Кибальченко Ирина Александровна
Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ ИТА ЮФУ (с 2012 года)
Почетный работник общего профессионального образования РФ (с 2002 года)
Руководитель Сетевого проекта "Развитие метапредметности в дополнительном и общем образовании как фактор модернизации муниципального образовательного пространства". 2015 - 2020 гг. (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области N 474 от 26.06. 2015г. ) .
Руководитель проекта N 18-013-00029 А (РФФИ) "Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуальных и личностных ресурсов молодых людей" (2018 г.)
Исполнитель проекта РНФ N 18-18-00386 "Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности" (2019-2020).
Исполнитель проекта РФФИ N19-29-14019 "Механизмы обучения и психического развития как основа обеспечения цифровизации общего образования (на примере обучения химии)" (2020).
Область научных интересов: методология педагогики и психологии; психодиагностика; дифференциация и интеграция разных форм опыта, интеллекта, креативности, одаренност, актуальных и потенциальных ресурсов личности.
Результаты исследований опубликованы в 200 работах. В том числе:
Кибальченко, И. А. Психология креативности, одаренности и гениальности : учебник / И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто ; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального универ-ситета, 2021. ; 237 с. ISBN 978-5-9275-3949-9
Эксакусто, Т. В. , Кибальченко И.А. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса:учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко.; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019.
Kibalchenko I. A. & Eksakusto T. V. MODERN STUDENTS MENTAL REPRESENTATIONS OF SUCCESS // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), (2019), 7(1), P. 1-13. doi:10.5937/ijcrsee1901001K
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В., Истратова О.Н, Голубева Е.В. Особенности когнитивно-смыслового компонента интеллектуально-личностного ресурса студентов // Весцi БДПУ. Серыя 1. 2019. N2. С. 62-67. https://elib.bspu.by/handle/doc/43910
Irina Kibalchenko*, Tatiana Eksakusto. Reflexive-Integrative Approach to the future IT-specialists teaching // SHS Web of Conferences 70, 08019 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008019 ICTDPP-2019
Kibalchenko I.A., Eksakusto T.V., Volkova E.V.* COGNITIVE CONTENT OF THE “FAMILY" CONCEPT IN YOUTH // 10th ICEEPSY 2019. Conference on Education & Educational Psychology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. ISSN: 2357-1330.https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.11.41
Dr. Kibalchenko A. Irina, Dr Eksakusto V. Tatiana Cognitive and style predictors of the students psychological wellbeing // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE) Volume 8, Issue 1, April 2020. 1-13. DOI:10.5937 / IJCRSEE2001001K
Irina A. Kibalchenko (a), Tatiana V. Eksakusto (b), Natallia E. Volkova (c)*SEMANTIC AND COGNITIVE CONTENT OF THE “WORK" CONCEPT: CONTENT ANALYSIS RESULTS // European Proceedings of International Conference on Education & Educational Sciences EpICEEPSY. 11th ICEEPSY 2020 The International Conference on Education and Educational Psychology. Р. 263-273. DOI: 10.15405/epiceepsy.20111.24.
Кибальченко И.А. Химическая направленность ума: к вопросу о возможности формирования предпринимательской культуры и позиции активного гражданина при изучении химии в старшем подростковом возрасте // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: ПОЗНАНИЕ. Издательство Москва: Научные технологии, N9. 2020
С. 38-41.
ISSN: 2500-3682
. DOI 10.37882/2500-3682.2020.09.10
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Представления молодых людей о семье: семантико-когнитивный состав концепта // "Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования" Том 8, N 4A, 2019. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2019, Vol. 8, Is. 4A. Р. 129-137. DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.020
Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Особенности стилевых структур студентов с разными ментальными репрезентациями успешности //Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Международной научно-практической конференции 19-21 апреля 2018 г. Калуга, Россия. Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. ; 391 с. С- 253-260.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Содержание концепта "успешность" как предиктор интеллектуально-личностного ресурса студентов // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. В 2 книгах. К 2.: материалы V Международной научно-практической конференции (05-07 октября 2018 г.) / Иваново: Научный мир, 2018. ; Ч. II : Симпозиум "Труд и его субъект в изменяющейся России". ; 280 с. С. 121-126. ISBN 978-5-6041451-4-2
Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Концептуальные структуры опыта отношений в родительской семье у студентов // Международная научно-практическая конференция "Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века" (21-23 мая 2018 г., Калуга, Россия).
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Взаимосвязь интеллектуального и личностного ресурса студентов: понятие концептуальной структуры //Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18;21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. ; М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2018. ; 1368 с.- C.1191-1193.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Контент-анализ когнитивного состава концепта "успешность" студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Ж-л: Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии (Том 7 N 2, 2018) С.: 18-25/ https://doi.org/10.12737/article_5b28c9f549e515.36633206
Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Множественный регрессионный анализ влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи // Международный научный журнал "ВЕСТНИК НАУКИ" N7 (7) Том 4. ОКТЯБРЬ 2018 г. С.71-76. https://elibrary.ru/contents.asp?id=36310201
Монография. Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы. Южный федеральный университет. ; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. ; 160 с.
Монография.Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография / И. А. Кибальченко, О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 213 с. Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 213 с.
Эксакусто Т.В., Кибальченко И.А. Психотехнологии развития интеллектуально-личностного ресурса. Учебник / Т.В. Эксакусто, И.А. Кибальченко; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 193 с. ISBN 978-5-9275-3209-4 в HUB.SFEDU.RU 9a3b0fdd-89d8-4576-ba56-094662d3a370.pdf (65864575)
Кибальченко И.А., Кибальченко А.Я. Методика составления классификационной шкалы задач Развивающие программы и методики работы с одаренными детьми. Сборник программ лауреатов 1 областного конкурса развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. Ростов-на-Дону. 2000. 160 с. - С. 79 - 104.
Кибальченко И.А. и др. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей // Методическое пособие для учителей и психологов. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2001. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 13 назв. Прилож. 4. 32 с.
Кибальченко И.А. и др. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью: актуальность, диагностика, коррекция Ростов н/Д: "Феникс", 2007. ; 478 с. ; (Психологический практикум).
Кибальченко И.А. Диагностика и развитие субъектного опыта. В помощь школьному психологу. Учебное пособие для психологов, учителей и студентов психолого- педагогических специальностей . Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ. 2007. 109 с. Допущено: Министерством общего и профессионального образования Ростовской области
Кибальченко И.А., Сушкин К.Ю. Диагностика одаренности. Учебное пособие по педагогической психологии для учителей и психологов // Таганрог: Изд-во НП "ЦРЛ", 2008. ; 225 с.
Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. Ростов н/Д: "Феникс", 2009. ; 381 с. ; (Среднее профессиональное образование).
Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Психодиагностика (учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением) Ростов н/Д: "Феникс", 2009. ; 302 с.
Кибальченко И.А. Эффекты интеграции в организации учебно-познавательного опыта обучающихся с разной успеваемостью. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. ; М.: Языки славянской культуры, 2014. ; 720 с., ил. ; (Разумное поведение и язык. language and Reasoning). С. 511-521 Тираж 700 экз. 01.09.2014
Кибальченко И.А. Учебно-познавательная компетентность, её компоненты и структура. Формирование внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности учащихся как фактор модернизации школьной образовательной среды: сборник научно-практических материалов / под ред. И.А. Кибальченко. ; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. ; 307 с. ; С. 9-19 Тираж 350 экз.
Монография "Теория и практика учебно-познавательного опыта" стала лауреатом конкурса "Фонда развития отечественного образования" на лучшую научную книгу 2008 года. Учебное пособие "Психодиагностика" стала лауреатом Всероссийской выставки "Золотой фонд отечественной науки".
Монография "Теория и практика учебно-познавательного опыта" стала лауреатом конкурса "Фонда развития отечественного образования" на лучшую научную книгу 2008 года. Учебное пособие "Психодиагностика" стала лауреатом Всероссийской выставки "Золотой фонд отечественной науки".
Научные статьи
Kibalchenko I. A. & Eksakusto T. V. MODERN STUDENTS MENTAL REPRESENTATIONS OF SUCCESS // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), (2019), 7(1), P. 1-13. doi:10.5937/ijcrsee1901001K
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В., Истратова О.Н, Голубева Е.В. Особенности когнитивно-смыслового компонента интеллектуально-личностного ресурса студентов // Весцi БДПУ. Серыя 1. 2019. N2. С. 62-67. https://elib.bspu.by/handle/doc/43910
Irina Kibalchenko*, Tatiana Eksakusto. Reflexive-Integrative Approach to the future IT-specialists teaching // SHS Web of Conferences 70, 08019 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008019 ICTDPP-2019
Kibalchenko I.A., Eksakusto T.V., Volkova E.V.* COGNITIVE CONTENT OF THE “FAMILY" CONCEPT IN YOUTH // 10th ICEEPSY 2019. Conference on Education & Educational Psychology. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. ISSN: 2357-1330.https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.11.41
Dr. Kibalchenko A. Irina, Dr Eksakusto V. Tatiana Cognitive and style predictors of the students psychological wellbeing // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE) Volume 8, Issue 1, April 2020. 1-13. DOI:10.5937 / IJCRSEE2001001K
Irina A. Kibalchenko (a), Tatiana V. Eksakusto (b), Natallia E. Volkova (c)*SEMANTIC AND COGNITIVE CONTENT OF THE “WORK" CONCEPT: CONTENT ANALYSIS RESULTS // European Proceedings of International Conference on Education & Educational Sciences EpICEEPSY. 11th ICEEPSY 2020 The International Conference on Education and Educational Psychology. Р. 263-273. DOI: 10.15405/epiceepsy.20111.24.
Кибальченко И.А. Химическая направленность ума: к вопросу о возможности формирования предпринимательской культуры и позиции активного гражданина при изучении химии в старшем подростковом возрасте // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: ПОЗНАНИЕ. Издательство Москва: Научные технологии, N9. 2020
С. 38-41.
ISSN: 2500-3682
. DOI 10.37882/2500-3682.2020.09.10
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Представления молодых людей о семье: семантико-когнитивный состав концепта // "Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования" Том 8, N 4A, 2019. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2019, Vol. 8, Is. 4A. Р. 129-137. DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.020
Получены:
Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ N 2007615014 "Информационно-диагностическая система "Потенциальная одаренность абитуриентов ВУЗа" от 04.12.2007 (Кибальченко И.А., Папкова Е.А., Асланян Ц.Р.);
Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N2011617620 "Информационно-диагностическая система "Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов"". Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 30 сентября 2011 года. (Авторы: Белян Д.М., Кибальченко И.А., Дмитриева И.А.)
Уровни цифровой грамотности: "PRO" (профессиональный); "Инициатор". По результатам тестирования в условиях анкетирования "Цифровая грамотность" 24 Ноябрь 2020, 19:57. Цифровая грамотность
Kibalchenko I.A., Eksakusto T., Chegodaeva K. Peculiarities of the students conceptual structures and basic beliefs correlation // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). Volume 9, Issue 1, April 2021. 37-50. DOI: 10.23947/2334-8496-2021-9-1-37-50
Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Интеллектуально-личностные ресурсы профессиональной компетентности студентов IT-специальностей // "Психология обучения". N 02. 2021. С. 37-46. https://edit.muh.ru/mag/jour3.php?link=po022021
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Ресурсная роль гуманитарных дисциплин в развитии успешности будущих IT-специалистов // Психология обучения. N 03 • 2021. С. 10-20. https://edit.muh.ru/mag/jour3.php?link=po032021
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Методы обучения химии в современной образовательной среде: возможности и перспективы // "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". Серия "Гуманитарные науки". 2021. N8. C. 70-75
Эксакусто Т.В., Кибальченко И.А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Журнал "Системная психология и социология". Московский городской педагогический университет. (Москва). Номер: 2 (38). C. 65-77. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06
Кибальченко И.А., Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Интеллектуально-личностные ресурсы профессиональной компетентности студентов IT-специальностей // Психология обучения. 2021. N 2. С. 37-46/
И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто Психология креативности, одаренности и гениальности: учебник / Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. ; 192 с. ISBN 978-5-9275-3949-9.
Ссылка на учебник в HUB https://hub.sfedu.ru/repository/material/801287524/
Kibalchenko, I., Eksakusto, T., & Istratova, O. Conceptual Predictors of The Adolescents With Different Cognition Types Intellectual Activity // Conceptual predictors of the adolescents with different cognition types intellectual activity, International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 10(1), (2022). 93- 105.
doi: 10.23947/2334-8496-2022-10-1-93-105
Кибальченко И.А. Понятийные структуры как интегральный показатель эффектов развития будущих инженеров // В сборнике: Инженер настоящего и будущего: практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании. материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2022. С. 18-28.
Эксакусто Т.В., Кибальченко И.А., Дуганова Ю.К. Интеллектуально-личностные факторы самооценки обучения студентов: системный анализ // Системная психология и социология. 2022. N 3 (43). С. 85-99.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Ментальные репрезентации учебной успешности студентов: эффекты экстериоризации // Психология обучения. 2022. N 2. С. 5-13