Стаканова Елена Викторовна
Доцент кафедры английского языка гуманитарных факультетов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.
Кандидат псих. наук. Дата защиты 16.12.2006
Окончила Ростовский государственный педагогический университет в 1996г по специальности "Иностранный язык-английский", квалификация ; учитель английского языка.
Опыт работы и стаж работы по специальности: 29 лет
Сфера научных интересов: мотивация к изучению английского языка, смыслотехнологии в преподавании английского языка, психолингвистика.
Повышение квалификации.
- ДПО «Формирование установки толерантности и эффективного преодоления конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе» на кафедре моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии объёмом 72часа, с 16.09.2013 по 5.10.2013г (удостоверение №409.01-53/034).
- Повышение квалификации по английскому языку «Theory and practice of English Language Teaching and Learning: Professional Advancement, Course Planning and Assessment». 72ч, 2.12.2014. Выдан сертификат Cambridge University Press.
- «Cambridge Examination Preparation Course: CPE» Language Link, Ростов-на-Дону (144ч). Получен сертификат.
- «Teacher Development Course For Teachers of English» в объеме 24 ак.ч. с 03.02.17 по 08.03.17 на базе ИФЖиМКК. Получен сертификат.
- «Разработка и применение онлайн курсов в образовательном процессе», в объеме 72ч., Ростов-на-Дону, ЮФУ, 27.08.18-22.10.18
- «Современные образовательные технологии в высшей школе в условиях реализации ФГОС ВО», в объеме 72ч., Чебоксары, 04.07.2018
- «Преподавание будущего: инструменты для развития компетенции преподавателей нового поколения», в объеме 16ч., Москва, 26.10.2018
- «Интерактивные и мультимедийные образовательные технологии в процессе преподавания иностранных языков в ВУЗе» (72ч). Ставрополь, СКФУ, 2020 (получен сертификат).
- ДПО «Методика конструктивной коммуникации преподавателя и студента в условиях дистанционного обучения» (72 ч). Ростов-на-Дону, 05.10. 2020, СО АНО «Первый консалтинговый институт социально-экономического развития». Получено удостоверение.
- Профессиональная переподготовка «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя учреждения ВПО и СПО в условиях ВГОС по ТОП-50». Ростов-на-Дону, СО АНО «Первый консалтинговый институт социально-экономического развития», 14.09.2020-18.01.2021, 504ч.
- овышение квалификации «Современные технологии преподавания дисциплины «Иностранный язык» в ВУЗе в соответствии с ФГОС». 72 ч, Ставрополь, ЧОУ ДПО «Северо-Кавказский Институт дополнительного образования», 07.02.23 – 21.02.23
- «Личностно-ориентированное цифровое образование. Базовый курс». Юрайт-Академия, 2024, Москва. 72ч
- «Формирование универсальной картины мира студентов в процессе обучения иностранному языку». Ставрополь, 2024, 72 ч.
- «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Юрайт- Академия: Москва, 02.02.2025. 72 ч. Получен сертификат.
- «Искусственный интеллект в образовании и науке» . ЮФУ, 04.05.2025-19.05.2025. 72 ч
Основные научные публикации:
- Некоторые пути развития культуры иноязычного общения. Ростов-на-Дону, 2001. Международная конференция «Многоязычие как элемент культурного наследия», 238с.
- Мотивация изучения иностранных языков. Язык и межкультурная коммуникация: проблемы и перспективы. Изд-во СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону,2003г, вып.1, 131стр.
- Контекстный подход к изучению иностранного языка в мотивационно-смысловой интерпретации. Язык и межкультурная коммуникация, вып.3.Ростов-на-Дону, 2005г.
- Роль самообразовательной компетенции в профессиональном становлении студентов. Язык и межкультурная коммуникация, вып.5. Ростов-на-Дону, 2007г.116 с.
- Коммуникативно-смысловой компонент в условиях самостоятельности студентов. Язык и межкультурная коммуникация, вып.6.Ростов-на-Дону, 2008г., 154 с.
- Мотивационно-смысловые особенности изучения иностранного языка. Северо-Кавказский психологический вестник, №2, 2004г. Ростов-на-Дону.(ВАК)
- Основные подходы к изучению иностранного языка в ВУЗе: исторические этапы и современное состояние проблемы. Северо-Кавказский психологический вестник, №3, Ростов-на-Дону, 2005 (ВАК)
- Профессиональная саморегуляция студентов-психологов в смыслообразующем контексте при изучении иностранного языка. Северо-Кавказский психологический вестник, №4, Ростов-на-Дону, 2006.(ВАК)
- Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов в смыслообразующем учебном контексте. Северо-Кавказский психологический вестник, №5/1, Ростов-на-Дону, 2007.(ВАК)
- Проектная работа в процессе смыслообразования. Мат-лы научно-практической конференции «Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе». Ростов-на-Дону,2005г.
- Ролевая игра как метод повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков. Мат-лы научно-практической конференции «Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе». Ростов-на-Дону,2005г.
- Изучение иностранного языка как компонента смыслообразующего контекста учебного процесса. Мат-лы научно-практической конференции «Перспективы создания Южного Федерального Университета – вуза инновационного типа мирового уровня», Ростов-на-Дону, 2006г.
- Особенности и стили изучения иностранного языка в непрерывном образовательном пространстве. Мат-лы научно-практического семинара «Образовательная система «Школа-ВУЗ» в Донском Государственном Техническом Университете: 20 лет развития». Ростов-на-Дону, 14 марта 2009г.
- Перевод в контексте изучения иностранного языка в рамках гуманитарного профиля в ВУЗе. Материалы II Международной научной конференции «Теоретические и прикладные вопросы филологии», Днепродзержинск, 22-23 сентября 2011г, с. 17-20
- От концепции «Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Материалы форума Юга России «Психология и кадровые технологии: перспективы развития», Ростов-на-Дону, 24-25 ноября 2011г. Москва, изд-во «Кредо», 2011г, с. 100-102.
- Развитие эмоционального интеллекта студентов при изучении иностранного языка. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения». Днепропетровск, 6-7 апреля 2012. Днепропетровск, том 3, с. 59-63
- Ценностно-смысловой аспект изучения иностранного языка для профессионального самоопределения личности. Материалы IX международной научно-практической конференции «Современные научные достижения». Чехия, 27.01.2013 – 05.02.2013. Прага, Publishing House “Education and Science”, с.61-64. Том 43 «Филологические науки», 111стр.
- Raising Motivation for Studying Foreign Languages through the Sense-Creation Technologies. Материалы IV Всеукраинской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» Днепропетровск, 7-8 июня 2013г. Стр. 111-113. Том 1 «Лингвистика и методика преподавания иностранных языков в ВУЗе», 144 с.
- Teaching EFL Students in Sense-creation Context of Learning. Стаканова Е.В., Дзюба Е.А., Толстихина Е.В. Материалы V Конгресса Российского Психологического общества. Procedia – Social and Behavioral Sciences, pp. 494-497, 2013г. Том 86С (с IF импакт-фактором Scopus). Изд-во Elsevier.
- Different Approaches to Teaching English as a Foreign Language to Young Learners. Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol.146, 2014. P. 456-460. (Scopus). 3-я Международная конференция «Early Childhood Care and Education».
- Актуализация мотивационно-смысловой сферы студентов при изучении иностранного языка. Сборник статей международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». Уфа, 31 января 2014. РИЦ БашГУ, с.225-227. Том 6, 255 стр.
- Изучение иностранного языка в контексте смыслообразования. Материалы Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» 23-25 апреля 2014г. (РИНЦ) Москва, Изд-во «Кредо», с. 283. Выдан сертификат.
- The System of Sense-creative Context as a Factor of Self-regulation in Learning English as a Foreign Language. Материалы II международной конференции по бизнес инновациям, экономике, праву, социальным и гуманитарным наукам. Куала-Лумпур (Малайзия), 18 июня 2014г. International Journal of Technical Research and Applications Volume-2, Special Issue 1 (July-Aug 2014), PP. 34-35
- Смыслообразующий контекст как фактор саморегуляции студентов при изучении иностранного языка. – Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. №1(39) 2015, с.124-130, Ростов-на-Дону. (ВАК), 181стр.
- Стаканова Е.В., Толстихина Е.В. Смыслообразующие стратегии обучения иностранному языку. – Известия ВУЗов: Общественные науки. №4,2015г. С 129-135. Ростов-на-Дону, 146 стр. (ВАК)
- Вараница И.П., Стаканова Е.В. Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного и делинквентного поведения. – Материалы международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования». С.99-100. Самара, 31 января 2016г
- Sense-creative Context as a Factor of Learner Autonomy in a Foreign Language Acquisition. People: International Journal of Social Sciences, 2017 (Volume 3, Issue 3,pp.675-683,ISSN 2454-5899, DOI https://dx.doi.org/10.20319/pijss.2017.33.675683 индексируется в Google Scholar).19 декабря 2017.
- Motivational factors in the self-directed English language acquisition. Материалы форума в юбилейном сборнике к 145-летию МПГУ «Методическое наследие профессора Г.В. Роговой: к 100-летию со дня рождения». Москва, МПГУ, 2019г, 462, pp.144-158. ISBN 978-5-4263-0724-7
- Breaking Down Barriers to Effective EFL Communication: A Look at Sense-Making Techniques. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 6(3), 29-34. (SCOPUS) http://doi:10.5937/ijcrsee1803029S
- Psychological Peculiarities of Bilingualism. Сборник тезисов 16 Европейского психологического конгресса. Москва, 2-5 июля 2019, с.1445-1446
- Online Language Instruction with meaning-making track. Сборник тезисов 11th Conference New Perspective on Science education. Filodiritto Editore, Italy, 2022, p.203-210 (Google Scholar)
- Коммуникативно-смысловая траектория мотивации к изучению иностранного языка. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Солововой «Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения», Обнинск: Титул, 2022, с.311-316 (РИНЦ)
- Stakanova, E. (2023). Exploring Bilingualism: Tackling Working Memory in Meaning-Making Instruction. In: Maximova, S.G. (eds) Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 365, pp. 219-237. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-23856-7_22 SCOPUS коллективная монография
- Стаканова Е.В. Языковая тревожность и барьеры. // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества. Материалы VII Всероссийской научной конференции (с международным участием) молодых ученых, аспирантов, студентов, магистрантов. С. 80-89. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023.
- Языковая тревожность и барьеры при изучении иностранного языка: мотивационно-смысловая интерпретация / Е. В. Стаканова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т 11. — №3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN323.pdf
- Стаканова, Е. В. Смыслообразующий контекст билингвизма и памяти / Е. В. Стаканова // Психолого-педагогические условия языковой и социокультурной адаптации билингвов в образовательной системе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Ессентуки, 18–19 октября 2024 года. – Пятигорск: ООО "Рекламно-информационное агентство на Кавказских Минеральных Водах", 2024. – С. 317-323. https://elibrary.ru/item.asp?id=82035996
- Стаканова, Е.В. Билингвизм и память. / Е.В. Стаканова // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции им. Е.Н. Солововой. 6–7 ноября 2024 года) [Электронный ресурс] / под ред. А. Е. Казеичевой, И. В. Хитровой и др. — Обнинск: Титул, 2025. — 298 с., с. 139-144
Учебно-методическая работа.
1. Дзюба Е.А., Стаканова Е.В. Методические указания к контрольным работам для студентов 1 курса ОЗО факультета психологии. Выпуск 2, Ростов-на-Дону, 2012г.
2. Стаканова Е.В., Толстихина Е.В. The Essentials of Master Studies in Educational Psychology. Учебное пособие по английскому языку для магистрантов психолого-педагогического направления подготовки. Ростов-на-Дону, Издательство ЮФУ, 2018.
3. Монография «Смыслотехнологии в изучении иностранного языка», 170 стр, 10,7 п.л. Ростов-на-Дону, 2022. Издательство ЮФУ. http://www.10.18522/801302140
4. Стаканова, Е. В. Learn the English of fine arts / Е. В. Стаканова. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2025. – 191 с. – ISBN 978-5-9275-4902-3. – EDN QOJUHY. https://hub.sfedu.ru/repository/material/801337809/