Южный федеральный университет осуществляет подготовку профессионалов практически для всех отраслей экономики. В том числе обучают очень редким компетенциям — например, управлять инновациями не в теории, а на практике. Рассказываем о направлении 27.03.05 «Инноватика».
Чем занимается инноватор?
В XXI веке стремительно развиваются технологии, которые помогают человеку жить и трудиться в удобной и безопасной среде. Но исторически сложилось, что внедрение новых технологий в массы задерживается в силу того, что технологии не распространяются сами, их действительно нужно внедрять. Так, например, Александр Белл изобрел проводной телефон в 1876 году, массовая «телефонизация» началась в Советском Союзе спустя 60 лет, и даже к 1985 году телефоны стояли только в двух из трех домовладений. Остальные граждане этой инновацией так и не воспользовались в полной мере, а в XXI веке проводной телефон уже был вытеснен мобильным.
А сколько технологий сейчас рождается каждую секунду: более оптимальные способы делать ту или иную работу, новая техника, новые материалы, а сотни миллионов людей в мире живут и не знают об инновациях, предпочитая делать всё «по старинке». А иногда наоборот — руководитель предприятия делает всё, чтобы задействовать в производстве какую-нибудь технологическую новинку, тратит деньги на оптимизацию, а эффективность работы растет столь незначительно, что инновация оказывается убыточной.
Но ситуация постепенно меняется, ведь уже несколько десятилетий существует наука инноватика — область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении. Профессиональные инноваторы умеют преобразовывать новые знания в коммерческую прибыль либо в общественное благо.
В бизнесе менеджеры-инноваторы занимаются усовершенствованием проектов, находят общий язык между бизнесменами и учеными, разработки и идеи которых представляют коммерческую ценность. В социальной сфере инноваторы решают острые проблемы общества принципиально новыми способами. Это направление в России расширяется и сейчас охватывает медицину, образование, работу с пенсионерами. Ярким примером инноваций в социальной сфере являются проекты по повышению компьютерной грамотности людей пенсионного возраста.
В Южном федеральном университете инноваторов готовит Институт высоких технологий и пьезотехники (ИВТиПТ ЮФУ). Студенты учатся преобразовывать научно-технические достижения в новые конкурентные технологии либо товары и услуги с лучшими потребительскими свойствами.
Директор ИВТиПТ ЮФУ, профессор Александр Панич рассказал, что выпускники этого направления ориентированы на воплощение в жизнь научно-технических достижений и новых идей о концепции продукта, бизнес-процессах, рынках, технологиях и материалах. Направление уникально тем, что находится на стыке инженерно-технической, социально-экономической и организационно-правовой областей знаний.
«Студенты направления «Инноватика» обучаются по федеральному стандарту последнего поколения, который относит направление к области информационных технологий и предусматривает освоение компетенций как по программированию, так и по управлению проектами, ИТ-продуктами и технологиями», — поделился Александр Панич.
Как поступить на инноватора?
Поступить на направление «Инноватика» в Южный федеральный университет можно по результатам ЕГЭ по математике, русскому языку и третьему предмету на выбор: информатике и ИКТ либо физике.
О выборе профессии и своём обучении на инноватора рассказал студент четвертого курса Института высоких технологий и пьезотехники ЮФУ Ален Кайтамба.
«Я смотрел, какие IT-направления существуют в ЮФУ, выбор стоял между прикладной информатикой и инноватикой. Но, изучив оба направления, я решил, что инноватика — более обширная специальность, которая дает большой спектр возможности для реализации себя в IT-сфере. Как на самом деле работают инновации, я понял только на первом курсе, когда у нас был предмет «введение в инновационную деятельность». Мы, по сути, изучаем социально-экономические системы, но не в стабильном состоянии как в гуманитарных науках, а в состоянии кардинального изменения под влиянием новых технологий», — рассказал Ален Кайтамба.
Чему учат инноваторов?
Студенты направления «Инноватика» в ИВТиПТ ЮФУ проходят углубленный университетский курс математики, физики и информатики, осваивают инженерную и компьютерную графику, изучают инновационные материалы и технологии их производства. К профильным предметам относятся промышленные технологии и инновации, управление инновационными проектами, оценка и защита интеллектуальной собственности, алгоритмы решения нестандартных задач, а также другие курсы, формирующие уникальные компетенции инноваторов.
Важное место в подготовке профессионалов занимает практика. Индустриальными партнерами ИВТиПТ ЮФУ, принимающими студентов-инноваторов на практику, а выпускников – на работу, являются такие предприятия, как заводы АО «Алмаз» и АО «Таганрогский завод «Прибой», предприятия с полным циклом разработки ЗАО «Бастион» и ООО НПП «Донские технологии», компании на стыке инженерии и программирования ООО «ДАТУМ ГРУПП» и «Студия Олега Чулакова», НИИ «Спецвузавтоматика» и многие другие организации.
«Я проходил практику в студии Олега Чулакова, как менеджер проектов. Моим наставником выступала одна из сотрудниц компании, которая выдавала вначале специальный материал для углубленного изучения специальности и устройства компании, после изучения материала было дано несколько заданий, связанных с построением схемы бизнес-процесса для IT-проекта. Благодаря данному опыту я смог увидеть, что меня будет ждать по окончании университета и как вообще моя специальность выглядит изнутри», — поделился Ален Кайтамба.
Четверокурсник добавил, что в свободное от учёбы время он развивается в других направлениях IT, чтобы потом при ведении инновационного проекта не только понимать свою роль, но и знать, над чем каждая группа людей работает и какие задачи выполняет, при необходимости находить самому их ошибки перед представлением готового блока проекта заказчику.
Где работать инноватору?
Заместитель директора ИВТиПТ ЮФУ по социальной и профориентационной работе, доцент Елена Дзюба рассказала, что выпускники направления «Инноватика» могут работать в государственных органах, продвигая проекты, к примеру, в секторе экономического развития. Востребованы инноваторы и в коммерческих структурах, где они занимают должности менеджеров ИТ-продуктов или специалистов по планированию бизнеса и управления проектами.
«В процессе подготовки бакалавров мы постоянно взаимодействуем с партнерами, представляющими рынок труда для наших выпускников, и пока что им нужно только больше и больше хороших кадров, так что проблем с трудоустройством у выпускников направления «Инноватика» не бывает. Такие потенциальные работодатели как ЗАО «Бастион», Студия Олега Чулакова, ООО «ДАТУМ ГРУПП» помогают нам разрабатывать образовательные программы, институт учитывает их мнение при выборе профессиональных компетенций», — отметила Елена Дзюба.
Анализ трудоустройства выпускников за последние два года показал, что 80% выпускников, которые трудоустроились после окончания бакалавриата, занимаются именно инновационной деятельностью, большое количество выпускников поступает в магистратуру.
В компаниях, где работают выпускники ЮФУ, вакансия для инноваторов обычно обозначена как «менеджер по инновациям». В задачи такого менеджера входит проведение исследований на предмет оснащенности региона или отдельного предприятия инновационным оборудованием или техникой, а также новыми идеями. Инноватор ищет на рынке новых идей стартапы, которые подходят для конкретной организации. Далее он обосновывает свое решение перед руководством, внедряет новые идеи в работу. Инноватор полностью контролирует пилотный проект, отвечает за его результаты.
Среди студентов и выпускников направления «Инноватика» в Институте высоких технологий и пьезотехники ЮФУ уже есть призеры Международного инженерного чемпионата «CASE-IN», призеры олимпиады Компании «Сухой», победители федеральных хакатонов, стипендиаты губернатора Ростовской области, стипендиаты фонда В. Потанина, банка «Центр-Инвест», организаторы мастер-классов для школьников и абитуриентов, призеры олимпиады «Я – профессионал», победители отбора для стажировки в компаниях «Филип Моррис Интернэшнл», «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и «Тинькофф», а также просто амбициозные ребята, готовые внедрять технологии будущего уже в настоящем.
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74440