Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Чумичева Раиса Михайловна

Чумичева Раиса Михайловна

Звание: Профессор

Степень: Доктор педагогических наук

Кафедра дошкольного образования - Профессор

E-mail:
Посмотреть почту
Персональная страница:
https://sfedu.ru/s7/person/ru/rmchumicheva
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/s7/person/en/rmchumicheva

Доктор педагогических наук, профессор.

Докторская диссертация: "Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника" (1995). Автор более 200  работ.

 Разработчик научных направлений по проблемам детства в Южном отделении РАО, руководитель лаборатории "Проектирование непрерывного педагогического и дошкольного образования" при Южном отделении РАО.

Под ее руководством защищено 56  кандидатские диссертации, 8 докторских диссертаций; готовятся к защите работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 5 аспирантов. 

Наиболее значимые научные работы (1992-2005 гг.):

1. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 10 п.л.

2. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего
дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995. - 15 п.л.

3. Концепция подготовки творческого специалиста по дошкольному
воспитанию в условиях многоуровневого образования в системе "высшее
педучилище-вуз". - Ростов-на-Дону: 1995.-1,5 п.л. (в соавтор., личный вклад-0,5 п.л.)

4. Основы профессиональной подготовки специалистов на
педагогическом факультете педагогического института // Начальная школа,
1996. N9. - 1.0 п.л. (в соав. личный вклад 0.5 п.л.)

5. Ребенок в мире культуры /Под общей ред. Р. М.Чумичевой.
Ставрополь, 1998. - 34,9 п.л. (в соавтор, личный вклад 12,5 п.л.).

6. Моделирование пространства детства в ДОУ как условие
сохранения и развития личности ребенка //Моделирование образовательного
пространства: Межвуз. сб. науч.тр. Ростов - на - Дону, 1998. Вып. 2. - 0,8
п.л.

7. Перспективы развития дошкольного образования Ростовской
области //Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч.
тр.: Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. Вып. 2.-0,5 п.л. (в соавт., личный вклад-
0,25 п.л.).

8. Ребенок в пространстве города Ростова - на - Дону. - Ростов - на -
Дону, 1999. - 4,0. п.л. (в соавторстве, личный вклад - 2,0 п.л.).

9. Культу росообразная модель педагогической подготовки
специалистов: история и современность. - Сб. науч. трудов "Региональный
подход в формировании духовных ценностей будущего педагога". - Ростов-
на-Дону, 1999.-1.0 п.л.

10. Управление качеством дошкольного образования. - Ростов-на-
Дону: РГПУ, 2001.- 14 п.л.

11. Проектирование системы непрерывного дошкольного и
начального образования на интегративной основе. // Детский сад от А до Я.
N6, 2004. - 0.5 п.л.

12. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале
истории и культуры Донского края). - Ростов-на-Дону, 2005. в 2-х ч. - 22.7
п.л. (в соавт., личный вклад - 8.0 п.л.).

13. Педагогическая антропология. - Ставрополь, 2005. - 29.0 п.л.
Гл.8 -1.2 п.л.,13- 1.1. п.л.

14. Чумичева Р.М. Куликовская И.Э., Куликовская Л.Е. Информационная безопасность России и духовно-нравственная культура молодежи как средство ее обеспечения//Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. ; 2010. - N9. ; С.23-32.

15. Чумичева, Р.М. Прогнозы модернизации практики подготовки кадров в контексте глобализационных процессов//Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. ; 2011. - N12. - С.15-20.

16. Чумичева Р.М. Бойко С.З. и др. Социально-педагогическая модель подготовки студентов педагогического колледжа к работе с семьями "группы риска". Ростов-на-Дону, 2012. -222 с.

17. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э., Королькова В.С.  Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди студентов в Южном федеральном университете// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - N 11. - С. 105-111.

18. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л. Я - гражданин Ростова: о социально-педагогическом проекте, разработанном в детском саду N 50 г. Ростова-на-Дону// Современный детский сад. - 2012. - N 7. - С. 4-15.

19. Чумичева Р.М.. Воспитание социокультурной толерантности у детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - N 11. - С. 6-15 :

20. Chumicheva R. Russian Experience in Teaching of Special Needs Students. //51 Annual Conference. USA, California, 2014.

21. Chumicheva R. Zvereva O. Developing Psychological literacy of parents of young children. Conference.European Federation of Psychology Teachers´ Associations. Berlin, 2014.

22. Чумичева Р.М. Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (направления подготовки - гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия" Сборник материалов всероссийской конференции. 2015. С. 5-15.

23. Chumicheva R. Zvereva O. Brain functions and psycho- pedagogical support of cognitive activity in preschoolers. Conference. European Federation of Psychology Teachers´ Associations. Prague, 2016.

24. Чумичева Р.М., Королькова В.С. Социальная ситуация развития дошкоьников: Требование ФГОС ДО и теоретическое осмысление//Интегративные коммуникации в спроте и туризме: образование, тенденции, международный опыт, Т.2 , 2016. ; С. 265-271.

25. Резниченко А.В. Чумичева Р.М. Формирование культуры диалога магистров в процессе освоения английского языка на междисциплинарном принципе// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017, N 3. - С.84-89.

26. Зверева О.Л., Чумичева Р.М.Методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития мыслительной деятельности дошкольников. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. N 2. С. 4-10.

27. Чумичева Р.М., Лагутина В.В. Вызовы экосистемы и экологическое образование дошкольников и младших школьников//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. N 12. С. 67-74.

28. Научные концепты социализации А.С. Козловой и их влияние на образовательную практику// Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. N3, 2018. - С.4-10.

29. Чумичева Р.М. Сироткин О.Е. Учитель в цифровой среде//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, N9 -2018. ; С. 81-89.

30. KUMOVA I.A.1, CHUMICHEVA R.M.1, REZNICHENKO A.V.1THEORY AND PRACTICE OF PRESCHOOL CHILDREN'S COMMUNICATION CULTURE DEVELOPMENT IN CHILD SUBCULTURE. Rostov-on-Don ; Taganrog: Southern Federal University Press . ; 2018. - 108 p.

31. Чумичева Р.М. Ценностные смыслы этнической культуры: современные вызовы и стратегии воспитания//Международная научно-практическая конференция "Народная педагогика: генезис, сущность, проблемы обучения и воспитания", посвященной 95-летию И.А. Шорова. 18-20 сентября, 2019.

32. Чумичева Р.М., Резниченко А.В. Формирование культуры диалога магистров в процессе освоения английского языка на основе междисциплинарного принципа // журнал: Мир университетской науки: культура, образование. 2019, N 10 том: 109-114.

33. Чумичева Р.М. Развитие этнической культуры детей: в современных вызовах времени//Сетевой журнал "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование"),  N6, 2019. - С. 37-47.

34. Феталиева Л.П. Чумичева Р.М.. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся с особыми возможностями и образовательными потребностями//Сетевой журнал "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование")  2019, N 12.

35. Чумичева Р.М. Научные перспективы исследования проблем дошкольного образования// Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2019, N 2. - С. 20-23.

36. Чумичева Р.М. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в начальной школе: модель и опыт апробации// IV Всероссийского образовательного форума с международным участием "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" 7-9 ноября 2019 г.

37. Чумичева Р.М. Информационная культура: глобальный вызов и пути решения (российский и зарубежный опыт)//Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт (Монография)//Ю.В. Батенова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филипова, Р.М. Чумичеваа. ; Челябинск, Издательский Центр "Титул". 2019. ;  192 с. - С.6 ; 38.

38. Ирина Э. Куликовская1 и Раиса М. Чумичева2Подготовка магистров для системы образования в современных социальных вызовах//   2019.

39. Chumicheva R.M., Danilova Yu.V. Raisa Chumicheva. Innovation Technologies in the vocal lesson at the childrens art school//В сборнике: Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). Российский университет дружбы народов. Moscow, 24-26 июля, 2019. С. 412-419.

40. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э. Parent choice: child or career? // SHS Web Conf.  2019-01-01. ссылка: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13/shsconf_appsconf2019_04013/shsconf_appsconf2019_04013.html

41. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э., Панов И.  Robotics: development factor or social isolation of the child// SHS Web Conf. 2019-01-01. ссылка: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13/shsconf_appsconf2019_03008/shsconf_appsconf2019_03008.html

42. Oleg Sirotkin1*, Laura Fetalieva2, Raisa Chumicheva3 and Ali Hiwa Khafar Ali4 Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education// SHS Web Conf. Volume 70, 2019 Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019) Cross-border education in the modern world22 November 2019. https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2019/11/shsconf_ictdpp2018_02012/shsconf_ictdpp2018_02012.html  https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/11/shsconf_ictdpp2018_02012

Руководитель научной школы "Феноменология Детства".

Основные направления исследования: Влияния информационной, образовательной, социокультурной среды на развитие ребенка и субкультуру Детства. Подготовка педагогических кадров в контексте мировых трендов. Протокол УС АПП ЮФУ N 6 от 14.06.2017 г.

Руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.06.01. «Образование и педагогические науки» (подготовка кадров высшей квалификации).

Руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, направленность программы Управление дошкольным образованием (магистратура)