Свой профессиональный праздник работники гражданской авиации России отмечают ежегодно 9 февраля. Этот день неразрывно связан с кафедрой летательных аппаратов Южного федерального университета.
Свою история кафедра начала в 1992 году, когда в стране остро возник спрос на специалистов в области самолетостроения для ТАНТК им. Г.М. Бериева, ПАО «Росвертол» и других предприятий отрасли. При активном участии главного конструктора ТАНТК Геннадия Панатова и при поддержке ректора Таганрогского радиотехнического института Владислава Захаревича на общетехническом факультете ТРТИ была создана группа С-11. Это была первая группа студентов специальности «Самолето- и вертолетостроение».
«На вопрос «Кто ты?» я гордо отвечаю людям – авиастроитель. В авиастроении трудятся специалисты самых разных профессий: механики, инженеры, рабочие, технологи и многие другие, но объединяет нас одно – мечта строить самолеты! Когда стоишь на взлётно-посадочной полосе и видишь, как самолет, в создании которого есть часть твоего труда, взмывает в небо, понимаешь, насколько важно для человека не только получать достойную оплату за свой труд, но и видеть его воплощение, видеть, что он приносит пользу обществу и стране.
На формирование данной мечты еще в детстве повлияли родители. Первый раз в цех, в котором собирают самолеты, я попал в начальной школе. С большим энтузиазмом наблюдал, как над домом, который находится недалеко от ВПП ТАНТК им. Г.М. Бериева, проносятся самолеты Бе-200, А-40 и другие, слушал рассказы родителей о работе. В нашей семье мы с братом представители третьего поколения, связавшего свою жизнь с авиацией. Поэтому вопрос, чем же я буду заниматься, когда вырасту, даже не стоял», – рассказал выпускник кафедры ЛА ИРТСУ ЮФУ, руководитель проекта по комплексной системе сервисного обслуживания и послепродажному обслуживанию программы Ил-114 ПАО «Ил» Андрей Титов.
В 1997 году на кафедре была открыта аспирантура по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника», по которой защищались специалисты ТАНТК и других авиационных предприятий страны.
2006-й стал годом начала совместной работы по программе кластерного обучения студентов кафедры с научно-инженерной компанией (ООО «НИК») — официальным представителем фирмы «Boeing» в России. Был заключен договор между ЮФУ и ООО «НИК» о подготовке студентов кафедры для работы в компании.
«Именно на эту сферу деятельности мой выбор пал под впечатлением от первого полета. Тогда простой детский интерес узнать, как самолет устроен и как он летает, перерос в мечту, а позже уже и в цель. Но самое запоминающееся произошло на первом курсе, когда я в первый раз присутствовала на показательном полете самолета-амфибии Бе-200ЧС на дне открытых дверей ТАНТК им. Бериева. Амфибия сбросила воду в цветах флага России, затем выполнила забор воды с акватории залива с последующим её сбросом. Такие показательные полеты я наблюдала еще не раз, но тот первый полет остается для меня самым зрелищным и впечатляющим.
Считаю немаловажным то, что кафедра летательных аппаратов ИРТСУ развила в нас готовность к постоянному обучению, самообучению и совершенствованию профессиональных навыков в соответствии с быстрым темпом развития авиационной техники. После выпуска из ИТА ЮФУ я стала инженером отдела инженерного сопровождения воздушного судна в авиакомпании. Далее в процессе рабочей деятельности познакомилась с неразрушающим контролем авиационной техники и решила, что хочу развиваться именно в этом направлении. На сегодняшний день я занимаю должность инженера по неразрушающим методам контроля в крупной компании-провайдере по техническому обслуживанию и ремонту», – поделилась выпускница кафедры ЛА ИРТСУ ЮФУ Татьяна Толстикова.
Сегодня на кафедре обучаются студенты по следующим направлениям и специальностям:
– 25.03.01 - Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
– 24.03.04 - Авиастроение;
– 24.05.05 - Самолето- и вертолетостроение;
– 24.06.01 - Авиационная и ракетно-космическая техника.
За прошедшие годы кафедру окончили более 550 студентов, в том числе около 100 иностранцев. Более 80% выпускников трудоустроены при содействии кафедры на различных предприятиях и фирмах авиационной отрасли. Выпускники кафедры работают на всех континентах планеты, более чем в 30 странах.
Выпускник кафедры ЛА ИРТСУ ЮФУ, авиационный инженер-конструктор Яков Поддубный рассказал о своей карьере и знаниях, которые ему пригодились после обучения: «Моя работа началась с компании НИК в городе Жуковском по направлению от кафедры. Далее я перешёл во Всероссийский институт авиационных материалов, где работал над применением аддитивных технологий, а именно 3D-печати и 3D-сканирования при производстве беспилотных летательных аппаратов. Затем перешёл на предприятие, занимающееся разработкой небольших БПЛА вертолётного типа, руководил группой и помогал главному конструктору в управлении проектом. В настоящий момент я работаю инженером-конструктором первой категории в обособленном подразделении небольшой компании, которая занимается разработкой БПЛА для коммерческой доставки.
За 10 лет работы по профессии мне помогли многие знания, полученные во время обучения в институте. Основным навыком в начале карьеры было 3D-моделирование в CATIA, которое мы изучали в институте. В дальнейшем пришлось применять знания по технологичности и прочности для разработки конструкций и узлов. Понимание аэродинамики помогало создавать детали внешнего обвода. Особенно стоит отметить геометрию, как важную дисциплину для проектирования аэродинамических поверхностей в CAD-программах».
Для прикладной студенческой работы и применения навыков на практике было создано Студенческое конструкторское бюро авиационной техники. Работы ведутся в области проектирования мини- и микро- БПЛА. В СКБ было разработано и создано более 10 проектов различного типа и назначения. Развитие работ прошло путь от простых радиоуправляемых моделей до сложных авиационных систем, способных решать комплексные задачи.
Конструкторское бюро постоянно пополняет свое портфолио новыми проектами в области авиации. В 2023 году команда СКБ одержала победу в рамках сетевого акселератора технологического предпринимательства «Южное созвездие БАС», на котором представила вертикально взлетающую «амфибию». Суть проекта – создание морской платформы для наблюдения, мониторинга и контроля окружающей среды и судоходства.
«Сейчас у нас в СКБ трудится пять человек, все вместе мы работаем над разными проектами. С начала учебного года взялись за две разработки. Первая – создание полноценного макета летающей лодки МБР-2 в масштабе 1:6. Этот проект мы реализуем вместе с первокурсниками кафедры летательных аппаратов, чтобы они набирались опыта в производстве и разработке ЛА. Второй проект связан с предыдущим, сейчас идет разработка стапеля для постройки МБР-2. В будущем планируем создать испытательный стенд по стандартам авиации», – рассказал кубинский аспирант кафедры ЛА Шон Маркус Гюттлер.
Желаем коллективу, выпускникам и студентам кафедры летательных аппаратов ИРТСУ ЮФУ процветания, развития, новых проектов и достижений!
Следить за последними новостями Института радиотехнических систем и управления можно на официальном сайте ИРТСУ и в официальной группе Вконтакте: https://vk.com/irtsu_sfedu.
Автор текста: Тимур Пацюк
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74363