15 июня исполняется 106 лет со дня основания движения юных натуралистов.
Привлечение молодежи в сферу исследований и разработок — одна из главных задач Десятилетия науки и технологий в России. Воспитание будущих ученых начинается еще с раннего детства, когда ребенок знакомится с окружающим миром, наблюдает за различными природными явлениями, проводит свои первые исследования, задумывается о том, как он взаимодействует с природой. Помочь ребенку сделать свои первые шаги в науку, поддержать и сохранить его интерес к исследовательской деятельности сегодня особенно необходимо, и сейчас активно возрождаются идеи создания развивающего досуга молодежи, как например, движение юных натуралистов, любителей природы и всех ее обитателей. Юннаты обустраивали живые уголки в детских садах и школах, ухаживали за флорой и фауной, строили кормушки для зверей и птиц и конечно занимались популяризацией знания об окружающем мире.
В интересах педагогики, науки и просвещения
Несмотря на то, что формальной датой появления юннатского движения считается 15 июня 1918 года — тогда открылась знаменитая Станция юных натуралистов в Сокольниках, идея юннатства пришла к нам значительно раньше. Вернемся в конец XIX — начало XX века, как отметил доцент кафедры отечественной истории средних веков и нового времени ИИМО ЮФУ Евгений Шандулин, в этот период идет масштабный рост популярности новой, неклассической педагогики.
Первое объявление о приеме детей на Станцию юных любителей природы появилось в Сокольниках в июне 1918 года. Источник: ТАСС.
«Появление юннатства тесно связано с другим направлением педагогики, которое активно развивалось в России до революции, как и в мире — скаутством. И у скаутов тоже было два популярных направления, одно так называемое «крыло» скаутов считалось полувоенным и было связано с идеями воспитания молодежи британского военного Роберта Бадена-Пауэлла, а другое крыло относилось к деятельности совершенно противоположной по духу личности — известнейшему на весь мир канадскому писателю Эрнесту Сеттону Томпсону, который писал книги о животных и был одним из лучших писателей-натуралистов XX века. Его произведения были очень популярны в СССР», — рассказал историк.
Евгений Шандулин добавил, что в России скаутство как предтеча юннатства в период Гражданской войны было резко остановлено, поскольку большинство скаутов поддержали белое движение. Однако запрос на педагогику и увлечение природой оставался актуальным, кроме того, возрастала популярность новых разделов науки. Несмотря на то, что скаутство быстро потеряло свое влияние в России, его внешние атрибуты заинтересовали Надежду Константиновну Крупскую, которая впоследствии занимала пост заместителя Наркома просвещения СССР.
«Благодаря предложению Крупской скаутство было адаптировано под советскую действительность, так образовалось движение пионеров. Второе же крыло скаутства — увлечение природой и наукой по идеям популярных ученых-естественников Ивана Мичурина, Климента Тимирязева и других исследователей становится юннатским движением…», — поясняет спикер.
До 1934 года Станция юных натуралистов действовала главным образом в Москве, однако постепенно открывались аналогичные центры и по стране. В 30-е годы Московская станция получила статус Всесоюзного центра юных натуралистов. Историк отмечает, что юннатское движение стало своего рода дополнительной образовательной программой для школьников, оно приобщало молодежь к науке и исследованиям, было педагогической школой воспитания. Стать юным натуралистом не составляло труда, главное любить природу и следовать определенным правилам:
1. Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
2. Все свои наблюдения точно записывай, что возможно — зарисовывай.
3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.
4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
6. Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.
7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на Биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу общей работе.
8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, произошедшие в природе за это время.
Особенно интересно, что в кружках юных натуралистов занимались дети разных возрастов, обучение предполагало, что взрослый и ребенок работают вместе и совместным трудом что-то создают и добиваются успеха. Кружки создавались по интересам юных исследователей, так со временем появились «огородники, птичники, водолюбы и насекомники».
Кстати говоря, подобных движений в советском обществе было достаточно много, например, так называемая сеть центров детско-юношеского туризма, движение юных техников и др.
В 1994 году движение юннатов перестало существовать как часть организации общества, но экологическое мышление и идея самого движения не ушли в забытье, а продолжают развиваться и по сей день.
Природа твой друг
Вслед идеям юннатского движения в современном обществе активно формируется экологическое сознание. Люди начинают задумываться о том, как они взаимодействует с природой, не является ли это взаимодействие излишне травматичным, и как можно минимизировать негативные последствия влияния человека на природу.
«Экологическое сознание представляет собой совокупность знаний о живой природе и понимание чувства ответственности перед ней. Смысл в том, чтобы ответственно обращаться с природой, сюда же входит понятие биоэтики — что можно и что нельзя делать с природой», — отметил заведующий кафедрой зоологии ЮФУ Алексей Тихонов.
Зоолог также добавил, что формировать экологическое сознание необходимо с юного возраста, а именно создавать образовательные кружки, организовывать на постоянной основе открытые лекции, чтобы общество узнавало реальное положение дел о состоянии окружающей среды.
Тренд современной педагогики — возрождение юннатского движения
Общероссийское движение детей и молодежи «Движение первых» активно возрождает традиции юннатского движения. Сообщество юннатов «Движения первых» объединяет любителей природы по всей стране, стать частью экологического движения могут не только дети, но и их родители, а также педагоги.
Ростовская область является активным участником мероприятий и проектов в области экологического просвещения молодежи. Правительство области оказывает всестороннюю поддержку в организации культурно-просветительских событий, направленных на популяризацию осознанного и ответственного отношения молодого поколения к природе и ее обитателям. В преддверии Дня образования юннатского движения глава Администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко открыл в ростовском зоопарке Дом юннатов, где дети смогут получать экологическое образование и воспитание, узнавать больше о природе и учиться ответственности за судьбу своих питомцев.
Южный федеральный университет активно поддерживает студентов и преподавателей, которые принимают участие в проектах в поддержку и развитие экологического просвещения общества и защиту природы.
Автор текста: Загутина А.М.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75479