологий не определяет повышения или снижения эффективности педагогической деятельности. Как и любой достаточно мощный инструмент, эти технологии существенно видоизменяют всю систему деятельности, и потому для эффективного их использования необходима нормативная, функциональная, педагогическая «перенастройка» образовательной среды, включая переработку методического обеспечения дисциплин, модулей, практик. Этот огромный объем работы, который в обычных условиях мог бы длиться годы, выполнен в очень сжатые сроки. Преподавателям, стремящимся не потерять учебное время и не снизить качество обучения, пришлось пожертвовать не только другими видами работы, но и личным временем для того, чтобы освоить новые инструменты, обеспечить домашнее рабочее место всем необходимым, методически переработать свои курсы. И все это в условиях, когда существенно изменились корпоративная среда и рабочее пространство (в него добавились неустранимые воздействия членов семьи). Кроме того, руководство предлагает разные способы занять «высвободившееся время», а по телевидению, в социальных сетях, на видеохостингах постоянно показывают «героев», которые, чтобы не изнывать от скуки, придумывают различные развлечения. В совокупности с высокой нагрузкой это может вести к субъективному обесцениванию вложенных усилий, ощущению разрыва между трудовым процессом и результатом, который был бы по достоинству оценен.
Во-вторых, повышение тревоги за процесс и результат деятельности, происходящее в условиях изменения формата работы, имеет как минимум две причины. Первая заключается в том, что освоение новых инструментов дистанционного взаимодействия осуществляется не столько заранее, сколько в самом процессе деятельности. Конечно, это ускоряет процесс их освоения, но и требует от преподавателя при проведении занятий усиленного внимания как к содержанию и методике, так и к техническим и программным средствам обеспечения педагогической деятельности. Опасение ошибочных действий, сбоев в работе оборудования и программного обеспечения, а также повышенная ответственность за его корректную работу (поскольку работа осуществляется дома, а не в организации) могут повышать тревогу и снижать уверенность в себе. Вторая причина тревоги – преобразование при дистанционном обучении коммуникации, составляющей суть педагогической деятельности. Для того чтобы управлять деятельностью, субъекту необходимо получать обратную связь, видеть результаты и корректировать деятельность на этой основе. В процессе проведения очных занятий преподаватель получает от студентов вербальную и невербальную информацию, позволяющую ему оперативно ориентироваться в ситуации, корректировать свои действия, оценивать процесс и результат взаимодействия. При дистанционном взаимодействии ощущается недостаток этой многомерной обратной связи, что может порождать дискомфорт, тревогу и неуверенность, иллюзию несоответствия результатов затраченным силам, снижающую удовлетворенность профессиональной деятельностью.
И наконец, происходит информационная перегрузка в условиях отмены очных встреч, совещаний, занятий и при этом постоянной доступности средств коммуникации, преподаватель оказывается в нескончаемом информационном потоке, поскольку, во-первых, как замена очному общению существенно увеличивается количество писем, обращений, сообщений, во-вторых, при работе дома размываются границы между личным и рабочим временем. Интенсивный информационный поток «затягивает». При нахождении вне его возникают навязчивые мысли и желание вернуться: проверить почту, мессенджеры или социальные сети – из-за опасений пропустить важную информацию, распоряжения, предписания, вследствие чего попасть в очередной форс-мажор по их выполнению. Подобное поведение и чувства могут свидетельствовать о симптомах интернет-зависимости. Находясь все время «онлайн», человек утрачивает собственные планы, изменяется ритм его жизни, фрустрируются другие потребности, накапливается усталость. Все это снижает субъективное качество жизни человека, истощает его психические и физические ресурсы.

Более того специалисты отмечают, что происходит эмоциональное выгорание как следствие психологических проблем.
Описанные проблемы могут представлять угрозы психологическому благополучию и эффективности деятельности преподавателей вследствие эмоционального выгорания. По сути эмоциональное выгорание представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это функциональный стереотип профессионального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы. Поскольку синдром эмоционального выгорания имеет дисфункциональные следствия и отрицательно сказывается на эффективности деятельности, взаимодействии с другими людьми и эмоциональном благополучии, то его рассматривают как одну из социальных болезней. Психологи выделяют следующие причины возникновения синдрома эмоционального выгорания: ограниченность времени для реализации поставленных целей, отсутствие четкой связи между трудовым процессом и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам, большие нагрузки и ответственность и т.п. Эти причины хорошо просматриваются в изложенных выше проблемах, характерных новой рабочей реальности.
Ученые дали рекомендации, как предотвратить все перечисленные выше проблемы и их негативные последствия.
Прежде всего, необходимо принять сложившуюся ситуацию. То, что происходит с миром, обществом, образованием и каждым отдельным человеком. А чрезмерные переживания по поводу перспектив заболеть или по поводу изменившегося формата жизни, деятельности, коммуникации – только бесцельная трата собственных энергетических ресурсов. Необходима выработка оптимистичного взгляда на происходящее. Известно, что «пессимист в каждой возможности видит проблему, а оптимист в каждой проблеме – возможности». Здесь можно вспомнить, что человеческая психика обладает высокими адаптационными возможностями, а вкупе с приобретенными и регулярно тренируемыми навыками, способна вывести профессионала на новый уровень своей деятельности. 
Кроме того, использование в педагогическом процессе новых возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями, а также возможностей профессионального развития в открытой информационной среде. Для преподавателя открытость новому опыту, стремление к творческой самореализации, способность и готовность к саморазвитию являются профессионально необходимыми качествами, влияющими на качество образовательного процесса и на субъективную удовлетворенность педагогической деятельностью. Более того, развитие – это универсальная жизненная ценность, которая позволяет человеку находить смысл в трудностях, противостоять препятствиям, переступать через неудачи и двигаться дальше. 
Также не нужно забывать о планировании рабочего дня и отдыха. Известно, что увеличение времени для поддержания эффективности деятельности в изменяющихся условиях не ведет к удовлетворенности трудом, поэтому важно определить свою долю ответственности за общий результат профессиональной деятельности, найти баланс времени и усилий, правильно организовать свой рабочий день. При планировании личного времени вам помогут не только навыки тайм-менеджмента, но и способность организовать деятельность всей семьи так, чтобы, когда работа окончена, появилась возможность досуговой деятельности, семейного общения, уединения или домашних дел. Важно давать динамический отдых организму: переключаться с работы за компьютером на отдых без него, на физическую активность, и лучше – всей семьей. При планировании отдыха не забывайте о помощи близким, тем, кому, возможно, еще тяжелее. Это наполнит вашу жизнь и переживания смыслом и чувством общности, нужности. Эти эмоции являются ресурсными для переживания удовлетворенности жизнью. 
Общение с коллегами и близкими, по мнению специалистов, обсуждение с ними своих творческих идей, удачных находок, способов преодоления трудностей, также поможет справиться с вышеперечисленными тружностями и проблемами. Обмен опытом с коллегами не только способствует более успешному разрешению возникающих проблем, но и позволяет повысить вовлеченность в работу и уверенность в своих силах, получить психологическую поддержку от значимых людей. Кроме того, если происходят сбои работы программного обеспечения или по другой причине не удается реализовать запланированную форму работы, можно поделиться этим со студентами, попросить их подсказать альтернативные варианты решения образовательных задач. Подумайте о том, что студентам тоже нелегко. Это вовсе не приведет к падению авторитета педагога, а наоборот, позволит упрочить партнерские отношения и найти устраивающее всех решение.
И последняя рекомендация ученых ЮФУ — не бойтесь обращаться к психологу. Если проблемы нарастают и психологическое напряжение усиливается, а вы не понимаете, как это преодолеть, то необходима помощь профессионала. Можно получить индивидуальную психологическую консультацию (в ЮФУ работает психологическая служба онлайн), также обратиться к профессиональным рекомендациям психологов. Например, Академией психологии и педагогики ЮФУ подготовлен информационно-аналитический материал о состоянии и рисках семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции, даны практические советы по гармонизации семейных отношений.
«Новая реальность в условиях самоизоляции и дистанционного формата работы наряду с трудностями предоставляет нам возможности личностного и профессионального развития, актуализируя ресурсы саморегуляции, оптимизма, гибкости, открытости новому опыту, осмысленности собственных жизненных и профессиональных целей, ответственности за результаты профессиональной деятельности, стремления реализовать в ней свой творческий потенциал. И именно от нашей позиции зависит, с каким багажом мы выйдем из этого непростого и интересного периода нашей жизни», - подчеркнула Наталья Лызь.


 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/62791

Дополнительные материалы по теме