Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
06.12.2024

Не в силе Бог, а в правде: как и с кем вёл переговоры князь Александр Невский, отец русской дипломатии

06.12.2024

6 декабря отмечается День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Потомки чтят и помнят его победы на поле боя, но не менее славные победы князь одерживал на дипломатическом поприще. О чём полководец договаривался с Золотой Ордой и Папой Римским, рассказывает историк Южного федерального университета.

Бояре иностранных дел

Дипломатическая служба в России активно развивается и оформляется в стройную систему на протяжении XV-XVII веков, одновременно с аналогичными процессами в европейских государствах. Лишь в XVII веке дипломатические представительства, находившиеся в других странах, стали работать на постоянных началах.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ Наталья Николаева рассказала, как вел дипломатические дела Александр Невский в XIII веке.

Новгород обладал особым статусом в составе Русских земель. К XII веку он стал самостоятельной республикой, в которой высшим органом власти было вече, наделенное широкими полномочиями. Новгородцы приглашали к себе князей, с которыми подписывали договор, где устанавливались условия их деятельности. Князья защищали город от внешних врагов и были высшей судебной властью.

«Иные русские княжества были для Новгорода всё же не «иностранными государствами». Как минимум, их единила общая династия – Рюриковичи. Основной целью договоров между землями Руси периода политической раздробленности была взаимная поддержка в кризисных ситуациях. Достаточно долгое время межкняжеские отношения определялись устными формами коммуникации, скрепленными клятвой», — рассказала Наталья Николаева.

Еще одним символическим актом была клятва у гробницы одного из почитаемых святых или у могилы предка: отца, деда. Так, например, к XII веку уже складывается практика клятвы у гробниц святых братьев Бориса и Глеба и у захоронения Феодосия Печерского.

После смерти Александра Невского, в XIV–XV веках, договоры между князьями заключались уже письменно. Они утверждались целованием креста и облекались в форму крестных грамот. Гарантом заключенных между князьями соглашений было духовное лицо – митрополит. Крестное целование имело символическое значение, представляя моральное обязательство.

Для вопросов международного характера со временем появляется специальный аппарат чиновников, ведающих дипломатическими вопросами. При великих князьях московских приемами иностранных посольств занималась Боярская дума.

«При первом царе Иване Грозном появляется специальный Посольский приказ, функционал которого был связан со всеми видами внешнеполитических отношений. На службу часто нанимали иностранцев или соотечественников, которые были обучены иностранным языкам. Постепенно формировалась система подготовки будущих работников Посольского приказа: боярских детей отправляли за границу, что позволяло выучить язык, а также – основы этикета, национальных традиций и обычаев. К XVII веку в состав Приказа уже был включен довольно обширный корпус переводчиков, работающих с документами, и толмачей — разговорных переводчиков», — поделилась Наталья Николаева.

Сын своего отца

В западном направлении внешней политики Александр выступал продолжателем отца Ярослава. В 1232 году Папа Римский Григорий IX призвал рыцарей Ордена меченосцев на борьбу с новгородцами, которые мешали реализации папской политики в отношении финских племен. В ответ в 1234 году Ярослав вторгся во владения Ордена близ Дерпта и одержал победу в сражении на реке Омовжа.

А вот с монголо-татарами Ярослав занимался налаживанием дипломатических отношений. Первым из сыновей Ярослава поездку в Каракорум, столицу Монгольской империи, в 1243 году совершил Константин, младший брат Александра Невского.

Александр в то время был князем новгородским, а эта земля не была затронута нашествием Батыя, соответственно, необходимость появления у хана Александра Ярославича еще не назрела, он как раз в это время воюет с Ливонским орденом и одерживает знаменитую победу на Чудском озере.

Поездки в Монголию Константина Ярославича оказалось недостаточно, хан потребовал самого Ярослава Всеволодовича, великого князя.

«Итальянский монах-францисканец, посланник папы римского Иоанн де Плано Карпини был в ханской ставке тогда, когда в ней находился отец Александра князь Ярослав. По сведениям монаха, Ярославу была оказана великая честь – ему из своих рук дала есть и пить мать хана Гуюка Туракина-хатун. Однако после этого визита Ярослав заболел и умер. Согласно сведениям Иоанна де Плано Карпини, в ставку приглашался и Александр Ярославич, однако он отказал в визите», — рассказала Наталья Николаева.

Историки не нашли однозначного ответа, был ли Ярослав Всеволодович отравлен окружением хана. Нужды в отравлении не было: монголы всегда могли казнить князя открыто, но исключать такой версии нельзя.

После смерти Ярослава Всеволодовича великое княжение должно было, согласно лествичному праву, достаться его брату Святославу Всеволодовичу. Батый – хан Золотой Орды (улуса Джучи) утвердил его вокняжение, а великий хан всей Монгольской империи – нет. Он вызвал в столицу империи город Каракорум Александра и Андрея Ярославичей и пожаловал первому ярлык на Киевское княжение, а второму – на Владимирское.

«По сути, монголо-татары распределили земли между братьями в соответствии с существовавшей на Руси системой передачи Великого Киевского княжения. Однако она в условиях политической раздробленности, по сути, являлась устаревшей. Более того, Киев после Батыева нашествия лежал в руинах, и подобное старшинство было весьма условной привилегией для Александра», — подчеркнула Наталья Николаева.

Между Западом и Востоком

Так под властью Александра Невского оказываются Новгород и Киев, и перед ним стоит выбор: продолжать военное сопротивление католическим странам и мирные переговоры с монголами, как делал его отец, или объединиться с папским престолом и дать отпор Золотой Орде.

«До наших дней дошли послания Папы Римского Иннокентия IV, адресованные Александру в 1248 году. К слову, это стало возможным благодаря тому, что при папском престоле уже в XIII веке была отлаженная система: исходящая корреспонденция всегда составлялась в двух экземплярах, один из которых хранился в архиве, а другой – отправлялся адресату. В посланиях Папа предлагает князю принять католичество, а взамен намекает на помощь Тевтонского ордена против монголо-татар», — рассказала Наталья Николаева.

Сведения о посещении Александра папскими легатами присутствуют и в его Житии. При этом в Житии мы читаем о решительном отказе князя от предложения папы принять западно-христианскую религию, в то время как на самом деле ответ Александра на первое послание папы Иннокентия неизвестен, но мы доподлинно знаем, что за первым последовало и второе послание. Этот факт дает основание для выводов об отсутствии решительного отказа.

«В Посланиях, адресованных Александру от папы, мы встречаем весьма интересный сюжет. Папа утверждает, что отец Александра, Ярослав, перед смертью принял западное христианство, и приглашает самого князя последовать его примеру. Источником информации Иннокентия IV о принятии Ярославом Всеволодовичем западно-христианской религии служит некое сообщение уже известного нам Иоанна де Плано Карпини. Курьезность ситуации заключается в том, что Иоанн оставил очень подробное описание своего путешествия, в котором нет ни слова о крещении Ярослава. Исследователи предполагают, что устно посол просто преувеличил свои дипломатические успехи, а вот в письменном виде постеснялся так сильно приукрашивать действительность», — объяснила Наталья Николаева.

Во втором послании Папа еще больше хвалит Александра, называя его «сиятельным королем Новгорода». По мнению Иннокентия, король «прозорливо обрел путь», который позволит ему достичь «врат райских». Об ответе Александра на это послание сведений нет, однако отношения более не возобновлялись.

«Сначала Александр действительно мог не выказать папе решительного отказа, надеясь на военную помощь. Но, совершив первую поездку в Cтепь в 1247-1249 годах и оценив всю ситуацию, князь убедился, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, отличаются веротерпимостью и не посягают на православную веру. Более того, в эти же годы с Римом сблизился князь Галицко-Волынской Руси Даниил Романович, и папский престол совершенно никак не помог ему с монголо-татарским вопросом, Папа Римский только обещал военный поход против Степи», — рассказала Наталья Николаева.

Нельзя также не вспомнить еще и тот факт, что в 1249 г. правитель Швеции Биргер с благословения папского легата начал завоевание земель финского народа еми. А они входили в сферу влияния Новгорода, и Александр мог воспринять это движение как недружественное отношение к нему со стороны папской курии

В 1252 году Александр снова едет «в татары». Поездка была связана с приходом к власти в Каракоруме нового хана Менгу, который отменил все указы, рескрипты и ярлыки своих предшественников. Соответственно, Александру требовалось получить ярлык на княжение заново.

В этом же году против монгольской власти взбунтовался брат Александра Андрей, который княжил во Владимире. Ответом на бунт стал карательный поход, вошедший в историческую науку под названием Неврюева рать: эмир Неврюй разгромил полки Андрея, и князь был вынужден бежать. Так Александру достаётся ещё и Владимирский престол.

Александр переезжает княжить во Владимир в 1252 году, а князем Новгорода назначает своего малолетнего сына Василия. В 1255 году горожане выгнали Василия и «вывели» к себе из Пскова другого Рюриковича – Ярослава Владимировича.

В 1258 году Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая погромом со стороны золотоордынцев, добился от новгородцев согласия на перепись и дань, «тамги и десятины». Князю пришлось прибегнуть к насильственным методам, чтобы избежать большого карательного похода монголов против Новгорода. Из новгородского летописания нам известно, что Александр Ярославич считал, что позволить татарам переписать население в данном случае будет меньшим из зол.

Последняя поездка Александра в Орду состоялась в 1263 году. И этот случай является в плане дипломатических маневров князя наиболее показательным. В этот год на Руси вспыхнуло новое восстание против сборщиков дани, охватившее Ярославль, Ростов, Суздаль, Владимир и другие города северо-восточной Руси. Инициатором сбора дани было центральное монгольское правительство великого хана Хубилая. Золотоордынский хан Берке должен был устроить самый большой карательный поход монгольской армии против этих взбунтовавшихся городов.

«Золотоордынский хан Берке, давно тяготившийся от подчиненности Каракоруму, не торопился проводить карательную акцию. Оценив ситуацию, Александр поспешил в Сарай, столицу Золотой Орды, с тем, чтобы заверить Берке в своей лояльности и, сыграв на противоречиях с Хубилаем, отвести от Руси угрозу нового нашествия. Миссия была проведена успешно, Александр уехал из Орды, но неожиданно заболел в Городце и здесь же 14 ноября 1263 года умер», — подытожила Наталья Николаева.

Язык до Китая доведёт

Исторически датой начала российско-китайских отношений считается 1 сентября 1618 года, когда официальная дипломатическая миссия во главе с Иваном Петлиным достигла столицы Китая, в России тогда правил первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович.

Однако существует источник, сведения которого с определенной долей условности можно рассмотреть с точки зрения российско-китайских отношений еще XIII столетия. В 1951 году японский исследователь Кэйо Синдзи Маэдзима обратил на него внимание.

Автор этого текста – чиновник и поэт Ван Юнь, живший в 1228-1304 годы и бывший современником описываемых им событий. Он начал службу во время владычества в Китае Монгольской Империи при династии Юань. Во время своей работы Ван Юнь вел журнал – по сути, подробную хронику событий.

Согласно сведениям автора, в 1261 году в Шанду, резиденцию монгольского хана Хубилая, приезжали люди из страны Фа-лан. Среди историков нет единого мнения относительно местонахождения данной страны. Довольно часто ученые подразумевают под ней одно из государств Средиземноморья.

«Однако, к примеру, упоминание о том, что в стране Фа-лан «всегда дневной свет, и нет ночи», вызывает вопросы, заставляя ученых посмотреть в сторону северных регионов, для которых характерны так называемые «белые ночи». Ряд авторов (П. Джексон, Г. Франке) предположили, что посольство в Китай было из Новгорода. В те годы как раз шла монгольская перепись населения Новгорода, и по её итогам Александр Невский вполне мог не только отчитаться золотоордынскому хану, но и отправить послов к великому хану, чья резиденция была как раз перенесена из Каракорума в Шанду», — добавила Наталья Николаева.

Подобное посольство могло носить функцию сбора и доставки дани, а также – преследовала цель урегулирования отношений после новгородского восстания. Логика в подобных рассуждениях имеет место, однако на данный момент они являются лишь гипотезой, нуждающейся в подкреплении за счет свидетельств, которые еще не найдены или вовсе не будут найдены.

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76607

Дополнительные материалы по теме