Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Лызь Александр Евгеньевич

Лызь Александр Евгеньевич

+7(863) 218-40-00 доб. 30011; +7(8634) 68-08-90 доб. 30011;

Посмотреть телефон

Звание: Доцент

Степень: Кандидат технических наук

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности - Доцент

г. Таганрог, ул. Чехова, д. 2, каб. И-203

E-mail:
Посмотреть почту
Персональная страница:
https://sfedu.ru/s7/person/ru/aelyz
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/s7/person/en/aelyz

Лызь Александр Евгеньевич – кандидат технических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ) по учебной работе, председатель учебно-методического совета ИКТИБ, член научно-методического совета ЮФУ. 

Родился в октябре 1969 года в городе Таганроге. В 1986 г. окончил среднюю школу №9 и поступил в Таганрогский государственный радиотехнический институт (ТРТИ) на специальность "Автоматика и телемеханика". В 1992 г., защитив дипломную работу "Компьютерное моделирование природных объектов", получил квалификацию инженер-электрик (диплом с отличием). С октября 1992 г. по июнь 1993 г. обучался в Ростовском государственном университете по направлению "Практическая психология в системе народного образования", получил квалификацию "психолог-практик". В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Моделирование динамики управляемых экологических систем" по специальностям: "Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях" и "Управление в технических системах".

Работа в ЮФУ:

  с сентября 1990 г. лаборант кафедры инженерной психологии и охраны труда (ИПиОТ) ТРТИ;
c июня 1992 г.  инженер кафедры ИПиОТ ТРТИ;
– с декабря 1992 г. – аспирант  (в 1995 году приказом ректора ТРТУ кафедра ИПиОТ переименована в кафедру "Психологии и безопасности жизнедеятельности" (ПиБЖ));
– с декабря 1995 г. – ассистент кафедры ПиБЖ;
с февраля 1998 г. по настоящее время доцент кафедры ПиБЖ;
– с февраля 2006 г. – заместитель декана факультета информационной безопасностипо учебной работе;
– с 2014 г. по настоящее время  заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности по учебной работе.

Учебно-методическая работа

За время работы на кафедре принимал участие в подготовке документов для лицензирования и аккредитации специальностей и направлений подготовки  кафедры, в разработке учебных планов специальностей и направлений кафедры ПиБЖ:
1996, 1998 гг. – специальность 071900 - Информационные системы в психологии;
1998, 2000, 2001, 2002 гг. – специальность 020400 - Психология;
2000, 2001, 2002 гг.  специальности 351400 - Прикладная информатика в психологии;
2008, 2009, 2012 гг.  специальности 030301 - Психология, 080801 - Прикладная информатика в психологии; направлений подготовки бакалавров и магистров 080800 - Прикладная информатика;
2012 г.  направления подготовки бакалавров и магистров 030300 - Психология, 230700 - Прикладная информатика;
2018 г.  направления подготовки магистров 09.04.03 Прикладная информатика;
2019 г.  направления подготовки магистров 37.04.01 Психология
2025 г.  направления подготовки бакалавров 09.03.01 Прикладная информатика.

В 1999 г. принимал участие в подготовке документов по лицензированию программ послевузовского образования в аспирантуре ТРТУ по научным специальностям:
13.00.01 - Общая педагогика;
19.00.03 - Психология труда; инженерная психология;
19.00.07 - Педагогическая психология.


В настоящее время проводятся занятия по следующим дисциплинам: "Экспертиза пользовательского интерфейса", "Психология профессионального саморазвития", "Введение в инженерную деятельность".

Научно-исследовательская работа

Принимал участие в следующих работах: "Исследование методов построения и разработка компьютерно-генерируемых виртуальных обучающих систем"; "Гуманитарное образование в высшей технической школе" в рамках научной программы "Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России"; "Исследование методов и средств обеспечения комплексной безопасности организаций и личности в информационной, технической, экологической, правовой и социально-психологических сферах".

Область текущих научных интересов: деятельность человека-оператора в СЧМ; разработка и оценка пользовательских интерфейсов; разработка и внедрение новых информационных технологий обучения; гуманитарное образование в высшей технической школе; профессиональное становление личности;  управление образовательной деятельностью вуза.

Публикации

Всего опубликовано 85 работ, из них 72  научных и 13 – учебно-методических. Ниже приведены основные публикации:

учебно-методические работы:

Лызь А.Е. Методические указания к самостоятельной и индивидуальной работе по курсу "Психология труда". Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.  36 с.
Лызь Н.А., Лызь А.Е., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 158 с.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 48 с.
Лызь А.Е., Познина Н.А., Прима А.К. Практикум по психологии. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. – 50 с.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2016. – 136 с.
Голубева Е.В., Лызь А.Е. Развитие личности профессионала: учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 98 с.
Компаниец В.С. Проектирование и юзабилити-исследование пользовательских интерфейсов : учебное пособие / В. С. Компаниец, А. Е. Лызь ; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. ; 107 с.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся. – Ростов-на- Дону, 2024. –  138 с.  – ISBN 978-5-9275-4589-6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65420186

научные работы:

Лызь А.Е. Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Психология и педагогика". – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. №14. С. 123–127.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России, 2009. №6. С. 29–36.
Басанова Т.А., Лызь А.Е., Лызь Н.А., Познина Н.А., Эксакусто Т.В. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Коллективная монография / Под ред. Н.А. Лызь. – М.: КРЕДО, 2009. – 210 с.
Лызь А.Е., Компаниец В.С., Старостина Д.С. Экспериментальные исследования операторской деятельности: Разработка системы компьютерной поддержки. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrucken, Germany, 2012. – 116 р.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Cтановление качеств субъекта труда в процессе профессиональной подготовки // Гуманитарные научные исследования. – Июль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3487
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. №7. С. 57–63.
Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. Т. 157. №8. С. 58–66.
Лызь А.Е. О специфике развития субъекта профессиональной деятельности в сфере информационной безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практичес­кой конференции (8–10 октября 2015 г.) // Ч. II: Симпозиум "Труд и его субъект в изменяющейся России". / Под общ.ред. Т. Н. Банщиковой, В. И., Морасановой, Е. А. Фоминой. – Кисловодск – Москва: ООО Издательский Дом "ТЭСЭРА", 2015. – 272 с. С. 124–128.
Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №3. С. 47–51.
Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. №5. C. 15–22.
Компаниец В.С., Лызь А.Е. Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований // Инженерный вестник Дона. 2017. Т. 46. №3 (46). – С. 56. Электронный научный журнал ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2017/4333
Лызь А.Е., Компаниец В.С. Айтрекинг как метод оценки пользовательских интерфейсов // Новые задачи технических наук и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 28 августа 2017). – Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 31–33.
Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. №5. – C. 15–22.
Lyz N.A., Lyz A.E. Educational technologies for development of engineering students' soft skills // International conference "Innovative technologies and didactics in teaching (ITDT-2017)". Berlin, Germany. From 2 till 3 May 2017. Collected papers. – Berlin, Conference Print, 2017. – 211 p. – Pp. 48–51.
Lyz N., Lyz A., Opryshko A. Person development technologies to enhance soft skills of engineering students // The European Proceedings of Social – Behavioural Sciences. 2018. Volume LI, Pages 134–144. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.15.
N. Lyz, A. Lyz, I. Neshchadim and V. Kompaniets, "Blended Learning and Self-Reflection as Tools for Developing IT-Students Soft Skills," 2020 V International Conference on Information Technologies in Engineering Education ( Inforino ), Moscow, Russia, 2020, pp. 1–4, doi: 10.1109/Inforino48376.2020.9111723
Лызь Н.А., Истратова О.Н., Лызь А.Е. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве. // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 4. С. 67–74. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-4-67-74 
Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. Успешность обучения в вузе: опыт студентов технических направлений  // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31915 DOI: 10.17513/spno.31915
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов // Образование и саморазвитие. – 2023. – Том 18, №4. – С. 121–140. – DOI: 10.26907/esd.18.4.10
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Мотивация, вовлеченность и субъективное благополучие студентов: роль преподавателя // Педагогика. – 2024. – Т. 88, № 4. – С. 84-94. – EDN OIYGYU.