Ровно десять лет назад, 18 марта 2014 года, в состав России вошли два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Как изменилась жизнь граждан этих территорий за это десятилетие, рассказывает регионовед Южного федерального университета.
10 лет — это тот исторический период, который позволяет говорить об определённых итогах, достигнутых результатах, о том, что получилось или не получилось, считает доктор социологических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, руководитель Центра восточнославянских исследований ИСИР ЮФУ Максим Васьков.
«Для крымчан, практически единогласно отдавших свои голоса за воссоединение с Россией, «Крымская весна» — это исторический и переломный момент, как и для всей российской государственности. 2014 год разделил жизнь всей России на до и после», — рассказал Максим Васьков.
Историческая справедливость
Учёный отметил, что десять лет назад произошло восстановление исторической справедливости, поскольку Крым и Севастополь были переданы Украинской ССР в 1954 году с абсолютным нарушением даже советских законов, когда партийное руководство даже не поинтересовалось, как жители Крыма относятся к такому шагу.
«После распада СССР в 1991 году русские по своей идентичности, истории и культуре Республика Крым и Севастополь оказались в рамках чужой им украинской государственности, которая по нарастающей навязывала идеологию украинского национализма, к 2014 году стремительно эволюционировавшего в откровенный неонацизм», — отметил Максим Васьков.
Социолог рассказал, что в течение 25 лет пребывания Автономной Республики Крым в составе Украины из полуострова извлекалась прибыль от туризма и выжимались остатки производительности советских предприятий без каких-либо инвестиций со стороны украинского государства и крупного бизнеса в развитие производственных ресурсов, модернизацию и инфраструктуру Крыма.
После воссоединения с Россией практически сразу начали решаться ключевые проблемы, которые ранее делали невозможным развитие экономического и человеческого потенциала Крыма.
Стратегическая инфраструктура и коммуникации
Одним из самых грандиозных инфраструктурных проектов Российской Федерации в Крыму стал Крымский мост.
Идея строительства моста через Керченский пролив появилась ещё в XIX веке, но её реализация полтора века казалась многим утопией.
19 марта 2014 года Президент России Владимир Путин сказал, что мост будет построен. А первые машины поехали по нему 15 мая 2018 года.
«Это самый протяженный мост в Европе длиной 19 километров с автомобильным и железнодорожным сообщением. И построен он был в рекордные сроки», — подчеркнул Максим Васьков.
Дороги такого инфраструктурного и технологического уровня, как трасса «Таврида», в Крыму не было никогда во всей его истории. Более того, к 2014 году большинство междугородних автомобильных коммуникаций находилось практически в аварийном состоянии.
Сегодня «Таврида» соединяет Крым от Керчи до Севастополя в единую логистическую систему, включающую Крымский мост, главные города полуострова, стратегические маршруты на другие российские регионы.
Крупнейшим стратегическим инфраструктурным объектом, созданным Россией после воссоединения, стал соответствующий самым высшим мировым стандартам по комфорту и безопасности Симферопольский международный аэропорт имени Ивана Константиновича Айвазовского.
Экономика региона
Важнейшими отраслями экономики Крыма являются туризм и сельское хозяйство. Их процветание на полуострове обусловлено его уникальной природой и историей, географическим положением и климатом. Тем не менее до 2014 года в Крыму практически не было агрохолдингов и пищевых производств, а главными объектами рекреации оставались санатории и профилактории советских лет.
«После воссоединения Крыма с Россией в эти отрасли были направлены стратегические инвестиции: как в рамках проектов, финансируемых из федерального бюджета, так и по направлениям работы государственных корпораций и крупного частного бизнеса», — рассказал Максим Васьков.
В Севастополе по инициативе президента Владимира Путина проводится создание грандиозного по планировке и наполнению историко-археологического парка «Херсонес Таврический». В нём будут представлены тематические площадки по всем эпохам в истории Крыма и Севастополя. В рамках этого проекта уже завершена работа по строительству Детского художественно-эстетического центра и школы «Корсунь».
За 10 лет было открыто более 70 новых санаториев и гостиниц на почти четыре тысячи номеров, не считая сотен ранее существовавших объектов, прошедших капитальный ремонт.
«Большое значение имеет и возвращение «Артека» как крупнейшего центра детского творчества, отдыха и оздоровления. «Артек» был фактически разорён за время украинской власти, он работал всего несколько летних смен. В России смены «Артека» длятся круглый год, там собираются самые талантливые дети нашей огромной страны», — отметил Максим Васьков.
Сейчас на мысе Аю-Даг полностью восстановлено девять детских лагерей, входящих в «Артек»: «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной», «Озерный» «Лесной», «Полевой» и «Кипарисный». Дополнительно построен концертно-эстрадный комплекс «Артек-Арена». В 2025 году начнёт работу новый детский лагерь, который называется «Солнечный», и его открытие будет приурочено к столетнему юбилею «Артека».
Развитие туристической системы Крыма даёт импульс для возрождения и развития экономики республики в целом.
С каждым годом растет денежный оборот различных видов сельскохозяйственного производства, развития сферы сервиса и услуг, декоративно-прикладного искусства и связанных с ними производств. А это новые рабочие места и возможности заработка.
Водные ресурсы и энергонезависимость
Для Крыма как для региона характерны проблемы с питьевой водой и электричеством, существовавшие ещё со времени Советского Союза.
«Они не решались при украинской власти, а после 2014 года украинская сторона пыталась усугубить их блокадой. Желая отомстить населению Крыма за его волю воссоединиться с Россией, киевский режим пытался спровоцировать гуманитарную катастрофу. Но Россия построила обеспечивающие инфраструктурные объекты для добычи артезианской воды, а недавно был разблокирован и Северо-Крымский канал», — рассказал Максим Васьков.
Энергетическая безопасность Крыма была обеспечена вводом дополнительных мощностей Балаклавской ТЭС в 2018 году и Таврической ТЭС в 2019 году, а также созданием так называемого крымского энергетического моста, соединившего Крым с Объединённой энергосистемой Юга России.
Демография
После воссоединения Крыма с Россией произошли важные процессы в демографической сфере.
«В момент воссоединения возникли определённые кризисные аспекты и миграционные процессы, которые были неизбежны при столь значимых и масштабных событиях, радикально меняющих весь жизненный уклад. Однако они не привели к серьёзному кризису и очень быстро были преодолены», — рассказал Максим Васьков.
Всего за несколько лет произошел рост рождаемости: Россия запустила свои социальные программы, направленные на поддержку семьи и создания условий для укрепления демографического потенциала.
Это и материнский капитал, и инвестиции в образование, медицину, структуры социальной поддержки, большинству которых не было аналогов в украинский период.
Республика и город федерального значения
В составе России Крым является не просто регионом, а Республикой в составе Российской Федерации. У него есть своя Конституция, государственная символика, политическая специфика, культурная идентичность, национальное и конфессиональное разнообразие.
Город Севастополь — и вовсе отдельный субъект РФ, что позволяет его властям распоряжаться региональным бюджетом без посредничества муниципалитетов. Это, помимо прочего, означает, что зарплаты учителей, врачей и других бюджетников в Севастополе поддерживается на уровне Москвы и Санкт-Петербурга.
В рамках российской государственности Республика Крым и город федерального значения Севастополь смогли получить импульс к развитию и снова стали неотъемлемой частью исторической Родины – России.
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74713