Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
22.01.2024

Платья, камзолы, маски и метаморфозы: какой он русский бал-маскарад

22.01.2024

25 января традиционно в День студента в Южном федеральном университете состоится Ректорский бал. И в этом году гостей праздника ждет бал-маскарад. Рассказываем о том, как в России проводили балы-маскарады, какие образы примеряли на себя русские императоры и как сегодня устраивают маскарадные балы.

 

Костюмированные празднества в России ведут свою историю еще со времен Петровской эпохи. Первый маскарад прошел в Петербурге в 1721 году в честь завершения Северной войны. Правила проведения карнавалов император составлял лично, а иногда он и сам писал сценарии для праздников.

Тогда участвовать в празднествах могли лишь приближенные Петра I, а остальных допускали лишь в качестве зрителей. Маскарад эпохи Петра Великого сильно отличался от тех, что мы привыкли представлять, ведь это был не бал, а процессия, шествие, которое сопровождалось различными увеселительными номерами артистов и шутов. Такие праздники отличались своей яркостью и красочностью, и могли длиться целую неделю.

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Отличительной чертой петровских маскарадов были грубое шутовство и юродство, восходящие к народным традициям святочных ряжений и переодеваний старой Руси. Петербург праздновал победу в Северной войне почти весь сентябрь 1721 года. Участвуя в столичных маскарадах, Петр I в костюме голландского матроса на потеху собравшимся прекрасно выбивал барабанную дробь. В начале следующего года в Москве в честь подписания Ништадтского мира состоялся самый масштабный маскарад петровской эпохи. Заснеженные улицы старой столицы символизировали каналы, по которым двигались сани с установленными на них макетами кораблей. На их палубах в маскарадных костюмах и масках сидели вельможи, генералы, иностранные послы и придворные дамы. Маскарад в Москве – городе сухопутном – должен был символизировать превращение России в великую морскую державу», — отмечает доцент кафедры отечественной истории Средних веков и Нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ Оксана Завьялова.

Известная любительница моды, роскоши и светских приемов — императрица Елизавета Петровна – привнесла в русский бал-маскарад свои «метаморфозы». Коронация императрицы Елизаветы Петровны запомнилась ее современникам как одно из самых пышных торжеств, после которого императрица ввела традицию устраивать два раза в неделю маскарадные балы. Очень важно было следовать правилам маскарада, женщины и мужчины не могли прийти на бал в своем привычном костюме.

Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748.

«Начиная с эпохи Елизаветы Петровны формируется традиция устраивать 1 или 2 января «новогодние маскарады» в Зимнем дворце, приуроченные к Святкам. В XIX веке петербургская знать прозвала их «балами с мужиками», так как на них допускались все желающие, но общее количество посетителей ограничивалось 30 – 40 тысячами человек. Писатель В.А. Соллогуб описал один из таких костюмированных балов при Александре I: “К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались… Первого вошедшего и последнего вышедшего гостя записывали на память… Посетителей собиралось более 30 тысяч. О полиции и помина не было”», — объясняет историк.

Екатерина II продолжила традицию переодеваний. А балы-маскарады проводились каждую пятницу. Гости одевались в костюмы героев комедии дель арте или комедии масок — Коломбины, Арлекина, Пьеро. Императрица облачалась в платье русского фасона, оно состояло из двух частей: глухого неширокого нижнего платья с длинными рукавами и молдавана — верхнего распашного платья без рукавов.

В Эрмитаже устраивались маскарады-сюрпризы, готовившие множество неожиданностей для участников. Например, гости, званные на спектакль, находили двери театра запертыми и читали на них объявление: «Поворотить женщинам вправо, мужчинам влево». Приглашенные обнаруживали платье двух цветов — пунцового и белого — и вместо предполагаемого театрального представления отправлялись на костюмированный бал (говорится в книге «Эпоха рыцарских каруселей и аллегорических маскарадов в России» под авторством Михаила Пыляева, русского писателя и журналиста, собиравшего занимательные истории и анекдоты XVIII — первой половины XIX веков).  Особую значимость представляли маскарады, организованные в честь военных побед, на таких мероприятиях собиралось более трех тысяч гостей в самых разных масках. Во время правления Екатерины Великой балы-маскарады тоже проводились по особым правилам, важно было соблюдение этикета, был возрастной ценз, дети младше 13 лет не допускались, также нельзя было приносить с собой оружие, позже благородным юношам и девицам, которым исполнилось 15 лет, разрешалось посетить карнавал во дворце. Примечательно, что при Екатерине II гостями дворцового бала-маскарада могли стать и обычные горожане. А еще иногда устраивались специальные бал-маскарады для детей знатных людей из дворян, иностранных и русских купцов. Детские балы готовились с такой же особой тщательностью, как и взрослые балы.

«К концу XVIII века маскарады в России с искусными костюмами и сложными сюжетами превратились в изысканные увеселения, своей пышностью затмевающие костюмированные празднества европейских дворов. Императрица Екатерина II придавала маскарадам политическое значение, они были призваны возвестить всей просвещенной Европе о блеске и величии ее царствования. Наряду с грандиозными маскарадами в императорской резиденции устраивались доступные для простых горожан публичные костюмированные вечера – «вольные маскарады». Наибольшей популярностью среди них пользовались карнавалы у итальянского танцора Джованни Локателли, который одним из первых стал вывешивать афиши о проводившемся бале масок. Сама Екатерина II охотно посещала публичные маскарады, приезжая на них в чужой карете и в маске, надеясь, что ее никто не узнает», — рассказывает Оксана Завьялова.

В XIX веке культура Поднебесной империи значительно повлияла на русский маскарадный костюм, например, император Николай I на одном из балов появился в костюме китайского чиновника.

Николай Беккер. Придворный маскарад в Аничковом дворце 14 февраля 1837 года. 

В эпоху правления императора Александра III, а затем Николая II были очень популярны бальные костюмы в старорусском стиле, гости примеряли на себя образы московских и новгородских стрельцов, боярынь и бояр. Последний грандиозный бал в русском стиле состоялся в 1903 году, его темой было правление царя Алексея Михайловича.

Император Николай II и Александра Федоровна на костюмированном балу 1903 года.

Затем традиция проведения костюмированных балов утратила свое значение, но в 1935 году она возродилась вместе с обычаем отмечать Новый год. Бал-маскарад теперь стал новогодним праздником, вернулись костюмы и маски, в которые в основном одевались дети на различные утренниках в детских садах и школах. Костюмы шили для детей родители из подручных материалов: занавесок, поролона, ваты, марли, бусинок, мишуры и многого другого. Больше всего запомнились образы мальчиков-зайчиков и девочек-снежинок. Конечно, в советское время были популярны маски с изображением различных животных, сказочных персонажей — сегодня эти новогодние атрибуты являются настоящим раритетом и добрыми воспоминаниями о детстве наших родителей, бабушек и дедушек.

Каждая эпоха в истории нашей страны задавала особый колорит и настроение русскому бал-маскараду. И Ректорский бал-маскарад Южного федерального университета станет незабываемым событием для тех, кому посчастливится на нем побывать, участники бала также будут в масках, красивых бальных платьях и фраках!

Автор текста: Загутина А.М. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74178

Дополнительные материалы по теме