Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
27.11.2024

Подкаст «Науки о семье: Что философия – «матерь всех наук» – говорит о материнстве?

27.11.2024

О матерях Сократа и святого Августина, а также об образе матери в работах Владимира Соловьева и Николая Бердяева рассказала философ Марина Дидык

Специальный выпуск проекта «Науки о семье» посвящен Дню матери. Ректор ЮФУ Инна Шевченко и кандидат философских наук Марина Дидык беседуют о феномене материнства и его роли в зарубежной и отечественной философии.

Второй раз мы выходим в третью пятницу месяца с проектом «Науки о семье» и специальными выпусками. В октябре это был выпуск в преддверии Дня отца, а в ноябре, пожалуй, более знакомый всем праздник – День матери, который в этом году приходится на 24 ноября.

 

Конечно, мы не могли оставить без внимания эту тему, ведь в русской культуре, литературе, да и в нашей жизни тема материнства имеет особое значение. И мы бы хотели поговорить об этом с позиции философии и культурологии. В частности, мы побеседуем о том, как относится современная молодёжь к материнству, какое значение имеет и как интерпретируется феномен материнства в культурологии, зарубежной и отечественной философии, а также как представлена эта тема в контексте семьи и общества. Гостем ректора ЮФУ беседы стала заведующая кафедрой истории зарубежной и отечественной философии Института философии и политических наук Южного федерального университета Марина Дидык. Кстати говоря, Марина Александровна представитель династии профессоров ещё со времен Ростовского государственного университета, и по наши дни во многом определяющих современное состояние русской философии.

 

Марина Александровна, первый вопрос к вам какой смысл несет в себе День матери?

Этот праздник был учрежден в 1998 году президентом Борисом Ельциным. Прежде всего он стал напоминанием о социальной значимости материнства, этой уникальной роли для женщины. Ведь в какой-то момент фокус внимания сместился на другие аспекты жизни — женщины вышли на работу, в Великую Отечественную войну защищали Родину как на фронте, так и на производстве, затем наравне с мужчинами восстанавливали страну. И к концу века стало особенно важно напомнить всем о женщинах-матерях, потому что многие моменты, связанные с материнством, за непростой XX век ушли на второй план.

 

Женщина и мать это идентичные понятия? И какую роль в нашей культуре играет образ матери?

«Все-таки женщина и мать — не идентичные понятия. Они тождественны, но не идентичны. Если подойти к слову с философской точки зрения, то мы выходим прежде всего на «материю» — «то из чего», на «матрицу», на многие слова, понятия, без которых ничего не произойдёт. И, если мы углубимся в историю сотворения человека, то увидим, что Бог создаёт мужчину и женщину и заповедует «плодиться и размножаться». Мужчине трудиться, а женщине «плодиться и размножаться». И, по сути, «женщина» соединяется с «матерью» именно в этот момент», — объяснила доцент, кандидат философских наук Марина Дидык.

Можно ввести некое разделение и сказать, что «женщина не всегда мать». Например, есть религиозные сюжеты или мать как «матушка-земля», как плодородная почва, «матушка-Родина». Тогда кто её дети? И всегда ли есть дети? В православной культуре можем найти образы, которые имеют к себе обращение «матушка», но не являются родительницами с точки зрения потомства. Например, матушка Матронушка, матушка Ксения Петербургская. При этом православная святая Матрона никогда не была замужем, Ксения Петербургская замужем была, но у нее не было детей. Тогда возникает вопрос: «Какое у них потомство, какой плод?». И тогда мать представляется нам как та, которая даёт плод. Этот плод уникален, неповторим, но иногда сугубо духовен.

Описаны ли образы матери в философских трудах и что такое философское осмысление матери и роли материнства?

Интересно, что и саму философию называют «матерью всех наук», это известное выражение Цицерона. Что касается заметных образов матери, то, например, такая была у Сократа. Некоторые считают, что Сократ как столь уникальный, опережающий свое время философ, стал таковым благодаря своей матери. Она работала повитухой, то есть, как сейчас сказали бы, акушеркой, помогала женщинам «разрешиться». И эта помощь матери в рождении ребенка, помощь «приходу нового» в этот мир, вдохновила Сократа на создание собственной философской школы — майевтики. Этот термин переводится с древнегреческого именно как «повивальное искусство». Общаясь с людьми, он и его последователи помогали в «рождении мысли», то есть это было фактически то же самое, что и роды, в которых помогала женщинам его мать.

 

Давайте поговорим про русскую философию — какие примеры матерей или особого осмысления образа матери есть в русской философии? — уточнила ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Философия, по мнению многих русских философов, имеет женскую природу, как, собственно, и сама Россия. И тому есть яркие примеры — произведения «Душа России» Николая Бердяева или «Русская идея» Владимира Соловьёва.

Материнская любовь в интерпретации Соловьёва — какова она?

Это определённый стержень, остов. Соловьёв во всей своей философии выходит к средоточию, к центру. Любовь для него — самое высокое чувство. Это тот стержень, который даёт человеку, с одной стороны, возможность быть уверенным и устойчивым, а с другой — свободу, в том числе свободу выбора.

Образец матери — встречается ли он в философии? «Идеальная мать» — какая она?

«Идеал» и «образец» — слова, напрямую связанные с христианством и православием. Человек создан «по образу» Бога, поэтому и «образцы» хочется выделить соответствующие.

На мой взгляд, потрясающий пример — это мать святого Августина. Она, кстати, считается покровительницей всех женщин, как раз в День материнства христиане обращаются к святой Монике. Какова же её была роль и почему она стала образцом для самого Августина?

Она была спокойной, кроткой, умной, воспитанной женщиной и очень хотела, чтобы муж и дети уверовали в Христа так же, как она. И вот однажды ее сын – Августин – заболевает. Моника горячо молится о его душе, и в результате ее сын выздоравливает и приходит к христианству. Августин принял святое крещение, и это была высшая радость для его матери. И если говорить о том, как философы увековечивали своих матерей, то святой Августин в «Исповеди» как раз описывает своей диалог с матерью. Святая Моника говорит своему сыну, что она достигла всего, о чем молилась – ее сын уверовал в Христа, и она уходит из жизни, выполнив свое предназначение. Для Августина это невероятное страдание, ведь он теряет мать, но, с другой стороны, к нему приходит понимание, что она достигла максимума своей молитвой. Она вдохновляет его своим примером, своей верой, становится для него тем самым образцом.

Мы много говорим об исторической реконструкции философских образов матери, а как у молодёжи, нынешних студентов, складывается отношение к материнству? «Какова современная молодёжная философия материнства?» —спросила ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Мне кажется, картина положительная. Отношение к семье у молодых людей с каждым годом меняется в лучшую сторону. Мы часто проводим мероприятия, связанные с вопросами семьи, женского образа в русской культуре. И я замечаю, что с каждым годом позиция положительного отношения к семье, причём именно к официальному браку, укрепляется.  Молодые люди планируют вступать в законный брак, они не видят ситуацию «бессемейного существования». Одиночек очень мало — всего 1% тех, кто готов жить одиноко всю жизнь. Есть 50% тех, кто готов сразу жениться и даже рожать детей, 30% скорее за то, чтобы сначала получить образование, найти работу и только после этого вступать в брак.

Пожалуй, проблема заключается в том, что в современном мире женщина не может уйти в сторону и заниматься только рождением детей. Хотя мы и наблюдаем большое количество программ поддержки, в том числе и для многодетных семей. Я, можно сказать, уже многодетная бабушка: дважды мама, трижды бабушка, да и в Ростове, Ростовской области есть много многодетных семей, с которыми я знакома. И могу сказать, что государство сильно поддерживает эту линию развития.

Меняется ли культурный смысл материнства и в чем он проявляется?

Культура материнства — это возможность создать себе подобного, сотворить, поработать с ним. Если мы опираемся на термин «культура», то, как указал Цицерон, это возделывание, обработка, но в данном случае уже не почвы и земли, а человека. То есть «культура материнства» — это как раз воспитательный, образовательный момент, чтобы дать младенцу с самого начала все фундаментальные опоры, которые позволят ему дальше развиваться в жизни. И все это должно сопровождаться, конечно, невероятным чувством любви к своему ребенку, заботой о нем и желанием с ним общаться.

«Мне кажется, все ответы находятся, когда женщина познаёт радость материнства. Когда появляется ребёнок, все вопросы о том, что с ним делать и как его воспитывать, отпадают сами собой. Каких бы успехов не добивалась женщина — карьерных, жизненных, профессиональных — самое большое счастье в жизни — это её ребенок. Нет ничего важнее, чем увидеть успехи своего ребёнка, разделить с ним его переживания. Это, мне кажется, самое большое счастье, которым наделена женщина от Бога. И я хочу пожелать всем женщинам испытать радость материнства и как можно дольше всем нам оставаться детьми — дочерями и сыновьями», — поздравила слушателей и читателей «Комсомольской правды» ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.

Текст: КП-Ростов-на-Дону, ред. Молоткова О.А.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76523

Дополнительные материалы по теме