16.04.2020

Ученые ЮФУ и ASIAA опубликовали научную статью в международном журнале

16.04.2020

Научные сотрудники НИИ физики ЮФУ Эдуард Воробьев, Александр Скляревский и Вардан Элбакян совместно с коллегами из Тайваньского Института астрономии и астрофизики (ASIAA) опубликовали статью в международном журнале первого квартиля Astronomy & Astrophysics.

Статья посвящена формированию кометообразных структур у молодых протопланетных дисков. Кроме того, редакторы оценили материал, как один из самых интересных в апрельском номере журнала (https://www.aanda.org/2020-highlights/1792). Работа выполнена в рамках Российско-Тайваньского международного проекта РФФИ № 19-52-52011
В статье говорится, что согласно современным представлениям, планеты формируются в так называемых протопланетных газопылевых дисках, окружающих молодые звезды на ранних стадиях их формирования. Изучение структуры протопланетных дисков позволяет пролить свет на сложные физические процессы, приводящие, в конечном счете, к формированию планетных систем, существенно отличающихся по своему составу от Солнечной системы. Недавние наблюдения звездных систем SU Возничего и FU Ориона на крупнейших телескопах в ближнем инфракрасном и миллиметровом диапазонах привели к обнаружению загадочных кометообразных структур, состоящих из газа и мелких пылевых частиц и простирающихся на тысячи астрономических единиц (расстояния от Земли до Солнца) от протопланетного диска.
Коллективом астрофизиков из ЮФУ и ASIAA было выполнено численное гидродинамическое моделирование происхождения данных структур. Были рассмотрены два возможных механизма формирования: выброс газопылевых сгустков из динамически нестабильных протопланетных дисков и пролет внешней звезды через протопланетный диск. Продемонстрировано, что выброшенные сгустки формируют уникальный тип кометообразных структур, обладающих головной ударной волной. Такие структуры происходят благодаря сверхзвуковому движению сгустков через плотную оболочку, которая часто окружает молодые протопланетные диски. С другой стороны, столкновение внешней звезды с протопланетным диском приводит к формированию трех типов кометообразных структур, включая спиралевидные, отличающиеся друг от друга по особенностям потока газа и пыли внутри и вокруг них. Расчетная масса газа и пыли в кометообразных структурах может составлять десятки масс Юпитера и Земли, соответственно. Авторы утверждают, что кометообразные структуры вокруг протопланетных дисков могут быть использованы для детектирования интересных явлений, таких как выброс газопылевых сгустков или близкий пролет звезды около протопланетного диска.

На рисунке: Верхний ряд - поле скоростей поверх пространственного распределения лучевой плотности газа, иллюстрирующее поток газа внутри и вокруг кометообразных структур, вызванных выбросом газопылевого сгустка. Нижний ряд - тоже, но для пылевых частиц. Стрелки максимальной длины соответствуют 3.0 км/с.